Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 01:14, реферат
Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
______________________________
Факультет Психолого-Социальной Работы
РЕФЕРАТ
По предмету:История Мировых Цивилизаций.
Тема: «Византийская Цивилизация.»
Выполнила студентка 2 курса
заочной формы обучения
Савина В.В.
САКНТ-ПЕТЕРБУРГ
2010 Г.
НАСЛЕДНИЦА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем, был официально провозглашен столицей Римской империи. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже - с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную части. В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами врагов, и Одоакр, предводитель варваров-наемников, сместил последнего западноримского императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи.
В сознании византийцев идея преемства была очень важна: свою империю они именовали "Ромейским царством", т. е. Римской империей, Константинополь - "Новым Римом", а византийского императора считали единственным законным наследником римских цезарей. (Название "Византия" появилось только в эпоху Возрождения, придумали его итальянские ученые.)
"Новый Рим" был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - извилистым заливом Золотой Рог. Залив был удобной естественной гаванью: казалось, сама природа сделала все возможное, чтобы это место превратилось в крупнейший порт. Здесь пересекались главные торговые пути между странами Востока и Запада. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами.
Расположение Константинополя на перекрестке между Востоком и Западом может служить символом всей истории Византии - цивилизации, чья история всегда была связана с этими двумя столь различными мирами.
Уже к концу IV в. он превратился в крупный торгово-ремесленный центр - византийцы называли его "мастерской великолепия", "мастерской вселенной" , - который манил к себе купцов из самых разных стран. Постоянно росло его значение как культурного центра и центра религиозной жизни. Город роскошно отстраивался и рос: к началу V в. в Константинополе было уже 150 тыс. жителей, а в первой половине VI в. - 375 тыс., столько же, сколько и в самом Риме.
Константинополь для византийцев всегда был олицетворением их империи, ее мощи и красоты. Вместе с падением столицы в 1453 г. закончилась жизнь византийской цивилизации.
Цивилизационное пространство империи
В первые века своего существования Византия располагала огромными территориями (около 750 млн. кв. км.). Они охватывали Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья.
Через Византию пролегали важнейшие торговые пути: знаменитый "шелковый путь" в Китай, "путь благовоний" - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану.
Экономическое развитие областей, входивших в Византию, было неодинаковым. Греция, например, уже давно переживала экономический упадок. Главными житницами империи были Фракия (провинция Византии на Балканах) и Египет, который называли "хлебной кладовой". Славой Египта был город Александрия - не только культурный центр, но и центр ремесленный. В Малой Азии было высоко развито виноградарство, садоводство и скотоводство. В малоазийских, палестинских и сирийских городах издавна процветали различные ремесла (производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий). В общем, Византия в достаточной степени была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства и полезными ископаемыми. Внутренняя хозяйственная жизнь империи была относительно устойчива в отличие, скажем, от Западной Европы. И не случайно европейцы долгое время описывали Византию как сказочно богатую страну.
В наследство от Рима Византия получила не только множество экономически процветающих областей. Не менее важным было и обилие культурных центров: ведь империя ромеев включала в себя территории некогда могущественных цивилизаций. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф - в европейской части.
Большое значение для развития культуры и экономики имело и то, что большинство этих областей в прошлом входили в состав эллинистических монархий, а потом были объединены под властью Рима.
Население империи было пестрым в национальном отношении. По подсчетам историков, его численность достигала 30-35 млн. человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки - они составляли его большую часть. Римляне были относительно немногочисленны, хотя именно латинский язык долгое время оставался государственным. Только в VII в. его сменил греческий.
Официально в Византии насаждалась и развивалась прежде всего культура, связанная с традициями античного мира. Но одновременно впитывались и традиции восточных цивилизаций, и это, естественно, многое определило в судьбе Византии.
Византия и окружающий мир
В то время, когда Рим и другие античные города лежали в развалинах, Византия переживала свой расцвет. Конечно, волны варварских нашествий коснулись и Византии. Она не раз подвергалась нападениям готов. В V-VI вв. в пределы империи стали вторгаться славянские племена, доходя порой до предместий Константинополя. Однако политическая целостность империи была сохранена. Славяне создавали на территории Византии свои поселения и вскоре составляли уже значительную часть населения Балканского полуострова. Только в VII в. образовалось первое славянское государство - I Болгарское царство, которое стало сильным врагом империи, хотя просуществовало недолго - до начала XI в. Таким образом, Византия страдала от варварских нападений, но понесенный ею урон не шел ни в какое сравнение с потерями, пережитыми на Западе.
Впрочем, кроме варваров у Византии были и другие, не менее грозные соседи. На Востоке главным противником империи был могущественный Иран, который выдвигал территориальные претензии и боролся с Византией за торговые пути, за право первенствовать в посреднической торговле. В VI в. империя ромеев была втянута в длительную кровопролитную войну. В VII в., когда ослабевший Иран перестал представлять угрозу, ему на смену пришел значительно более серьезный враг: арабские племена, к тому времени создавшие свою государственность и объединенные новой религией - мусульманством. В течение буквально нескольких лет арабы захватили богатые земли Сирии и Палестины, а потом присоединили к своей державе и Северную Африку.
VII век был трагическим в истории Византии; удары наносились и славянами - с севера, и арабами с востока. В это время территория империи сократилась втрое.
С IX в. Византия восстанавливается как сильная централизованная империя и остается ею вплоть до того времени, когда начинается закат этой цивилизации, захваченной сначала крестоносцами, а потом турками-османами.
Итак, международное положение империи на протяжении всей истории было достаточно сложным: в глазах многих государств, в том числе и западноевропейских, Византия была богатой добычей. Однако это не означает, что и сама Византия не стремилась расширить свои владения. От Рима империя унаследовала идею избранности, права на власть над всеми обитаемыми землями. В первые века своего существования Византия вела войны, стремясь вернуть захваченные германскими племенами части бывшей Римской империи. В VI в. ей удалось одержать ряд побед над вандалами в Северной Африке и готами в Италии и Испании. Но это был временный успех: втянутая в другие войны, Византия не смогла удержать свои новые владения, мечта о восстановлении прежней Римской империи не сбылась.
Византия была преемственной цивилизацией по отношению к Римской империи. В то же время она находилась под влиянием традиций восточных цивилизаций, которые утратили политическую самостоятельность, вошли в состав империи ромеев, но сохранили многие особенности своей культуры. Положение Византии между Востоком и Западом проявилось в ее своеобразном историческом развитии.
ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ВИЗАНТИИ
Как и Западная Европа, Византия пережила большие изменения в сфере социально-экономических отношений. В начале своей истории Византия оставалась еще наполовину рабовладельческой страной. Свое существование она закончила на этапе, когда окончательно победили феодальные отношения. Но феодализм в Византии имел свои особенности, отличавшие его от Западной Европы и от стран Востока. Причиной тому были и внешние обстоятельства ее истории, и своеобразие византийской цивилизации в целом.
Византия и варвары
Завоевания варваров- германских племен имели для истории Западной Европы не только отрицательные результаты. Варвары, находившиеся на уровне первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых - феодальных.
В Византии, сохранившей свою государственность и избежавшей в первые века своей истории сильного влияния варваров, переход к феодализму совершался гораздо медленнее. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и такой же сложный процесс рождения новых отношений в рамках старой системы.
В IV-VI вв. рабство в Византии было еще широко распространено. Рабы трудились в поместьях землевладельцев, в ремесленных мастерских - и частных, и государственных. Правда, формы их эксплуатации чаще всего были модернизированными, а потому достаточно эффективными: как правило, рабов сажали на землю, давали им возможность иметь семью и вести собственное хозяйство. Увеличивалось число рабов, которых отпускали на волю. Но тем не менее рабство продолжало существовать, играло большую роль в экономике и изживалось в отличие от Западной Европы очень медленно.
Синтезное развитие феодализма развернулось в Византии лишь в VII-IX вв., и основную роль здесь сыграли славянские племена. В трагическую эпоху арабских завоеваний территория Византии резко сократилась. Главными экономическими районами стали Малая Азия и Балканы - территория, где активно расселялись славяне. За счет них увеличивалось число свободных крестьян, усиливались сельские общины - в VII-IX вв. именно они и стали основной ячейкой хозяйственной жизни Византии. Труд рабов и колонов постепенно сменялся трудом разорявшихся, попадавших в зависимость крестьян.
Славянские племена ускорили переход к феодализму, но все-таки влияние варваров было не настолько сильным, чтобы нанести сокрушительный удар по старому обществу. Традиции античности поэтому оказались более устойчивыми по сравнению с Западом и уходили в прошлое с трудом.
Византийское государство и феодализм
Только в X-XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и числом зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало владения феодала под своим надзором.
Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились "государственные" крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.
Ситуация изменилась лишь в XIII-XV вв., т. е. в последний период жизни Византии. После 1204 г., когда Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части, мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии складывается феодальная вотчина, близкая западноевропейской. И хотя во второй половине ХIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии. В XIV-XV вв. Византия все больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Практически постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности.
Трудно сказать, как сложилась бы дальше судьба феодализма в Византии, если бы не гибель этой цивилизации. Но на протяжении нескольких веков развития в нем соединялись элементы восточного "государственного" феодализма и западноевропейского. С Востоком Византию сближала сильная централизованная власть, которая сдерживала рост частного крупного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. И все-таки феодализм в Византии не был полностью "государственным". И это естественно: ведь империя ромеев унаследовала и сохранила римское право, которое узаконивало частную собственность на землю. Чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.