Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 13:36, реферат
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки", довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания).
1. Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП).
3. Направления и трассы Великого Шелкового пути
4. Торговля и товары
5. «Золотой век» Шелкового пути
6. Влияние Великого Шелкового пути на культуру народов
7. Заключение
Казахский национальный университет имени аль-Фараби.
Кафедра: Химии и химической технологии.
На тему:
«Великий Шелковый путь»
Выполнила: Әліпберді Назерке
2014-2015
План:
1. Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП).
3. Направления и трассы Великого Шелкового
пути
4. Торговля и товары
5. «Золотой век» Шелкового пути
6. Влияние Великого Шелкового пути на культуру народов
7. Заключение
Введение
"Прокладывая дорогу в новое тысячелетие,
мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания,
символизируя это словами: безопасность,
стабильность и устойчивость развития".
И.Каримов.
В истории человеческой цивилизации есть
немало примеров длительного взаимовыгодного
культурного и экономического сотрудничества
между странами и народами с различными
политическими, религиозными и этническими
традициями. Например, существовал легендарный
путь "из варяг в греки", довольно
длительное время действовавший между
Русью и скандинавскими странами (Швеция,
Норвегия, Дания). Известен в истории и
соляной торговый путь, который проходил
по Африканскому континенту, пролегая
в основном через пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко известным
в мире являлся Великий шелковый путь,
протянувшийся от берегов Атлантического
океана до берегов
Тихого, пересекавший весь Азиатский континент
и соединявший страны
Средиземноморья с Дальним Востоком в
древности и раннем средневековье. Это
была не просто дорога или даже система
дорог от океана до океана, это был сложнейший
культурно—экономический мост между
Востоком и Западом, соединявший народы
в их стремлении к миру и сотрудничеству.
Формирование и развитие Великого
шелкового пути (ВШП)
Возникновение ВШП
Возникновение Великого шёлкового пути
относится ко II в. до н. э. А сам термин "Великий
шёлковый путь" был введён в историческую
науку учёными
XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий
путешественник и историк
К.Рихтгофен написал свою работу "Китай",
в которой он впервые и определил этот
торговый путь по восточным странам названием
"шелковый путь".
Следует заметить, что еще задолго до образования
Великого шёлкового пути на территории
Центральной Азии и Древнего Востока существовали
пути, которые служили целям войны и мира.
По ним продвигались большие армии и малые
отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные
вдоль них города подвергались нападениям;
в мирное же время эти пути служили связующими
нитями политической, торговой и культурной
жизни. Именно эту их функцию всегда ценили
народы.
Один из древнейших путей — "лазуритовый"
— сложился еще в 3—2 тысячелетиях до н.э.
Он начинался в горах Памира, проходил
через Иран до
Передней Азии и Египта. Полудрагоценный
камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый
в районе верхней Амударьи на Памире (в
Бадахшане), высоко ценился ювелирами
древневосточных государств, таких как
Шумер (Двуречье) и
Египет. При раскопках гробниц в них были
обнаружены изделия из бадахшанского
лазурита.
Направления и трассы Великого Шелкового пути
Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям).
Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.Тараз - один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города Касрибас, Куль-Шуб и Джуль-Шуб. От Кулана далее на восток на расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караваны шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород. Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков).
Из Суяба Шелковый путь шел либо по север Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса - в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китайному, либо по южному берегам Иссык-Куля
Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р. Или в районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка. Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом.
Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу. Город славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук.
Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — в Дженд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда — в Поволжье и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в. и проходил через Дженд, Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.
От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы Центрального и Восточного Казахстана в степь Дешт-и Кыпчак, позднее известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников. Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.
Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и через перевалы Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный и северный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны переходили пролив вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегам шли к предгорьям Улутау.
От северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с западной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли государства кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимакские города Банджар, Ханауш, Астур,исан и «столица хакана» — огромный город, окруженный укрепленной стеной с железными воротами. Города кимаков были связаны торговыми дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами Восточного Туркестана.
Торговля и товары.
Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных» коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов.
По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.
Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государственные долги.
Шелк и часть товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому свидетельство2.
К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII в. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути .
По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву в определенную этнокультурную среду, получали широкое распространение.
За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300.[1] Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.[1]
В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).[1]
Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний.[2] Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.
Влияние Великого Шелкового пути на культуру народов
Развитие ремесел
Намечается прогресс в керамическом ремесле.
По сравнению с периодом раннего средневековья,
доля лепной посуды резко снижается. Появляется
поливная керамика. Выделка стеклянных
изделий в городах Казахстана относится
к IX в., а массовое распространение их приходится
на Х—XII вв. Наиболее распространенными
видами изделий были графины, кувшины,
чаши, кубки, кружки, флаконы. Из стекла
изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее
важных в городе. О его развитии, технических
возможностях дают представление массовые
находки железных изделий. Производство
изделий из меди было распространено в
городах повсеместно, тем более разработки
на полиметаллы и медь находились неподалеку
от городских центров в Каратау, Киргизском,
Таласском, Заилийском и Джун-гарском
Алатау. Медники изготавливали посуду,
чираги, подставки под них. Зачастую они
работали с драгоценными металлами, будучи
одновременно и ювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло
и обработка камня. Из кости и рога изготавливались
ручки ножей, пуговицы, украшенные резным
орнаментом, булавки. На городище Талгар
найдены костяные шахматные фигурки.
Распространение религии
По Шелковому пути распространялисть
и рели идеи, а миссионеры разносили свою
веру в заморские страны. Из Индии через
Среднюю Азию и Восточный Туркестан в
Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана
и Аравии христианст, а затем ислам.
По мнению исследователей, проникновение
буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю
Азию и Казахстан. Начался этот процесс
с середины I в. до н. э. В распространении
буддизма в Восточном Туркестане и Китае
важная роль принадлежала средне богословам
и миссионерам, в особенности согдийцам,
парфянам, кангюйцам. Распространение
буддизма, особенно активно во II—III вв.
н. э., видимо, было связано с политическими
целями Кушанского государства на Востоке.
Заключение
На пороге третьего тысячелетия человечество
столкнулось с необходимостью искать
новые пути сотрудничества, или восстанавливать
забытые, занесенные песками времен. Всеобъемлющие,
комплексное изучение и восстановление
Великого шёлкового пути как "пути диалога"
вполне соответствует такой необходимости.
Великий шёлковый путь на протяжении многих
столетий служил сближению различных
народов, обмену идеями и знаниями, взаимному
обогащению языков и культур. Конечно,
и в те далёкие времена случались политические
конфликты, вспыхивали войны, но Шёлковый
путь неизменно возрождался. Неистребимая
тяга к общению, к разумной выгоде и более
высокому благосостоянию постоянно брала
верх над политической и религиозной конфронтацией.
Поэтому при создании модели будущих взаимоотношений
народов и сотрудничества необходимо
использовать столь убедительный пример.
История Великого шёлкового пути — это
история широкого культурного взаимодействия
и взаимообмена между народами Востока
и Запада. Она доказывает, что только тесное
сотрудничество и взаимообогащение культур
являются основой мира и прогресса для
всего человечества.