Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:50, реферат
Историческая память является основой, традицией, движущей силой. Знание истории и традиций оказывает огромное влияние на современную жизнь, на будущее. Без воссоздания картины прошлого невозможно формирование национального единства нашей страны – Республики Казахстан, становление ее государственности, укрепление ее независимости. Поэтому изучение истории, хранительницы судеб народа, служит воспитанию в каждом человеке гражданственности и патриотизма.
I. Введение
II. Формирование и развитие Великого шелкового пути:
2.1 Зарождение Великого шелкового пути и его исторические направления.
2.2 Роль великого шелкового пути в развитии торговли и распространении передовых идей в области науки и культуры, религий.
2.4 Историческое значение Великого шелкового пути для Казахстана.
2.5 Закат Великого шелкового пути.
2.6 Программа “Шелковый путь”.
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
РЕФЕРАТ
по курсу «История Казахстана»
Тема: «Великий шелковый путь и его историческое
значение для Казахстана»
Великий шелковый путь и его историческое значение для Казахстана
Оглавление:
I. Введение
II. Формирование и развитие Великого
шелкового пути:
2.1 Зарождение Великого шелкового пути
и его исторические направления.
2.2 Роль великого шелкового пути в развитии торговли и распространении передовых идей в области науки и культуры, религий.
2.4 Историческое значение Великого
шелкового пути для Казахстана.
2.5 Закат Великого шелкового пути.
2.6 Программа “Шелковый путь”.
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
I. Введение
Историческая память является основой, традицией, движущей силой. Знание истории и традиций оказывает огромное влияние на современную жизнь, на будущее. Без воссоздания картины прошлого невозможно формирование национального единства нашей страны – Республики Казахстан, становление ее государственности, укрепление ее независимости. Поэтому изучение истории, хранительницы судеб народа, служит воспитанию в каждом человеке гражданственности и патриотизма.
II. Формирование и развитие Великого шелкового пути.
2.1 Зарождение Великого
шелкового пути и его исторические направления.
Запад и Восток - два полюса одного мира и между ними всегда были мосты. Ярким примером этого является Великий шелковый путь, который исторически сформировался во втором веке до нашей эры, после того как дипломат и разведчик Чжан Цзян представил императору подробный доклад о своём пребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основой Великого шелкового пути. Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. За это император пожаловал ему титул "Великий путешественник".
Тем самым были соединены в одно целое две великие дороги.
Название «Великий Шелковый путь» появилось гораздо позже, в 1877 г., и придумал его известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметом торговли, он и определил название пути. Шелк являлся международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги. С тех пор это удачное название стало своеобразной визитной карточкой удивительного достижения человечества, благодаря которому народы стали торговать, передавать друг другу научные достижения, обмениваться культурными и религиозными ценностями.
Установлено, что Великий Шелковый путь на значительном своем протяжении пересекал Казахстан. В VI-VII вв. наиболее оживленным становится путь, который проходил из Китая на запад через Жетысу и Южный Казахстан.
Главный торговый путь шел в предгорьях Тянь-Шаня, пересекал долины Сырдарьи, Таласа, Чу, Или, уходил в Китай. Его ответвление проходило по берегам Сырдарьи, называемой Яксартом, Сейтхуном, затем шло через Приаралье на реке Урал (Джаик) и далее в Причерноморье, Византию и Западную Европу.
От этой главной артерии отходили дороги на север в степи Центрального Казахстана, В Сары-Арку, на Иртыш, Алтай и Монголию. На этих дорогах стояли крупные торговые города: Испиджаб, Усбаникет, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, Янгикент, Сарайчик.
Великий Шелковый путь как торговая магистраль не был чем-то застывшим и постоянным. В течение столетий приобретали важное значения те или иные участки пути, некоторые отмирали, приводя к упадку города и центры, лежащие на нем. Выбор того или иного маршрута зависел в основном от политической и экономической расстановки сил на евроазиатском континенте.
2.2 Роль Великого шелкового
пути в развитии торговли и распространении
передовых идей в области науки и культуры,
религий.
Первоначально Шелковый путь служил для экспорта китайского шелка в страны Запада, но в последствии, по нему вели и везли на продажу знаменитых коней Ферганы, арабских и туркменских скакунов, верблюдов и слонов, тигров и львов, гепардов и газелей, ястребов и соколов, павлинов, попугаев, страусов.
По Шелковому пути распространялись культурные растения, виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты.
В свою очередь из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли товары, производимые в этих странах. Перевозились ладан, женьшень, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость, слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и т.д.
Наряду с товарами по Шелковому пути распространялись искусство, архитектура, культура, искусство музыки и танца, зрелищные представления, своего рода «эстрада» средневековья.
Иранские, согдийские и тюркские актеры многое внесли и в хореографическую культуру Китая.
Но было бы несправедливо сводить значение Великого шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле. Его роль была значительно шире и разнообразнее, так как по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но и проникали передовые идеи в области науки.
К этой эпохе относится деятельность философа Аль Фараби (870-959), родившегося в Фарабском округе, прозванном на Востоке Вторым Учителем после Аристотеля за свои глубокие исследования в области философии, астрономии, теории музыки и математики. В XI веке здесь жил выдающийся филолог-тюрколог Махмуд Кашгари, написавший трехтомный "Словарь тюркских наречий" и обобщивший в нем фольклорный и литературный опыт тюркских народов. Здесь родилось "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание") Юсупа Баласагуни - известного поэта-философа, стоявшего у истоков современной социально-политической и этической мысли. К XII веку относится деятельность знаменитого на весь мусульманский мир поэта-суфия Ходжи Ахмета Ясави, написавшего сборник поэтических мыслей "Диван-и-Хикмет" ("Книга мудрости").
Особенно примечателен факт напряженных и многоликих религиозных исканий в регионе. Разнообразна палитра религиозных течений, мирно сосуществовавших здесь на протяжении многих веков. Это и буддийские монастыри, и зороастрийские общины, и христианское течение несторианского толка, мусульманские мечети и суфийские ордена, причудливо сочетавшие свои проповеди с традиционным представлением тюрков - тенгрианством (культ Неба и других природных стихий). Все это оказало влияние на мировоззренческий облик казахского народа.
Прекрасные записки о своем путешествии по территории Казахстана оставил французский дипломат, посол Людовика IХ к хану Мунке, Гильом Рубрук., Он побывал в одном из крупных городов Казахстана Каялыке. Рубрук назвал его по-своему Кайлаком. В этом городе, по воспоминаниям иноземца, прекрасно уживались люди разных конфессий. Удивительное сочетание и мирное проживание различных народов было стержневым вопросом развития цивилизации на территории Казахстана. Имели место, конечно, и войны, и набеги, и нашествия, но все равно ярко наблюдалось движение по пути прогресса.
Колоссальный товарообмен между различными государствами, взаимопроникновение и взаимообогащение непохожих цивилизаций и культур – вот величие Шелкового пути.
2.4
Историческое значение
Великого Шелкового пути для Казахстана.
Города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, имели значение в процессе перехода к оседлости тюркоязычных племен, входящих в состав казахского народа. Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Так, если тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость, земледелие, торговлю, то согдийцы научились у них скотоводству. Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции. Благодаря таким торгово-экономическим отношениям, в раннем средневековье бурно развивались и росли города Тараз, Сайрам, Талгар, Отрар, Туркестан и другие.
Такие взаимосвязи и
взаимопроникновение
2.4 Закат
Великого Шелкового пути.
Одной из причин заката Великого шелкового пути явились монгольские нашествия, в следствии которых были нарушены торговые связи и значительно ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль Шелкового пути. Некоторые города были полностью опустошены монгольским нашествием.
Другой, не менее значимой, причиной упадка Великого шелкового пути, были великие географические открытия, относящиеся к концу XV - началу XVI веков. Межконтинентальные сухопутные торговые пути пришли в упадок. Быстрота морского передвижения, возможность транспортировать значительно большее количество товаров, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV века значение сухопутного Великого шелкового пути начало падать, и в итоге он перестал существовать.
2.5 Программа
“Шелковый путь”.
Учитывая международную
и социально-экономическую
Для выполнения Ташкентской декларации
глав тюркоязычных государств, названного
проекта ЮНЕСКО и ВТО Президент нашей
страны своим указом от 27 февраля 1998 года
принял Государственную программу РК
"Возрождение исторических центров
Шелкового пути, сохранение и преемственное
развитие культурного наследия тюркоязычных
государств, создание инфраструктуры
туризма". Для ее реализации была образована
Национальная компания "Шелковый путь
- Казахстан", призванная осуществлять
весь комплекс мер по сохранению его наследия,
обеспечению взаимодействия организаций
и физических лиц, а также объединения
необходимого научного и производственного
потенциала по возрождению исторических
городов и развитию инфраструктуры туризма
Казахстана. Программа охватывает девять
регионов нашей страны, расположенных
по трассе Шелкового пути, и включает 115
исторических объектов.
Значительная работа проведена по восстановлению и реставрации
исторических и культурных памятников,
расположенных на трассе Шелкового пути
и вошедших в государственную программу.
Так, в Алматинской области реконструирована
мечеть Жаркентского острога XIV века, реставрируются
криптограммы на святилище Тамгалы. Помимо
этого, реконструирована мечеть XIV века
в селе Уш-Арал Таласского района, ведутся
строительные работы на мечети Наметбая.
В Кызылординской области отреставрированы
и благоустроены мечеть Айтбая и церковь
Христа Спасителя, ведутся реставрационно-
В Южно-Казахстанской области отреставрирован
мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, паломнического
центра "Сынгыл би", мавзолея Байдибек-ата
и Домалак-ана в Байдибекском районе. Продолжаются
реставрационно-
В Жамбылской области закончены ремонт
и реставрация мавзолеев Айша-биби, Бабаджа-хатун,
Карахана и бани Кали Жунуса
В результате всех этих усилий к настоящему времени казахстанский участок Великого Шелкового пути на международном уровне признан «уникальным комплексом памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительного и монументального искусства». Сегодня здесь открыты для посетителей 22 древних городища, включая замки правителей, а два уникальных памятника древности, мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане и археологический комплекс «Тамгалы» близ г. Алматы, включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
III. Заключение
Мы живем в Республике Казахстан, государстве, которое по праву считается многонациональным. Рядом, бок об бок, живут тысячи национальностей, люди с разными политическими взглядами, разными обычаями, разной религии, живут в мире и согласии, помогая друг другу понять, а главное принять образ жизни другого. Именно Великий Шелковый Путь научил нас этой мудрости, милосердию и великодушию. Многое изменилось, но общность народов на территории Великого Шелкового Пути остается неизменной.
Радует то, что власти не безразличны к месту, где все начиналось! Можно с уверенностью сказать, что сегодня Шелковый путь приобрел вторую жизнь, второе дыхание, где сближаются культуры различных стран.
IV. Список используемой литературы
1. Байпаков К. Великий «Шелковый путь»: культурные контакты в прошлом и настоящем // Вестник АН КазССР. 1989. №3. С.18-27.
2. Байпаков К. «Древние города Казахстана» Астана 2005 г.
3. История Казахстана. – Т.1. – Алматы, 1996.
4. История Казахстана (очерк). – Алматы, 1993.
5. История Казахстана. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство «Арман-ПВ», 2006 г
6. История средневекового
7. Аскар КУЛИБАЕВ, президент ОАО "Национальная компания "Шелковый путь-Казахстан» "Казахстанская правда", 17 сентября 2003 г.
8. Нуркен БЕГАЛИ, Экспресс
К № 358 (16744) от 24.06.2009
, Астана
Информация о работе Великий шелковый путь и его историческое