Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 06:55, реферат
В качестве темы данного реферата я не случайно выбрала Красноярскую ГЭС. Привлекает тот факт, что данное сооружение территориально находится не слишком далеко от Новосибирска и есть реальная возможность побывать там. Мне намного интересней писать, читать и изучать то, что я могу потом увидеть своими глазами. Много слышала про нее, заинтересовалась.
Введение ……….………………………………………………………… 3
Красноярская ГЭС ..……………………………………………………… 4
Система действия…………………………………………………………... 5
Устройство, принцип работы ……………………………………………… 6
Основные характеристики Красноярской ГЭС…………………………... 7
История создания……………………………………………………………. 7
Основные этапы строительства…………………………………………….. 9
Легенды и факты……………………………………………………………. 11
Судоподъемник Красноярской ГЭС………………………………………. 12
Перспективы ...………………………………………………………………. 17
Заключение ………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы ……………………
Со строительством Красноярской ГЭС связано рождение Дивногорска — поселка, а затем и города, в котором жили строители Красноярской ГЭС.
8 августа 1959 г. на дно реки был сброшен первый камень с символической надписью: "Покорись, Енисей!"
Первый бетон в основание плотины заложил космонавт Ю.А. Гагарин.
Есть музей истории строительства Красноярской ГЭС. По договоренности с руководством Красноярской ГЭС организуются экскурсии в машинный зал и музей.
Судоподъемник Красноярской ГЭС.
Красноярский судоподъёмник – уникальное гидротехническое сооружение, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС, на реке Енисей.
Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины: шлюзование. Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой.
Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году. Оно было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
Судоподъёмник красноярского гидроузла сооружён в 1976 году, официально пущен в эксплуатацию в 1982 году.
Состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление.
Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.
Тип судоподъемника – продольно – наклонный, двухскатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах: в верхнем 13,0 м, в нижнем – 6,5 м.
Судоподъемник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются на железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные, вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъемник оснащен автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.
Способ транспортировки
судов – на плаву, при глубинах
воды в камере до 2,2 м
Скорость передвижения из одного бьефа
в другой – 20 метров в минуту.
Обычно, для преодоления судами ГЭС строятся шлюзы, которые опускают или поднимают суда из верхнего бъефа в нижний. Но в случае с Красноярской ГЭС решено было строить не шлюзы, а судоподъемник. Почему?
Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу – скалы, на правом – город Дивногорск, долина реки Маны... По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот – в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска (40 км от плотины ГЭС).
Тогда родился вот такой проект. В итоге, судоподъемник поднимет судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину. Общая длина пути – полтора километра.
Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации.
В советское время подъемник работал с начала навигации на Енисее весной до ее завершения осенью. Однако сейчас из-за падения грузооборота подъемник работает лишь один месяц в году, с 1 сентября до 1 октября, когда начинается вывоз сельскохозяйственной продукции с верховья Енисея, из Хакасии.
Максимальный напор - 98,0 м
Грузоподъемность расчетного судна - 1500
т
Судовозная камера:
– полезные габариты -длина -90,0 м
– ширина -18,0 м
– глубина -2,2 м
– общие габариты -длина -113,0 м
– ширина -26,0 м
– максимальная высота -20,0 м
– масса камеры -без воды -4500 т
– с водой и судном -8100 т
– привод -электрогидравлический
– количество тележек -78 шт.
– количество опорных колес и гидромоторов
-156 шт.
Поворотное устройство:
– диаметр -106,0 м
– угол поворота -140о
Судовозные пути:
– ширина колеи -9,0 м
– общая длина -1510,0 м
– продольный уклон -1:10
Насчет экономической
Вообще-то, дело происходило в совсем другой
стране, с другим уровнем развития экономики,
другим типом хозяйствования, и главное,
в стране с существованием долговременных
планов и мощных инвестиций в промышленность.
Поэтому в принятии решения о строительстве
специального сооружения по преодолению
судами плотины Красноярской ГЭС (для
Саяно-Шушенской же, например, не строили
ничего) сыграли роль следующие главные
факторы:
1. Существовавший в то время интенсивный
грузопоток между центром и югом Красноярского
края, связанный с активным промышленным
развитием, развитием с/х и пр. В те годы
суда Енисейского пароходства проходили
плотину круглосуточно!
2. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС.
И дело там было не столько в доставке
разнообразных грузов, необходимых для
столь обширного строительства, сколько
в рабочих колесах турбин для этого гидроузла.
Они большие, а производство их весьма
высокотехнологично. Строили их, как и
для Красноярской ГЭС, в Ленинграде. На
железнодорожном или автомобильном транспорте
они перевозятся только в разобранном
виде (иначе снесут все опоры по Транссибу...
).
Но, если для Красноярской ГЭС Енисейское
пароходство без особых проблем доставило
сей негабаритный груз (Севморпуть-перегрузка-Енисей)
Для сварки, термообработки, монтажа и
пр. рабочих колес турбин Саяно-Шушенской
ГЭС создавать специальное высокотехнологическое
машиностроительное производство рядом
со строящейся станцией.
Строить судоподъемник для прохода Красноярского
гидроузла.
Понятно, что второй путь оказался в итоге
дешевле и эффективнее, чем создание «разового»
машиностроительного производства у подножья
Западного Саяна.
Ну и немного по стоимости использования
судовладельцами этого уникального сооружения
на Енисее.
В период активной навигации на верхнем
Енисее (с 3 сентября по 3 октября) подъем
судна в Красноярском судоподъемнике
для всех судовладельцев вообще бесплатный.
В межнавигационный период стоимость
подъема договорная и зависит от характеристик
судна. В среднем перевозка из одного бьефа
плотины в другой стоит около 63 тысяч рублей.
K 1995 году степень износа гидроагрегатов Красноярской ГЭС приблизилась к уровню 50%, поэтому было принято решение о реконструкции гидроагрегатов и модернизации оборудования станции. Программа реконструкции разработана на основе технико-экономических расчетов института «Ленгидропроект».
Менее чем через пару лет Красноярская ГЭС должна превратится в станцию нового поколения. На гидростанции завершается процесс технологической модернизации, качество которой во многом испытает на прочность уже наступающая зима.
На сегодняшний день завершена реконструкция десяти из двенадцати гидроагрегатов. Обновлены системы защит и автоматики, средства связи, системы гарантированного электропитания. Установлено новейшее современное оборудование на ОРУ-220 кВ. Ведётся плановая модернизация ОРУ-500 кВ.
Реализация программы реконструкции увеличит надёжность электростанции, в разы улучшит технологичность и эффективность работы оборудования за счёт существенного увеличения межремонтных ресурсов.
Установленный срок эксплуатации каждой машины после модернизации увеличивается от первоначального в два раза и составляет 40 лет.
Полностью программа модернизации Красноярской ГЭС будет завершена к 2013 году.
И тогда это будет
высокотехнологичная станция
Красноярский судоподъёмник – уникальное гидротехническое сооружение
Первый блок Красноярской ГЭС был пущен 3 ноября 1967 года
Изображение Красноярской ГЭС на оборотной стороне бумажных купюр достоинством 10 рублей образца 1997 года.
Прочитав достаточно много статей о Красноярской ГЭС, я нашла всю интересующую меня информацию. Расширила свой кругозор, еще больше заинтересовалась этим сооружением и, теперь я уверена, если буду неподалеку – обязательно выделю время, чтобы заехать туда, сходить на экскурсию и своими глазами увидеть эту великую постройку XX века.
Я узнала, что при проектировании
были допущены экологические ошибки,
которые привели к тому, что незамерзающая
полынья у дамбы растянулась не на 20 планируемых
километров, а ровно в десять раз больше
– на 200 км.
Это, в свою очередь, привело к затоплению
больших площадей ценных сельскохозяйственных
земель, а также к переселению значительного
количества людей. Также незамерзающая
вода изменила климат Красноярска на более
мягкий, но воздух там стал более влажный.
Еще было интересно узнать о том, почему же на Красноярской ГЭС решили строить судоподъемник, а не шлюзы. Оказывается, все из-за большого перепада высот - в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска. Решили построить судоподъемник, который бы «перебрасывал» судна через плотину.
Список используемой литературы
3.http://turizm.ngs24.ru/
4. http://www.gazeta.lv/story/
5. http://gelio.complexdoc.ru/
6. http://www.krasrab.com/
Информация о работе Великие стройки Сибири 50-80х годов. Красноярская ГЭС