Верования древних людей: анимизм, тотемизм, фетишизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

Вопрос о происхождении религии — один из центральных вопросов религиоведения и культурологии. Собрано множество достоверной информации, убеждающей в том, что религия — это историческая категория культуры и её истоки сосредоточены в земных реалиях бытия человека первобытного общества. Как и другие духовные феномены, возникавшие в те далёкие времена, древняя религия — порождение начального этапа становления культуры человечества, отражение формирующихся общественных, семейных и производственных отношений, примитивного состояния психики, чувств, разума и знаний первобытного человека о себе и окружающем мире.

Содержание

Введение
2. Основная часть
2.1 Религия и культура
2.2 Возникновение религии
2.3 Древние формы религий
2.4 Тотемизм
2.5 Анимизм
2.6 Магия
2.7 Фетишизм
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История срс 1.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

 

Анимизм

Одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima – дух, душа) - вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором. Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия.[4] Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие древние верования, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

По моему мнению, анимизм - это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа - духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов - это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти) привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов, развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его.

Таким образом, анимистические и тотемистические верования  и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование  находили свое отражение. Это отражение  было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

 

Магия

Значительное место в  жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (греческого мagica- колдовство, чародейство, волшебство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий, возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. На магию впервые обратил особое внимание английский религиовед и этнолог Д. Фрэзер. Он отмечает, что магическое мышление основывается на двух принципах. [5] Один из них он называет гомеопатической магией, или законом подобия, другой – контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения. Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной науки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

Однако такая точка  зрения подверглась критике со стороны  других антропологов и этнографов. Значительное внимание исследованию этого  явления уделил Б. Малиновский в  работе «Магия, наука и религия». Б. Малиновский справедливо указывал, что магия, как и всякая религия, предполагает символический образ  действий.[6] Во время магического  обряда человек совершает определенные действия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение определенного  результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. Пример магического  действия хорошо описан в романе А. Дюма «Королева Марго». Героиня этого  романа для того, чтобы заставить  полюбить себя человека, который прежде ее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает  восковую фигурку этого человека и протыкает ее в районе сердца иглой, которая символизирует «стрелу  Амура». При этом произносятся определенные заклинания. Совершающие эти действия, уверены, что в сердце человека, пронзенном «стрелой Амура», под воздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику  этого действа.

Это пример любовной магии. По целям воздействия магия может  быть вредоносной, лечебной, промысловой. Первобытный человек предварял  свое участие в охоте на зверя  целой системой магических обрядов. Так, перед охотой на медведя или  оленя совершались магические репетиционные  действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение  этого зверя. И если они удачно стреляли в эти изображения, то верили, что в реальной охоте у них  будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы, имитирующие  телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони. При этом выкрикивались  определенные заклинания.

Магия пронизывала все  сферы жизнедеятельности человека. Однако магические действия применяются  там, где деятельность в большей  мере носит вероятностный или  опасный характер. Так, в рыболовстве  магические приемы практикуются при  промысле акул и других крупных рыб, при ловле же мелких рыб магические действия считаются излишними. Строительство  лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома — не всегда. На основании этих фактов можно сделать  вывод, что магические представления  и действия возникают тогда, когда  человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько  от него самого, сколько от множества  привходящих факторов. Именно эта  зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил  и совершать символические действия.

 

Фетишизм

В магии таинственной силой  наделяются конкретные действия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы - фетиши (от португальского feitico - амулет, магическая вещь). Объектом поклонения мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие.

Как отмечал российский этнограф Л. Штернберг: «У первобытного человека фетиши встречаются везде: они встречаются на каждой тропинке, у каждого брода, на каждой двери, они висят в виде амулетов на шее каждого человека, они предохраняют от болезни, или наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним, приносят дождь, наполняют водоемы рыбой, ловят и наказывают воров, придают храбрость, приводят в смятение неприятеля и т. д.».[7] Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол — это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Обращение людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением  к выбранному ими предмету. За оказанную  помощь благодарили, за беспомощность  наказывали. В этом плане интересен  африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Если фетиш не выполнял возложенные на него функции, то он выбрасывался или заменялся другим. Очевидно, в глубокой древности люди не наделяли избранные ими в качестве фетиша предметы сверхъестественными свойствами и даже не одухотворяли их.

Суть заключалась в  том, что человек усматривал в  поразивших его воображение предметах  свойства, которые не усматривались  при помощи обычных органов чувств. Поступая так, первобытный фетишист делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались  им либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей.

 

Заключение

Тридцать тысяч лет  архаической культуры не исчезли. Нам  в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных  культов. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования  и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В  этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами  религиозной стороны жизнедеятельности  первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории  человеческой культуры, Различные формы  их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных  системах, в том числе и в  современных религиях. Они также  существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, причастие —  отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические  действия — составная часть всей современной обрядности. Вера в заговоры, порчу, гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса: «Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества».

Огромное количество религий  у разных народов существует сейчас на Земле и однозначно оценить  ее роль, возможности и перспективы  попросту невозможно. В любой из них над природой и человеком  существуют силы, управляющие миром  в целом. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. Сегодня, когда человечество оказалось перед  угрозой самоуничтожения, религия  в качестве нравственной духовной силы получила возможность вступить в  диалог с миром, судьбы которого оказались  зависимыми от его нравственной состоятельности  перед лицом реальных проблем  общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Зубов А.Б. История религии. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006.- 436 с.
  2. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. М.: Академический Проект, 2007.- 637с.
  3. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.
  4. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.- 288с.
  5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573с.
  6. Тайлор. Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. С.: Русич, 2000.-624 с.
  7. Штернберг Л. Я. Основы первобытной религии. В кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР 1936.-584 с.
  8. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Издательство политической литературы, 1990г.-
  9. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004.- 522 с.
  10. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 5-е изд. М.: Республика, 2005. - 543 с.  Материалы с сайта www.krugosvet.ru , Энциклопедия «Кругосвет», раздел: Религия.
  11. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004.- 522 с.
  12. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.
  13. Файербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.:1955.-728 с.
  14. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.- 573с.
  15. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.- 781с.
  16. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.- 288с.
  17. Штернберг Л.Я. Основы первобытной религии. В кн.: Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР 1936.-584 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Верования древних людей: анимизм, тотемизм, фетишизм