Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:10, творческая работа
Византийская литература — литература Византийской империи, среднегреческая по языку.
Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через югославянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.Наличие византийской книжности определяется, таким образом, не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале.
Византийская литература.
Византийская литература — литература Византийской империи, среднегреческая по языку.
Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через югославянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.Наличие византийской книжности определяется, таким образом, не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале.
Ранний период:
Начало византийской литературы относится
к VI—VII векам, когда греческий язык
становится господствующим в Византии.
История византийской литературы представляет
собой одну из мало разработанных
областей в мировой литературе. Причину
этого приходится искать главным
образом в том, что до сих пор
остаются ещё неисследованными весьма
сложные социально-
Сохранилась главным образом литература,
созданная церковью, игравшей очень
крупную экономическую и
Среди дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов. Наиболее крупными представителями её являются: Роман Сладкопевец (VI век), сириец, написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан Великий (527—565), Сергий, патриарх Константинопольский, которому принадлежит акафист богородице по случаю победы над аварами в 626, Софроний, патриарх Иерусалимский и другие.
Средний период:
С прекращением иконоборчества, то есть с IX века, появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкелл, Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол).
Для русской древности интереснее всего хроника автора второй половины IX века Георгия Амартола, обобщающая историю «мира» от Адама до 842 (а если считать и её продолжение, то до половины X века). Эта монашеская хроника отличается фанатической нетерпимостью к иконоборцам и пристрастием к богословию. Здесь помещены: обзор интересных для монаха фактов светской истории до Александра Македонского, библейская история до римской эпохи, римская история от Цезаря до Константина Великого, и византийская история.
Главными источниками Амартола были хроники Феофана Исповедника и Иоанна Малалы. У Амартола есть также извлечения из Платона, Плутарха, Иосифа Флавия (I век), Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Феодора Студита, из житий, патериков и т. д.
Поздний период:
С XII до середины XV века (1453) в Византии
наступает эпоха феодализма, господства
так называемые «властелей» —
светских феодалов и духовных сеньоров,
— тревожное время, когда в
борьбе с турками Византия искала
поддержки у западного