Версальско-Вашингтонская система. Основание Лиги Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность Версальско-Вашингтонской системы и значение Лиги Наций в послевоенном мирном урегулировании.

Задачи: раскрыть особенности
1) Определить социально-политические последствия Первой мировой войны;
2) Охарактеризовать процедурные особенности Парижской конференции;
3) Рассмотреть вопрос образования и деятельности Лиги Наций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Социально-политические последствия Первой мировой войны…………………………………………………………….4

2. Парижская мирная конференция……………………………..7

3. Основание и деятельность Лиги Наций…………………….10

- Заключение ………………………………………………………………12

- Список литературы ………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории новейшего времени.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

На Парижской мирной конференции обсуждались различные варианты политики стран Антанты в «русском вопросе» — от содействия в заключении мира между противоборствующими сторонами до раздела России на сферы влияния. Главнокомандующий союзными войсками, назначенный председателем Высшего военного совета Антанты, маршал Ф. Фош предлагал решить проблемы России путем открытой интервенции. Однако союзники не смогли прийти к согласию ни друг с другом, ни с лидерами антибольшевистских сил [4, c. 54]. Большинство этих лидеров, бывших генералов царской армии, несмотря на их заинтересованность в поддержке Антанты, отказывалось согласиться с законностью существования государств, отделившихся от Российской империи и признанных странами Запада (Финляндии, Польши, государств Балтии). На такое признание было готово лишь Советское правительство, но к его намерениям страны Антанты относились с большими подозрениями.

Недовольство в войсках, утомленных войной, требующих вернуть  их домой и демобилизовать, протесты общественности, опасения, что вмешательство во внутренние дела России выльется в затяжную и непопулярную в странах Запада войну, заставили союзников летом 1919 г, эвакуировать войска с европейской части территории России. Они решили ограничиться экономической блокадой Советской России, помощью антибольшевистским движениям, поставками ему оружия [5, c. 208].

Таким образом, можно  отметить, что Основным вопросом конференции была подготовка мирного договора с Германией. Среди участников конференции ведущую роль играли премьер-министр Франции Жорж Клемансо, премьер министр Великобритании: Дэвид Ллойд Джордж и президент США Вудро Вильсон.

Основное внимание  на Парижской конференции было уделено решению военно-политических вопросов, которые представлялись ее участникам более значимыми.

В годы войны страны Антанты  приняли на себя ряд взаимных обязательств, в частности, не заключать сепаратного  мира и не выдвигать мирных условий, не согласованных с союзниками. В предварительном плане были достигнуты договоренности о перераспределении сфер влияния и территориальных изменениях. Но выполнение в полном объеме предварительных договоренностей, достигнутых в годы войны, многие из которых носили тайный характер, противоречили друг другу, было практически невозможным. Кроме того, между победителями возникли существенные разногласия по ряду важных вопросов.

Франция стремилась как  к расширению своей колониальной империи, так и к максимальному ослаблению Германии за счет репараций, отторжения от нее территорий по западному берегу Рейна.

Великобритания также  намеревалась расширить свою колониальную империю, но при этом она не была заинтересована в чрезмерном ослаблении Германии, которое нарушило бы равновесие сил в Европе в пользу Франции.

«Русский вопрос», хотя и не значился в повестке дня, занимал  важное место в работе конференции. Уже в первый день участники конференции  приняли документ «О необходимости  интервенции союзников в России». Планы продолжения интервенции и расчленения территории России неоднократно обсуждались. Однако восстание французских моряков на военных кораблях, стоявших на рейде Одессы, охладило воинственный пыл руководителей конференции.

Американский президент  В. Вильсон заявил о праве его страны на «моральное руководство» миром. Его особенно занимала идея создания Лиги Наций — международной миротворческой организации, в которой США рассчитывали играть ведущую роль. Американская делегация выступала за умеренность в требованиях к Германии, чтобы не допустить превосходства Франции и Англии в послевоенной Европе.

 

 

 

 

 

 

3. Основание и деятельность Лиги Наций

 

 Сохранение мира на будущее, по мнению президента США, должно гарантироваться не военной мощью великих держав, а новой международной организацией — Лигой Наций. Лига Наций (League of Nations), первая всемирная организация государств, существовавшая между двумя мировыми войнами. Созданная решением Парижской мирной конференции (1919–20) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности, Лига Наций первоначально состояла из 43 членов: 30 государств, участвовавших в Первой мировой войне на стороне победителей (за исключением Соединенных Штатов Америки, сыгравших важную роль в создании Лиги Наций, но не ратифицировавших Версальский мирный договор), и 13 нейтральных государств. В 1926 г. в Лигу Наций вступила Германия (вышла в 1933 г.), в 1934 г. — СССР (исключен в 1939 г.) [3, c. 30].

 В задачи Лиги Наций входила борьба за мир, сотрудничество и безопасность народов. Первоначально побежденные страны и Советская Россия в нее не были приняты. Государства, вошедшие в Лигу, посылали своих представителей на ежегодную Ассамблею, которая провозглашалась высшим арбитром в решении спорных международных вопросов. Наряду с Ассамблеей создавался Совет, обладавший почти такими же полномочиями. Постоянными членами Совета должны были стать пять главных держав-победительниц — США, Англия, Франция, Италия и Япония. Устав Лиги Наций предусматривал возможность применения коллективных санкций (военных или экономических) в отношении государства-агрессора.

По настоянию Вильсона в Устав Лиги Наций было введено  понятие мандата, т. е. полномочий на управление той или иной территорией. Потребность в новой категории международного права возникла из-за необходимости поделить германское колониальное наследство и турецкие владения на Ближнем Востоке, но при этом не выглядеть в глазах общественности, и особенно в Азии и Африке, откровенными колонизаторами и захватчиками [2, c. 118]. Ссылаясь на то, что народы этих территорий «не способны самостоятельно управлять собой», авторы Устава заявляли, что «передовые нации» должны взять над ними опеку, с тем чтобы «подготовить» их к самоуправлению. От имени Лиги Наций в мае 1919 г. Англия получила мандаты на Палестину, Трансиорданию, Ирак и Танганьику (Германскую Восточную Африку), Франция — на Сирию, Ливан. Англия и Франция поделили между собой территории Того и Камеруна. Япония получила мандат на Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, а также на Шаньдунский полуостров [5, c. 210].

Таким образом, объявленная  инструментом «вечного мира» Лига Наций  закрепляла победу союзников в войне, придав видимость законности разделу добычи между державами-победительницами. Устав Лиги Наций вошел составной частью в текст мирного договора с Германией.

Сохранение мира на будущее, по мнению президента США, должно гарантироваться  не военной мощью великих держав, а новой международной организацией — Лигой Наций, обеспечивающей строгое соблюдение всеми странами международно-правовых норм. При возникновении споров между государствами Лига Наций была призвана играть роль третейского судьи, а в случае возникновения военного конфликта — организовывать коллективные действия для прекращения агрессии. Предложенный Устав Лиги допускал возможность введения международных санкций против страны-агрессора, начиная от экономической блокады и кончая, после соответствующих консультаций, использованием военной силы. При этом делегация США настаивала, чтобы Устав Лиги вошел в качестве составной части в договор о мире с Германией.

Великобритания и Франция  согласились на создание Лиги Наций, что позволило Д. Ллойд-Джорджу  и Ж. Клемансо найти приемлемое для  В. Вильсона решение проблемы захваченных у Германии и Турции колоний. Они были провозглашены находящимися под контролем Лиги Наций, которая передала мандаты (то есть право на управление ими) странам Антанты. Франция получила Сирию и Ливан, Великобритания — Ирак, Палестину, большую часть германских колоний в Африке. Расчленению предполагалось подвергнуть и территорию Турции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе войны возникло несколько новых обстоятельств, которые усугубляли трудности урегулирования. В Европе обнаружилась нежизнеспособность Австро-Венгрии в качестве многоэтнического государства. Процесс этно-национального размежевания серьезно затронул Россию. Между тем обе эти страны выполняли очень важные функции в обеспечении общеевропейского порядка, а теперь на сотрудничество с ними не приходилось рассчитывать.

Напротив, вместо двух старых и опытных партнеров державы-победительницы имели более десяти мелких новообразований, а то и просто национально-патриотических движений, каждое из которых претендовало на независимость и создание независимого государства. Такие государства по определению не могли быть сильными и устойчивыми. В Лондоне и Париже это понимали, по всей видимости, конкретнее, чем в США. Но все три основных союзника понимали и другое: заблокировать процессы самоопределения невозможно, опасно даже пробовать это делать. Возникала сложная "сдвоенная" задача - не только выработать основополагающие правила международного порядка, но и приучить молодые, неопытные, взаимно недоверчивые и враждебные государства Центральной и Восточной Европы к этим правилам.

Союзники рассчитывали изменить политическую карту Европы таким образом, чтобы ослабить Германию и заполнить образовавшееся после распада России, Австро-Венгрии и Оттоманской империи пространство новыми дружественными Антанте государствами. Основными партнерами держав-победительниц в этом вопросе были националистические организации разных народов, борьбу которых против Германии, Турции и Советской России союзники поддерживали на завершающем этапе войны.

Парижская конференция  была самым значительным дипломатическим форумом со времени Венского конгресса 1814-1815 гг. 70 известных государственных деятелей и дипломатов имели статус официальных делегатов и представляли 35 государств-победителей, присоединившиеся и нейтральные страны. Россия и Германия не были приглашены на Парижскую конференцию.

На конференции тон  задавала "большая тройка" - В.Вильсон, Ж.Клемансо и Д.Ллойд Джордж, представлявшие США, Францию и Великобританию. Все  трое имели устойчивую репутацию  либеральных политиков. Все трое хотели решить одну задачу - построить мир, основанный на безопасности для своих стран. Все они придерживались взглядов, так или иначе отражавших общественные настроения в своих странах.

Французская делегация  выступила на конференции с программой  полного разоружения и раздела Германии. Глава французского кабинета не возражал против проекта Лиги наций, но относился к нему несерьезно.

Американский президент  представил в Париже специальную  доктрину мирового порядка, основанную на политической теории, которая до того не признавалась школой европейской дипломатии. Вильсон приехал на конференцию, надеясь на реализацию принципов, изложенных в "14 пунктах". Он добивался создания в Европе системы коллективной безопасности, основанной на предупреждении конфликтов, а не на регулировании посредством ведения периодически повторяющихся малых войнах в интересах корректировки европейского равновесия в соответствии с традицией политики "баланса сил".

В политике великих держав четко проявился двойной стандарт. Принцип самоопределения в той или иной мере считался применим только в Европе и Америке, и, с оговорами, в отношении Китая в Азии. В отношении огромного большинства других территорий и народов речь о самоопределении не шла. Для них была уготована так называемая мандатная система, в соответствии с которой великие державы устанавливали на определенный, довольно продолжительный срок свою опеку над соответствующими территориями.

Тем не менее, главным  вопросом урегулирования оставался  германский. Вильсон считал, что  Германия заслуживает сурового, но вместе с тем справедливого отношения, он не полностью разделял концепцию "наказания Германии" в духе предложений Клемансо.

Дипломатическая тактика  британской делегации заключались  в лавировании. Великобритания не имела  никаких территориальных притязаний в Европе, ее прежде всего занимала возможность добиться закрепления своего военно-морского превосходства.

Россия не принимала  участия в Парижской конференции. В стране полным ходом шла гражданская  война, исход которой не был предопределен и прочность правительства большевиков не была очевидна. Кроме того, к моменту открытия конференции на российской территории в разных районах находились британские, французские и японские войска, а в восточных регионах продолжался мятеж чехословацкого корпуса.

Внутри Антанты, особенно в первые месяцы работы конференции, не было единства в отношении перспектив отношений с Советской Россией. Франция полагала необходимым усилить  военное давление на большевиков. Позицию  Парижа поддерживала Италия. Но Великобритания, как в к германском вопросе, опасаясь чрезмерного усиления французского влияния на континенте, призывала к осторожности, встречая в этом благожелательную поддержку США. По настоянию англо-саксонских держав в январе 1919 г. союзники выступили с предложением созвать конференцию союзников с участием всех правительств, фактически действовавших к тому времени на российской территории. Из этой инициативы, как и из последовавшей за ней миссии американского специального представителя Уильяма Буллита ничего не вышло.

Тем не менее, все документы  версальского урегулирования резервировали  возможность будущего отдельного урегулирования отношений с Россией.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. В 4 Т. Т.1. 1918-1945 /А.Д.Богатуров. – М.: Московский рабочий, 2000. – 445 с.

 

  1. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. 1917 - 1945 годы / Л.А.Колоцей, М.Я.Колоцей, М.В.Мартен, И.Д.Вельская. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 226 с.

 

  1. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век / Н.В.Загладин. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.

 

  1. Мир в первой половине XX века. 1918—1945. Материалы к курсу «Новейшая история»/ О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смирнов, В. С. Посконин, А. И. Строганов. — М.: Просвещение, 1994. — 127 с.

 

  1. Пономарев Н.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.

Информация о работе Версальско-Вашингтонская система. Основание Лиги Наций