Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 16:37, контрольная работа
Начало войны с Германией не только резко активизировало международную активность СССР, но и значительно повысило его авторитет, поставив нашу страну в ранг жертвы неспровоцированной агрессии. В этот период были сформулированы основные направления деятельности дипломатических ведомств нашего государства. Среди них:
1. Взаимосвязь с главами государств, ведущих войну с Германией - прежде всего с Англией и США.
2. Поддерживание традиционных дружественных отношений с другими государствами мира, не втянутыми в агрессию, по линии Наркомата иностранных дел.
Введение. 3
1. Реакция в США и Англии на агрессию фашистских государств против Советского Союза. 4
2. Антигитлеровская коалиция 7
2.1 Основные этапы формирования 7
2.2 Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва 7
2.3 Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР 8
2.3 Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г. 10
2.4 Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США 11
2.5 Подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма 1 января 1942 г. 14
2.6 Советско-английский договор о союзе в войне против Германии 26 мая 1942 г. Лондон 14
2.7 Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон 17
2.8 Советско-французский договор о союзе и взаимной помощи 10 декабря 1944 г. Москва 19
3. Освобождение Европы. Окончание Великой Отечественной войны. 22
4. Окончание второй мировой войны. 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Серьезного обсуждения потребовал вопрос об американских поставках Советскому Союзу вооружения и материалов на основе закона о ленд-лизе. До этого времени поставки Советскому Союзу осуществлялись согласно подписанному в Москве 1 октября 1941 г. протоколу, а расчеты по ним регулировались соглашениями, заключенными в ноябре 1941 г. и феврале 1942 г., путем обмена посланиями между президентом США Ф. Рузвельтом и главой Советского правительства И. В. Сталиным. Срок действия протокола истекал в июне 1942 г.
Во время пребывания Молотова в Вашингтоне ему был передан проект Второго протокола о поставках на период с 1 июля 1942 г. по 30 июня 1943 г. В этом проекте советская заявка, переданная управлению ленд-лиза в апреле 1942 г., была урезана почти наполовину. Мотивировалось это невозможностью выделить необходимое количество судов для перевозки грузов. В ходе переговоров руководящие деятели США под предлогом ускорения открытия второго фронта предложили сократить поставки Советскому Союзу еще в 2 раза якобы с целью высвободить суда для переброски американских войск и вооружения в Англию. Советская сторона выразила готовность принять это предложение при условии, что второй фронт будет открыт в 1942 г. Американская сторона вручила также народному комиссару проект соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессоров. Соглашение было подписано 11 июня 1942 г. в Вашингтоне советским послом в США М. Литвиновым и государственным секретарем США К. Хэллом. США обязались снабжать СССР «оборонными материалами, оборонным обслуживанием и оборонной информацией», а Советский Союз - «содействовать обороне Соединенных Штатов Америки и ее укреплению и предоставлять материалы, обслуживание, льготы и информацию...»10. Было оговорено, что это соглашение предварительное и что впоследствии будет заключено окончательное соглашение о порядке погашения задолженности с учетом более широких политических и экономических соображений. Аналогичные соглашения, более известные под названием соглашений о ленд-лизе, были заключены США с Англией (23 февраля 1942 г.) и некоторыми другими странами. В основу этих соглашений был положен принцип взаимовыгодной помощи, оказываемой странами друг другу.
Заключение советско-английского договора, а также советско-американского соглашения явилось событием большой исторической важности. Эти акты завершили создание антифашистской коалиции в войне и предусматривали продолжение сотрудничества трех великих держав в послевоенный период. Была создана основа для боевого содружества всех народов, боровшихся против фашистской агрессии.11
27 июня 1942 г. народный комиссар внешней торговли А. И. Микоян и английский посол в СССР А. Кларк-Керр подписали советско-английское соглашение о финансировании военных поставок. Это соглашение, а также предоставление Англией Советскому Союзу нового кредита в 25 млн. фунтов стерлингов по соглашению от 16 августа 1941 г. создавали финансовую базу для военных поставок Великобритании Советскому Союзу.
31 июля 1942 г. в Вашингтоне советский посол М. Литвинов и государственный секретарь США К. Хэлл обменялись нотами о продлении действовавшего торгового соглашения между СССР и США.
Советский Союз считал чрезвычайно важным расширять и укреплять связи и с другими участниками антифашистской коалиции, в том числе с находившимся в Лондоне Национальным комитетом движения «Свободная Франция» во главе с генералом Ш. де Голлем. Де Голль признавал ведущее положение Советского Союза в борьбе с гитлеровской Германией и ту роль, которую СССР мог сыграть в возрождении независимости Франции. Поэтому он стремился к укреплению отношений с Советским государством.
Советское правительство было готово оказывать комитету «Свободная Франция» всестороннюю помощь в общей борьбе с агрессорами, в деле борьбы за свободу Франции. Оно считало, что Франция должна активно участвовать в послевоенном устройстве мира. 24 мая во время своего пребывания в Англии Молотов в беседе с де Голлем выразил чувства симпатии к движению «Свободная Франция», заявил о готовности Советского правительства поддержать его и о желании видеть Францию «возрожденной во всем ее прежнем величии и блеске». Де Голль признал, что военная мощь и военные усилия СССР произвели громадное впечатление на французский народ и явились для него стимулом к повышению его собственной активности в борьбе с врагом.
В середине июня 1942 г. де Голль передал правительствам трех союзных держав подготовленные им проекты документов, определявшие статус «Сражающейся Франции». Английское правительство внесло в них существенные поправки, а американское предложило новую формулировку параграфов этих документов. Суть изменений сводилась к тому, что роль возглавляемого де Голлем комитета принижалась, Англия и США сохраняли за собой полную свободу отказаться в будущем от сотрудничества с ним и установить контакты с любым другим французским органом власти или правительством. Советский Союз поддержал французский Национальный комитет и полностью принял его предложения. Национальный комитет высоко оценил поддержку Советского правительства. СССР признал Временное правительство Франции, с которым подписал договор О союзе и взаимной помощи (10.12.1944) на 20 лет.
Договор 1944 года открыл широкие возможности для политических, экономических и культурных связей между СССР и Францией, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие франко-советских отношений. Как признавал впоследствии Леон Блюм, бывший французский премьер-министр, «франко-советское согласие имело место часто и распространялось на вопросы первостепенной важности». Договор служил и определенным стабилизирующим фактором в условиях, когда международная обстановка в Европе стала осложняться. На него приходилось оглядываться тем французским деятелям, которые хотели изменить политический курс Франции. Так, министр иностранных дел Робер Шуман в октябре 1950 года заявил, что перевооружение Германии и ее присоединение к Атлантическому пакту создало бы для Франции очень тяжелую ситуацию в связи с обязательствами 1944 года в отношении СССР. Наличие Договора облегчало усилия французских патриотов по провалу планов создания Европейского оборонительного сообщества. Де Голль на пресс-конференции 12 ноября 1953 года напомнил, что Французская Республика является союзницей Советской России в борьбе против германской угрозы.12
Антигитлеровская коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации Объединенных Наций.
К концу 1944 года положение Германии стало катастрофическим. Войска союзников стояли у ее границ. Финляндия, Румыния, Болгария объявили Германии войну. Однако вермахт оставался еще сильным. Сокращение протяженности фронтов и коммуникаций давало ему более широкие возможности для маневра силами. В 1944 году Германия добилась максимального за всю войну уровня военного производства. Было пущено в ход новое оружие – ракеты Фау, которыми с июня 1944 года стал обстреливаться Лондон.
В стране
была проведена тотальная
Советские войска начали наступление в январе 1945 года, раньше запланированного срока, учитывая тяжелое положение союзников после Арденнского контрудара вермахта. В ходе Висло-Одерской операции они вступили на территорию Германии и остановились в 60 км от Берлина.
На фоне этого наступления 4–11 февраля состоялась новая встреча «большой тройки» (И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль) в Ялте – Крымская конференция. В работе конференции принимали участие министры иностранных дел СССР, США и Англии, а также начальники штабов вооруженных сил этих стран.
Главы трех великих держав рассмотрели и определили свои военные планы в целях окончательного разгрома врага, согласовали и детально спланировали сроки, размеры завершающих ударов по фашистской Германии, договорились о судьбе Германии после полного ее поражения.
Участники конференции подтвердили, что для обеспечения выполнения требований безоговорочной капитуляции Германии вооруженные силы СССР, США и Англии займут на территории Германии особые зоны оккупации. Было предусмотрено создание союзнической администрации и контроля, который предполагалось осуществлять через специальный контрольный орган в составе главнокомандования трех держав. При этом указывалось, что еще одна страна – Франция, которая будет приглашена занять свою зону оккупации поверженной Германии, также будет участвовать в деятельности контрольного органа союзнических сил в Германии.
Дальнейшую судьбу Германии было решено обсудить позже. На конференции был также рассмотрен вопрос о возмещении ущерба, причиненного немецко-фашистской агрессией союзным странам. Для этого создавалась специальная комиссия по репарациям, которая должна была решить вопрос о размерах и способах возмещения ущерба.
Одним из
центральных вопросов Крымской конференции
стало намерение о создании совместно
с другими миролюбивыми государствами
новой универсальной
Для этого предлагалось созвать в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года конференцию Объединенных наций для подготовки устава такой организации. Советская сторона добилась согласия Англии и США на допуск к первоначальному членству в организации Украинской и Белорусской ССР.
Польский
и югославский вопросы по-
По поводу
Югославии главы СССР, США и
Англии выработали рекомендации в отношении
образования объединенного
СССР подтвердил намерение через 2-3 месяца после разгрома Германии вступить в войну с Японией. Это соглашение конкретизировало обещания советской стороны, данные союзникам на Тегеранской конференции 1943 года. Кроме этого, союзники договорились о восстановлении принадлежавших России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором в результате русско-японской войны 1904-1905 годов. Сталин добился возвращения СССР южного Сахалина, Курильских островов, Китайской Восточной железной дороги в Манчжурии и Порт-Артура.
Это была последняя встреча «большой тройки», в которой принимал участие Рузвельт, избранный в ноябре 1944 года на четвертый срок. Вскоре после своего возвращения домой, 12 апреля 1945 года, он умер. Президентский пост занял вице-президент Гарри Трумэн.
Вопрос о том, кто первый вступит в германскую столицу, превратился в острую политическую проблему. Черчилль понимал, что взятие Берлина советскими войсками означает политическую победу СССР во Второй мировой войне. Правительства Англии и США требовали от своего верховного главнокомандующего экспедиционными войсками союзников генерала Д. Эйзенхауэра захватить Берлин раньше, чем туда придут советские войска. Сталин торопил со взятием Берлина, так как ему было известно и о намерениях союзников, и о попытках Гитлера заключить сепаратное перемирие с ними.
Штурм фашистской столицы продолжался 11 суток. Осознав, наконец, что война проиграна, 30 апреля 1945 г. Гитлер покончил с собой. Его преемник Геббельс предложил советскому командованию начать переговоры о перемирии. В ответ на это из Москвы последовало требование полной и безоговорочной капитуляции, которое было отклонено немцами, и бои возобновились. Особенно ожесточенная и кровопролитная схватка развернулась за рейхстаг. 1 мая над рейхстагом советскими разведчиками было водружено Знамя Победы. На следующий день Берлин капитулировал.
8 мая
в Берлин в расположение
Информация о работе Взаимодействие СССР и союзников на разных Этапах II Мировой войны