Великое переселение народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:41, реферат

Краткое описание

Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик.

Вложенные файлы: 1 файл

Великое переселение народов.docx

— 28.90 Кб (Скачать файл)

Великое переселение народов

Период с IV по VII в. вошел в историю  Европы как эпоха Великого переселения  народов, названная так потому, что  на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших  практически весь континент и  радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Великое  переселение народов сыграло  важную роль в становлении классового общества у многих первобытных племен, принявших участие в разрушении рабовладельческих государств Старого Света.

Чем были вызваны перемещения целых  народов на столь значительные расстояния? К III - IV вв. н.э. население у варваров увеличилось до такой степени, что  им стало нехватать земли.

Территория Римской империи, обладавшая плодородными землями, стала объектом постоянных нападений. Те же причины  вынуждали степняков искать новые  земли под пастбища.

Существуют и иные интерпретации объяснения причин миграции кочевых народов.

Захват и освоение чужой земли  осуществлялся усилиями всего кочевого коллектива, уничтожавшего или покорявшего  и включавшего в свой состав обитавшее  здесь население.

Современные исследователи называют подобные действия термином "нашествие". Впечатление необычайного могущества наступающих степняков объяснялось  тем, что это не был поход отдельной  дружины или какого-то более или  менее организованного войска. Наступало  все население со своими стадами, кибитками, полными детей и женщин, с огромным количеством всадников-мужчин всех возрастов и молодых незамужних женщин. Возглавлялись они наиболее сильными и активными представителями  влиятельных богатых родов, принадлежавших обязательно к тому объединению  или племени, которое начинало нашествие.

Многие исследователи, опираясь на данные этнографии, считают, что начинала движение одна этнолингвистическая  группа, достаточно сплоченная для  того, чтобы называться этнической общностью. Но по мере продвижения по степям в поисках свободного, т.е. заселенного более слабым в военном  отношении этносом района, она  обрастала ордами или отдельными родами разных племен и этнических общностей. Чем длиннее и дольше был путь, тем более изменялся  этнолингвистический и антропологический  состав мигрирующего объединения. Появлялись предпосылки для создания новой  этнической общности. То же происходило  и с материальной культурой.

 

 

 

 

 

 

Создание и  укрепление государства Карла Великого

Для некогда могущественной Западной Римской империи V век стал последним в ее истории. Из последних  сил правители и полководцы старались  защитить свои земли от беспрерывных натисков варваров.

Однако войска вестготов  и вандалов не обращая ни на что  внимания, равнодушно стирали с лица земли одни государства, и на их месте  воздвигали другие. Племена франков  не претендовали на часть земель Римской  империи.

Франки выбрали совершенно другую тактику: они расширяли свои территории вдоль побережья Рейна, захватывая постепенно земли Бельгии, Франции и Нидерландов. Дружеский  альянс, ранее закрепленный с Римской  империей, в конце VIII века помог франкам  окончательно утвердиться на политической арене: они пользуются искренней  поддержкой римский понтификов.

На тот период западная и восточная христианская церковь  были единым институтом, однако понтификат уже имел достаточный уровень  влияния на светскую власть многих государств. 

В 771 году правителем крупнейшего  в Европе государства франков  становится Карл. Он был блистательным  полководцем, сумевшим покорить Испанию, Богемию, северную Германию, Словению, Австрию и часть северной Италии. Карл создал первое европейское государство, которое своим могуществом могло  бы сравниться с Римской империей в период ее расцвета.

Государство Франков  становится империей

В 800 году, во время торжественной  рождественской мессы в Риме, папа Римский Лев III возложил на голову удивленному  Карлу императорскую корону и  официально объявил, что с этого  момента он становится новым Цезарем  возрожденной Западной Римской империи.

Благодаря тому, что Карл смог создать сильное государство  и приложить немало усилий для  его развития, потомки дадут ему  второе имя Великий.

Значительную помощь Карлу  в становлении могущества империи  оказывали вассалы: деньги тогда  играли не значительную роль в экономике  страны, основную ценность имели продукты сельскохозяйственного производства, поэтому казна пополнялась за счет продуктовых налогов, которые  сымались с зависимого от вассалов крестьянства.

У Карла не было возможности  значительно поднять уровень  экономики в своем государстве, поэтому он вел политику, которая  способствовала развитию науки и  культуры. Искусство Империи франков  смогло подняться на такой высокий  уровень, что спустя много веков  период правления Карла получит  название «каролингский ренессанс».

Распад Империи  Франков

После смерти Карла Великого, власть в Империи перешла его  сыну Людовику Блаженному, при правлении  которого могущественная империя начала необратимо распадаться на отдельные  земли. Людовик не смог преодолеть трудности  связанные с управлением обширных владений и централизовать государственную  власть.

У Людовика не было доверенных лиц, от которых можно было принимать  помощь в управлении государством. Также он фактически лишился поддержки  понтификата, что поспособствовало возрастанию сепаратизма в империи.

Однако, не смотря на свой столь  быстрый расцвет и незамедлительное падение, Франкская Империя сослужила  основой для создания Священной  Римской империи.

 

                            Роль религии в средневековой  Европе

В жизни народов средневековой  Европы церквей и религия играли очень важную роль. Они контролировали жизнь человека от рождения до смерти. При этом под их контролем находились не только низшие слои общества, а феодальная знать. В средневековой церкви существовало немало противоречий - она сделала много полезного для общества, но не меньше и вредного. Так, церковь много помогала бедным, больным, прилагала усилия для примирения общества, занималась культурой, исповедовала тех, кто нарушил закон, но при этом не заботилась о социальной справедливости в обществе: для своей выгоды организовывала войны и грабительские походы, преследовала еретиков, способствовала расколу христианства на православие и католицизм.

Христианство появилось  еще в римское время, однако мировой  религией оно стало уже в средние  века, когда оформилась и окрепла  его организация - церковь. На заре средневековья  уже существовала церковная иерархия - разделение духовенства на ранги. На территории Западной Римской империи  главой церкви был Папа, а на территории Восточной - патриарх. Обе должности  были выборными. Другие должности делились на высшие и низшие ранги. До высшего  ранга относились кардиналы, епископы и другие князья, получавшие духовную власть от папы. Низший ранг - те, кому духовную власть оказывал епископ. Церковь с  помощью государства быстро обогатилась  и стала очень влиятельной  в обществе. Духовенство совершенствовало христианское учение, устанавливало, как  надо совершать богослужения и т.д..

Христианизация - обращение  Римской империи в христианство. Этот процесс начали в IV в. императоры Константин I и Феодосий И. Постепенно христианами становились варварские племена на территории империи. В V в. принял крещение король франков Хлодвиг, а потом христианами стали вестготы, племена Пиренейского полуострова, лангобарды, отдельные племена англов и саксов, народы Северной Европы, полабских славян, пруссы, литовцы.

Нередко новокрещенные снова возвращались к язычеству. Их крестили вторично, а то и третий. Но насилие порождало противодействие. Содействие обращению европейского населения к христианской вере встреча 1000-го года, когда все ожидали конца света и второго пришествия Христа.

Воспользовавшись отсутствием  в Италии сильной власти в V-VI вв. усилилось папство: папы стали не только духовными, но и светскими  властителями Римской епархии. Очень  много для усиления папства сделал Григорий I Великий. Он смог уговорить  лангобардов не нападать на Рим, чем  снискал себе на Западе большим авторитетом. Папская мощь особенно возросла за Каролингов: предоставление императорского титула Карлу Великому доказало христианском миру, что власть монарха становится законной только после папского благословения. В 756 г. в Италии образовалась Папское государство, просуществовавшее до 1870 г.

В 1054 г. христианская церковь  раскололась на две части. Этот раскол называется схизмой. К расколу привело  противостояние между Папой Римским  и Константинопольским патриархом по воздействию на верующих и распределения  доходов, господства над христианской церковью.

 

Западное христианство с  центром в Ватикане считал, что  Дух Святой исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, имело определенные особенности в церковной обрядности. Главой церкви был Папа Римский, который избирался кардиналами пожизненно. Восточное христианство с центром в Константинополе считало, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, имело определенные особенности в церковной обрядности. Управление церковью сосредоточивалось в руках четырех патриархов: Вселенского Константинопольского (Византия, Турция), Александрийского (Египет), Антиохийского (Сирия) и Иерусалимского (Палестина). Западную церковь с тех пор стали называть католической, а восточную - православной.

Средневековая наука: монастырь, школа, университет  

В силу изначально отрицательного отношения к рациональности, о  науке в Раннем Средневековье  речи не могло идти. К тому же общая  ситуация упадка IV-X вв. не способствовала развитию знаний. 
  Хотя все же в монастырях некоторые античные научные трактаты были сохранены. Монахи следили за состоянием рукописей и занимались их переписыванием, впрочем, мало интересуясь их действительным содержанием. 
  Еще на заре Средних веков была создана система так называемых «свободных искусств», включавшая грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию, которая легла в основу средневекового образования. Вершину познания составляла теология, призванная дать всему окончательный смысл. 
  Стабилизация экономической жизни, активная миссионерская деятельность Церкви и ее борьба против ислама и ересей потребовали, в конце концов, значительного количества образованных богословов. Это стало причиной основания школ при монастырях и крупных кафедральных соборах. С другой стороны, развитие городов, таких как Париж и Болонья, и специализация труда в них породили новый тип людей - относительно независимых интеллектуалов, зарабатывавших себе на жизнь научной деятельностью и преподаванием. Такого рода факторы привели, в итоге, к образованию первых университетов - свободных корпораций преподавателей и учеников; они возникали как на базе церковных школ, так и «произвольно», благодаря авторитету преподавателей. Типичным средневековым университетом можно назвать Сорбонну, Парижский университет, специализировавшийся на теологических штудиях. На примере Сорбонны особенно четко видно, что университет, обладая научным авторитетом, мог оказывать сильное влияние на жизнь общества, что вело к тесному переплетению светских и церковных интересов в делах науки. 
  Одним из главных достижений средневековой науки стал созданный ею метод, получивший название «схоластика» (букв. «школьная наука»). Этот метод позволял соединять мнение авторитета с суждениями рациональных аргументов, демонстрируя достигнутый в начале Средних веков синтез веры и разума. Его достоинство состоит в том, что он позволяет свободно применять разум там, где это заранее не ограничено церковной догмой, и, в целом, демонстрирует проявившуюся к XII в. уверенность в собственных силах. Он опирается на диалектику, и, соответственно, главной дисциплиной признается логика, что позже и привело схоластику к закату. 
  Однако жизнь интеллектуалов, клириков и философов в Средние века никогда не была простой. С одной стороны, они были вынуждены придерживаться ортодоксальной церковной точки зрения на вещи, чтобы вообще иметь возможность заниматься своим делом, поскольку образование было прерогативой Церкви; а с другой - чтобы не потерять учеников, приносящих им доход, интеллектуалы должны были более широко смотреть на вещи, нежели это предполагала Церковь, а временами и университетское начальство.


Информация о работе Великое переселение народов