Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Тема данной контрольной работы посвящена взаимоотношениям восточных славян со степными народами в VI – XII вв. Целю ее является рассказ о взаимоотношениях Древней Руси и её соседей - степных кочевников в период с VI по XII вв.
В своей работе я попытаюсь рассказать о событиях, имевших место в данный период истории, а также указать причины этих событий и последствия, что они за собой повлекли. Так же в данной работе приведены основные события из истории народов, населявших степь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….....3
1 Жизнь восточнославянских племен к началу VI в………………….………..4
1.1 Болгары и авары……………………………………………………………6
1.2 Xазары……………………………………………………...……………….8
2 Становление Русского государства. Киевская Русь и кочевники………….12
2.1 Торки, печенеги, половцы……………….………………………………..14
2.2 Война со степью…………………………...………………………….…...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………….……..31

Вложенные файлы: 1 файл

контристория.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв.

 

План:

 

Введение…………………………………………………………………….….....3

1 Жизнь восточнославянских племен к началу VI в………………….………..4

   1.1 Болгары и авары……………………………………………………………6

    1.2 Xазары……………………………………………………...……………….8

2 Становление Русского государства. Киевская Русь и кочевники………….12

   2.1 Торки, печенеги, половцы……………….………………………………..14

   2.2 Война со степью…………………………...………………………….…...25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  используемой литературы……………………………………….……..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Тема данной контрольной работы посвящена взаимоотношениям восточных славян со степными народами в VI – XII вв. Целю ее является рассказ о взаимоотношениях Древней Руси и её соседей - степных кочевников в период с VI по XII вв.

     В своей работе я попытаюсь рассказать о событиях, имевших место в данный период истории, а также указать причины этих событий и последствия, что они за собой повлекли. Так же в  данной работе приведены основные события из истории народов, населявших степь.

     В исторической литературе необходимые сведения приведены в должном объеме, хотя взгляды различных авторов на данный вопрос порой противоречат друг другу.

  Для того чтобы понимать нашу современную историю, важно знать историю страны с момента её становления, и даже раньше – со времени появления первых славянских племен. Необходимо также учитывать, что на развитие страны оказало сильное влияние ее географическое положение; территория, на которой расселились славянские племена, граничила в южной части со степью, а большие пространства сделали ее местом постоянных переселений народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Жизнь восточно-славянских племен к началу VI в.

 

    Для того чтобы понимать процессы, приведшие к созданию единого древнерусского государства, важно иметь представление о территориальном расположении славянских племен в догосударственный период, выяснить вопросы территориально - географического порядка: где они обитали, с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались. По данным письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории между средним течением Одера и Припятским Полесьем и Поднепровьем. Северными соседями их были балты и германцы, иранские племена, западные – кельты, южные – фракийцы и иллирийцы.

     Византийским авторам VІ в., оставившим сведения о славянах, было известно только общее имя венеты, однако в своих трудах они упоминают и о сложившемся к Vв. в бассейнах Днепра и Днестра мощном племенном союзе восточных славян – антах. Упоминают они также, применяя по отношению к населению окраин земли венетов новое  название – склавины, словене, славяне – что значит «говорящие».  Очень значимым является свидетельство готского историка Иордана, согласно которому венеды занимают территорию вдоль северного и восточного склона Карпат на восток от верхней Вислы. Также им отводятся земли от римского города Новиодуна до Данастра (Днестра) и на севере до Висклы (Вислы).

     В VI в. образовывается первый союз восточных славян под предводительством племени волынян. В Среднем Поднепровье известен мощный союз племен, известных под именем поляне - жители полей. Именно они и стали инициаторами создания еще одного союза восточных славян на Днепре. В «Повести временных лет» рассказывается о полянском князе Кие, что вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город и дали ему имя Киев. Археологическими исследованиями подтверждено, что ранее в Киевских горах находился укрепленный город, бывший тогда центром всех восточнославянских племен.

     Одновременно из бассейна Балтики часть славян продвигается на запад, где занимает земли ушедших вглубь Европы германцев. Еще часть славян заселяет земли, расположенные по берегам озера Ильмень, на перекрестке древних торговых путей.  Так появился союз ильменских славян. Главной  же побудительной причиной сплочения славянских племён в союзы являлось стремление противостоять общим для всех внешним угрозам. В VI в. в роли такой угрозы выступали, прежде всего, кочевые племена. Возможно, что именно вторжение кочевников-аваров в 550-560гг. привели к ускорению процесса объединения.

     Жили славяне общинно-родовым строем. По словам одного из летописцев «каждый жил с своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». Позднее, на смену родовой общине приходит соседская община. Вели славяне оседлый образ жизни, а занимались земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством. Они издавна славились как умелые торговцы. Во многом этому способствовало положение славянских земель на пути из варяг в греки. Основными товарами, поступавшими из славянских земель, были пушнина, мёд, воск и зерно. Пахотные земли расширялись с каждым годом и отличались необыкновенным плодородием.  Широко осваивались славянами степные и лесостепные земли.  Поднимали целину, подсушивали, выжигали лес, а потом,  использовав пашню до истощения - забрасывали.

     В те времена южная часть восточно-европейской низменности представляла собой  настоящий театр боевых действий. Постоянно сменявшие друг друга племена кочевников – выходцев из Азии совершали набеги на оседлое население. Иляты, «люди меча», – так называли кочевников на Востоке. Война была способом их существования, каждый кочевник проходил жестокий естественный отбор в десятках поколений. В то время как кочевники совершенствовались в искусстве войны, привыкшие к мирной жизни земледельцы утрачивали качества воинов. Когда этих крестьян посылали в бой, то они гибли при первом же ударе степной орды.

     Образ жизни степных соседей славян характеризуется как полукочевой, когда род или племя кочует от весны до осени по определенным традицией маршрутам, а зиму проводит во временных поселениях. При этом каждая кочующая группа имеет пастбища, закрепленные конкретно за нею.

     Согласно В.О. Ключевскому,  положительным историческим значением южно-русской степи является ее близость к южным морям, особенно к Чёрному, благодаря чему днепровская Русь рано пришла в непосредственное соприкосновение с южно-европейским культурным миром. Этим значением степь обязана морям и великим русским рекам, по ней протекающим. Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: она была вечной угрозой для Древней Руси и нередко становилась бичом для неё.

     Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. Здесь проходили пути великого переселения народов. Попеременно славянам приходилось вести борьбу с многочисленными племенами кочевников-скотоводов, выходцев из Азиатских степей (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.). Некоторые племена, например торки, были союзниками славян, другие – авары, печенеги, гузы, половцы, враждовали с нашими предками.

 

1.1 Болгары и авары.

 

     Вслед за гуннами в южнорусских степях выступает в конце V века орда болгарская. Кто такие болгары, где их родина и к какой семье народов они принадлежат, является спорным вопросом. Были  ученые, считавшие болгар чистыми славянами. Немецкие же ученые Энгель, Тунман, Клапрот и некоторые другие считают, что это была финская орда, соплеменная уграм, пришедшая с берегов Волги на Дунай, здесь смешавшаяся со славянами и принявшая их язык. Современники (например, писатель VI века Прокопий) считали болгар теми же самыми гуннами. Может быть это и не были гунны из орды Аттилы, но весьма вероятно, что это было родственное гуннам племя, и что гунны Аттилы слились с этой новой ордой. Болгары не создали единого государства. В VI веке они делились уже на две ветви — кутригуров, и утигуров. С самого конца V века болгары почти непрерывно нападали на византийские земли, причем в этих нападениях участвовали и славяне. В VI веке Византия платила болгарам-кутригурам ежегодную значительную дань, но все же они постоянно опустошали придунайские земли. Когда осенью 559 года разразилась война между кутригурами и утигурами, в неё вмешался на стороне кутригур вождь вархонитов (аваров) Баян. Потерпев поражение, утигуры также присоединились к аварам. Некоторая часть утигур и кутригур, однако, не последовала за Баяном, а осталась в Приазовье, где позже слилась с оногурами в единый народ, ставший известным в VII в. под именем болгары.

     Авары вели постоянные войны с Византией, а затем осели на территории современной Венгрии. Они покорили множество родственных им, а также иранских и некоторых других племен и создали единое государство – Аварский каганат. Покорили они и антов, добившись от них «покорности и дани».

     Будучи кочевниками, авары нашли в бассейне нижнего Дуная земли, на которых они, как и у себя на родине, могли выращивать скот и лошадей. Чтобы обеспечить себе полное подчинение славянских племен в Паннонии, аварские войска разместились в девяти укрепленных лагерях, стратегически расположенных так, чтобы господствовать над всей территорией современной Венгрии. Земли аваров в 568 году простиралась от Волги до Эльбы. В начале седьмого века завладели они и Далмацией, кроме ее приморских городов.

     В течение VI – VII вв. славяне вели постоянные войны с аварами, или обрами (великаны, исполины), как они их называли. От набегов авар самые большие потери понесли южные области славянских земель. С 588 по 631г. авары одерживали победы. Находясь в союзе с персами, авары в 619-620гг. дошли до стен Константинополя, но были отражены. Новая попытка их добиться победы над греками в 627г. кончилась катастрофическим поражением, которое повлекло восстание кутургуров, обитавших в степях от Карпат до Дона, которых авары использовали в борьбе с противниками.

    Но на исходе VII в. авары потерпели поражение от франков, что привело в дальнейшем к упадку Аварского каганата. Вот что сказано в летописи об этом событии: «Были обры телом велики, а умом горды, и истребил их бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть поговорка на Руси до сего дня: погибоша аки обре». Согласно летописям, посодействовала упадку аварской державы еще и моровая язва.

     Нашествие авар стало причиной продвижения славянских племен на север и северо запад. Вторая половина VI в. – время заселения славянскими племенами большей части территории современной Польши и Восточной Германии.

 

1.2 Хазары.

 

     Мирное время для славян длилось недолго, наступала новая беда: в середине VII в. из Азии вышли по направлению к Поволжью и Северному Кавказу новые орды кочевников. На несколько столетий станут они опасными соседями Руси. Часть восточнославянских племен оказалась в зависимости от их государства – Хазарского каганата. Ведя полукочевое, полуземледельческое хозяйство, государство это вело большую по тому времени торговлю, которой занимались купцы как местного происхождения, так и приезжие из Кавказа, Средней Азии, Ирана с одной стороны, Киевской Руси, Новгородского края и Скандинавии — с другой. Торговля шла главным образом речным путем, по Волге. На территории государства хазар находилось много городов. Первоначально его столицей был город Семендер, находившийся на Северном Кавказе, но в дальнейшем столицей стал город Итиль, расположенный в устье Волги. Сейчас от языка этого племени сохранилось одно слово, служившее названием крепости на Дону - Саркел, что значит "белый дом". Хазары обитали на западной стороне Каспийского моря, называемого тогда Хазарским.

     Нашествие хазар коснулось славянских земель лишь краем, а вскоре между славянскими землями и Хазарским каганатом установились соседские отношения. Мир периодически сменялся военными конфликтами, поскольку славяне пытались вернуть себе земли на юго-востоке и вдоль левого берега Днепра.

     Установление хазарского господства на степном юго-востоке отразилось благоприятным образом на распространении славянской оседлости в южнорусских степях. Хазары преградили доступ в них кочевым ордам, напиравшим с востока, а со славянами, двигавшимися в степь, установили относительно мирные отношения. Врагами прикаспийских хазар были степняки-буртасы и булгары. И тех, и других в VI в. подчинили себе тюрки. В начавшейся у победителей династической распре одни тюрки оперлись на булгар, другие на хазар. Победили хазары и их союзники. Степные булгары бежали на Среднюю Волгу, где основали город Великий Булгар.

      В VII-VIII вв. хазары вели войну с наступающими на Кавказ арабами.  В этой войне у них были сторонники – воинственные тюрки. Тюрки в то время воевали еще и с Китаем. Представители правившей в Китае династии Тан мечтали о создании обширной азиатской империи. Борьба Тан за имперскую власть над Азией началась победой над тюрками в середине VII в. Представитель разбитой тюркской династии убежал к хазарам. Хазары приняли его и сделали своим каганом.

    Формально каган обладал всей полнотой военной и административной власти. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась от старшего брата к младшему. Предположительно, хазарами правила тюркская династия Ашина. В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве — бека. На иврите его называли «мелех» — «царь», арабы передавали его должность как «малик» — правитель или «халифа» — буквально «заместитель». Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Бек также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов. Несмотря на то, что иудейской была вся верхушка каганата, он стал не государственной религией, а, скорее, тайной верой правящих кругов и торгово-ростовщического класса.

Информация о работе Взаимоотношения восточных славян со степными народами в V1-XII вв