Великие реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

В последние годы реформы 1860-1870-х годов вновь привлекают внимание широких слоев российского общества. Интерес, проявляемый к ним, носит сегодня практический характер. В наши дни, когда Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Александр II в до коронации и в первые годы царствования………….…5
Глава 2.«Великие реформы» 1863-1874 годов………………………………………..7
2.1Отмена крепостного права………………………………………………………….7
2.2 Земская и городская реформы………………………………………………………11
2.3 Судебная реформа……………………………………………………………………14
2.4 Военные реформы……………………………………………………………………16
2.5 Финансовые реформы………………………………………………………………..18
2.6 Реформы в области просвещения и печати………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

В результате проведенной  реформы страна приобрела уникальный опыт преобразований, были созданы условия для дальнейшего развития пореформенной деревни.

В целом реформа 19 февраля 1861 г. знаменовала собой крупный  переломный этап в истории страны, разделительную черту между старой феодально-крепостнической Россией и новой, избравшей путь буржуазной цивилизации. В этом заключается ее главное историческое значение.

 

2.2 Земская и городская реформы.

 

1 января 1864 г. был принят  закон о земских учреждениях.  Согласно закону, земские учреждения являлись выборными органами. Все избиратели делились на три курии. К первой курии – уездных землевладельцев – были отнесены владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества стоимостью не ниже 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход не менее 6 тыс. рублей. В состав городской курии были отнесены лица, обладавшие купеческими свидетельствами, владельцы предприятий и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также недвижимой собственности стоимостью от 500 до 3000 рублей (в крупных городах).8 Участие в крестьянской избирательной курии не требовало обладания имущественным цензом, однако в этой курии выборы носили многоступенчатый характер: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые выбирали выборщиков, а последние – гласных в уездные земские собрания. В свою очередь уездные земские собрания избирали гласных губернских земских собраний.

Выборы уездных и  губернских земских собраний происходили  раз в три года. Их постоянным органом являлись уездные и губернские управы, которые в составе до 6-ти гласных избирались на земских собраниях. Управы обычно заседали раз в год несколько дней, хотя могли быть и чрезвычайные собрания.

Одним из важнейших направлений  в деятельности земств в России являлось поднятие уровня медицинского обслуживания населения и особенно деревенского. Необходимо отметить, что до конца 60-х годов XIX в. в России сельская медицина как таковая отсутствовала, не было, за очень редким исключением, и сельских врачей. В 1881 г. на земской работе находился уже 1021 врач, большинство трудились в сельской местности. На фоне катастрофического положения сельской медицины до введения земских учреждений можно признать эту цифру довольно значительной.9 В стране шел активный процесс создания определенной группы земской интеллигенции. Самоотверженными усилиями земских врачей в стране были созданы общественная медицина, народная медицина, санитарное направление медицины, санитарная статистика. В сельских районах шло строительство земских больниц.

Другим важным направлением деятельности земских учреждений являлось развитие народного образования, что выразилось, главным образом, в создании земской школы и подготовке земских учителей.

Кроме вышеназванных  направлений, земские учреждения прокладывали в сельских местностях дороги, заведовали продовольственным делом, организовали подземельный кредит, пропагандировали агрономические знания, создавали ветеринарную помощь, заботились об улучшении кустарной промышленности, проводили и публиковали обширные статистические исследования.

Для финансирования своей  деятельности земства получили право облагать население специальным земским сбором, самим определять смету своих доходов и расходов.

Деятельность земств повлекла за собой возникновение  так называемого «третьего элемента»  – большой группы вольнонаемной  земской интеллигенции, отличавшейся высоким уровнем знаний, самопожертвованием в выполнении своего профессионального долга, прогрессивностью взглядов. Общая численность всех земских служащих к середине 80-х годов XIX в. составляла около 23 тыс. человек.

16 июня 1870 г. Александр  II подписал Закон о реформе  городского самоуправления в России, которая по праву стала составной частью Великих реформ 60−70-х гг. XIX в. Принятие «Городового положения 1870 г.» явилось ответом на новые насущные потребности развития городов, создавало определенные условия для подъема городского хозяйства, привлечения к работе в органах самоуправления стремительно набиравших силу после падения крепостного права предпринимателей10.

Реформа заменила прежние  сословные органы городского управления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной). Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, находившимся в русском подданстве и платившим в пользу города налоги и сборы.

Избирательное право  было предоставлено и юридическим лицам: разным ведомствам, учреждениям, обществам, товариществам, монастырям, церквам, платившим сборы в городской бюджет. Законом предусматривалась трехразрядная избирательная система, при которой все избиратели делились на три курии (крупных, средних и мелких налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов.

Городские органы самоуправления имели ряд административно-хозяйственных  функций. Прежде всего, это благоустройство города: освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др. Далее – развитие народного образования и культуры (открытие школ, библиотек, музеев, театров и пр.), здравоохранения (учреждение и содержание больниц, проведение санитарно-гигиенических мероприятий). Требовало внимания оказание содействия в обеспечении населения продовольствием (организация рынков, базаров), принятие мер против пожаров и других стихийных бедствий, попечение о развитии местной торговли и промышленности, об устройстве бирж, кредитных учреждений и др.

Городской бюджет формировался на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских  имуществ (торговых рядов, бань и др.), пошлинных сборов на клеймение весов  и мер, аукционов и др., а также отчислений из городской казны. На городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм и др.

Создание органов земского городского самоуправления явилось  важным этапом становления в России гражданского общества. Впервые управление общественными делами в значительной своей части было изъято из ведения чиновников и передано избранным представителям различных социальных групп населения.

 

    1. Судебная реформа.

 

Одним из значительных преобразований в серии Великих реформ Александра II была судебная реформа 1864 г. Проведение судебной реформы в России было делом давно назревшим. Старая судебная система имела огромное количество недостатков.

Наиболее значительными из них  были сословность, многоступенчатость, отсутствие гласности и состязательности при вынесении судебного решения, полная зависимость суда от администрации.

Александром II были утверждены Судебные уставы. Новые Судебные уставы состоят из 4-х частей: 1) Устав гражданского судопроизводства; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Учреждение судебных установлений и 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.11

Судебная реформа провозглашала  начало суда гласного, состязательного  и независимого. Судебная власть распространялась на всех граждан России независимо от их сословной принадлежности. В уголовной сфере вводился принцип привлечения к ответственности исключительно по правилам, предлагавшимся в Уставе уголовного судопроизводства. Разрешение гражданских споров теперь являлось исключительной монополией суда.

Согласно Судебной реформе вся территория России была поделена на ряд судебных округов. В каждом из них функционировала следующая структура судебных органов. Первой инстанцией в маловажных гражданских и уголовных делах был мировой судья, который избирался гражданами. В компетенции мировой юстиции находились все дела, рассмотрение которых могло повлечь такие виды наказаний, как: различного рода выговоры, штрафы до 300 руб., заключение в тюрьме не более одного года. Все иски, находившиеся за пределами компетенции мирового судьи, являлись предметом рассмотрения окружных судов и их апелляционной инстанции в лице Судебных палат.

Окружной суд и Судебная палата состояли из председателя и нескольких членов. Они назначались государством и могли быть отстранены от должности  только по решению суда, т.е. были полностью независимы от административной власти.

Другой гарантией объективности  судей было наличие высоких должностных  окладов. Судьи выносили свои решения  на основе сведений, полученных из выступлений  прокурора и адвоката, которые  также могли быть смещены со своих должностей исключительно по решению суда. При разрешении уголовных дел использовался суд присяжных заседателей, решения которого являлись окончательными.

Высшим судебным органом  были кассационные департаменты Правительствующего Сената. Как видно из названия, они  являлись органом надзора за правильностью отправления правосудия и, по существу, за некоторыми исключениями, дел не разбирали.12

Реализация судебной реформы началась в 1866 г., когда были отрыты Петербургская и Московская судебные палаты. К началу 1870-х гг. практически на всей территории Европейской России судебная реформа была проведена.

Судебная реформа выдвинула  талантливейших юристов: адвокатов  и прокуроров. Адвокаты были новым явлением российской действительности. Их появление означало возможность получения квалифицированной юридической помощи. Благодаря своему высокому профессионализму, многие из них стали известны не только на всю Россию, но и за ее пределами.

Впервые в отечественной  истории судебная процедура стала  гласной и состязательной, а, следовательно, всем ясной и понятной.

Судебная реформа 1864 г. была одним из самых значительных достижений в истории России XIX в. С этого события в стране начался  важный процесс формирования правового  государства и гражданского общества.

 

    1. Военные реформы.

 

Военные реформы, являясь  составной частью Великих реформ 60−70-х годов XIX в., были продиктованы рядом важных причин, прежде всего поражением России в Крымской войне 1853-1856 гг., которое обнажило глубокую отсталость всей ее военной системы, необходимостью существенно сократить обременительные военные расходы, а также развитием новой военной техники.

Военные преобразования были начаты в 1862 г. после доклада Д.А.Милютина императору, в котором он изложил программу реформ, и в основном завершены в 1874 г. Прежде всего, необходимо было, с одной стороны, сократить численность армии в мирное время, а с другой, сделать так, чтобы ее можно было вновь значительно увеличить в военное время.

Эта довольно сложная  задача была решена следующим образом: резко уменьшили небоевые части армии (нестроевые, местные и вспомогательные войска), упразднили Отдельный корпус внутренней стражи (войска, предназначавшиеся для охраны государственного порядка, несения караульной и т.п. служб, всего около 145 тыс. чел.), сократили срок действительной службы до 7 лет, создали обученный запас, который в случае военной необходимости можно было быстро поставить под ружье.13

Одновременно и сама армия к 1871 г. подверглась коренной реорганизации. Войска отныне стали  делиться на полевые, или действующие, и местные (линейные, резервные, вспомогательные и др.). Были упразднены армии и корпуса. В пехоте и кавалерии высшими тактическими единицами стали дивизии, в артиллерии и инженерных войсках – бригады.

В 1865 г. был учрежден Главный штаб – центральный орган управления войсками. В 1862-1864 гг. реализовалась реформа местного военного управления − созданы военные округа.

Перестроили систему  подготовки офицеров: общеобразовательные классы кадетских корпусов преобразовали в военные гимназии, создавались военные училища, а также юнкерские училища, куда могли поступить и лица недворянского происхождения, пересмотрены программы и курсы Академии Генштаба.

Серьезные изменения  произошли в боевой подготовке и  перевооружении армии: разработан ряд  уставов и наставлений, приняты  первые нарезные заряжаемые с казны орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные, введены винтовки Бердана.

Военные реформы этого  периода завершились введением  в 1874 г. всеобщей воинской повинности. По новому закону воинскую повинность должны были отбывать все лица мужского пола 21-40 лет, без различия сословий. Срок военной службы для сухопутных войск устанавливался в шесть лет действительной службы и девять лет запаса, для флота − семь лет действительной службы и три года запаса. Затем военнообязанные переводились в Государственное ополчение, куда зачислялись и освобожденные от призыва. Освобождение от действительной военной службы определялось льготами по семейному положению, а при отсутствии их − жеребьевкой. Значительно сокращался срок действительной службы для лиц, получивших среднее и высшее образование. Введение всеобщей воинской повинности позволило сократить численность армии в мирное время и обеспечить накопление обученных резервов.14

Проведенные военные  преобразования повысили боеспособность армии, ее мобилизационные возможности, уровень подготовки ее офицерского корпуса и рядового личного состава, способствовали созданию в войсках нового, более здорового нравственного климата. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. со всей очевидностью показала своевременность и целесообразность проведенных преобразований.

 

2.5 Финансовые реформы.

 

В 60-х годах правительство  Александра II осуществило крупные  финансовые преобразования, которые  были призваны содействовать потребностям развития капитализма в России. Некоторые из них были проведены еще до отмены крепостного права. В мае 1860 г. был учрежден Государственный банк, ставший со временем органом не только денежно-кредитной, но и общеэкономической политики правительства, с характерным для нее широким государственным вмешательством в хозяйственную жизнь страны. В конце 1860 г. издается закон об отмене с 1863 г. винных откупов и о свободной продаже вина и одновременно о введении акцизного сбора с вина, что позволило значительно увеличить доходы казны.

Информация о работе Великие реформы Александра II