Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:48, реферат
В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи.
В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.
В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров.
1.Введение;
2.Византийские владения в Крыму;
3.Распространение христианства;
4. Заключение;
5. Литература;
В 741 году после смерти Льва III к власти пришел его сын-Константин Копроним. Во время его царствования иконоборчество подверглось еще большим гонениям, но эти жестокости не коснулись Стефана Сурожского. По ходатайству супруги императора он был освобожден из темницы. Стефан Сурожский крестил новорожденного императорского сына и с почестями был отправлен в город Сурож, где снова стал управлять епархией. 15 декабря 750 года Стефан Сурожский скончался и был погребен в алтаре сурожского Софийского собора.
Христианские хроники сообщают, что у его тела совершались чудеса. Так, сурожанин Ефрем, бывший слепым от рождения, прозрел, когда приложился к мощам умершего. Согласно канонам православия, Стефана Сурожского причислили клику святых.
Распространение и судьба христианства на Крымском полуострове. Первые сведения о христианах в Херсонесе и на Боспоре относятся к началу н. э. К III в. здесь уже сложились значительные христианские общины: упоминание о Херсонском (Херсонесском) епископе Капитоне, 7-м по счету, относительно к 325 г., тогда же упоминается и архиепископ Боспорский Кадм. Дальнейшее распространение христианства в Крыму связано с расселением в Юго- Западной Таврике ариан-готов и усилением влияния православной Византии, особенно при Юстиниане I. В последующие века хазарские власти не чинили христианам препятствий: в начале VIII в. существовали Сугдейская и Фулльская епархии во главе с епископами. Многие исследователи связывают последующую христианизацию Таврики с иммиграцией из Византии иконопочитателей в связи с иконоборчеством. Здесь возникает много монастырей, церквей, крещален. Однако значительная часть местного населения оставалась языческой и в середине IX в., когда великий славянский просветитель Константин (Кирилл) Философ проезжал в Хазарию через Крым, он активно проповедовал здесь христианство. Но уже к концу Х в. христианство в Таврике все более утверждается. Именно здесь, в Херсоне, киевский великий князь Владимир Святославич и его ближняя дружина крестились в 988 г. и затем крестили киевлян и Русь. В дальнейшем увеличение числа христиан в Крыму связано с появлением на полуострове итальянских колоний и бегством сюда от ирано-турецких погромов армян. Как и прежде, основная масса христиан сосредоточивалась в горнолесной зоне и в городах. То же было и в периоды Золотой Орды, Крымского ханства и Османской империи, власти которых не проводили акции массового гонения на христиан. Первый удар по крымским христианам нанесло русское правительство, переселив основную их массу в 1778 г. в Приазовье. Но после присоединения Крыма к России на полуострове начинают восстанавливаться заброшенные монастыри и храмы, строятся новые. Массовая эмиграция крымских татар в Турцию и заселение полуострова русскими, украинцами, немцами и др. привело к христианизации всей территории Крыма. Наряду с православными церквами, в городах и многих селениях воздвигаются католические костелы, протестантские кирхи, молитвенные дома. Второй удар по христианству в Крыму был нанесен после установления советской власти. Были уничтожены все монастыри и множество храмов всех конфессий, остальные почти все закрыты, священнослужителей подвергли жестоким репрессиям. От этого удара христианство в Крыму не пришло в себя до сих пор.
Заключение:
Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятия христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противостоять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только словом порицающиеся христиане", а на деле - "поган ьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поймают жены своя с плясанном и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращённых в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси, Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
Героическая эпоха Владимира (княжил 980 -1015 гг.) была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино феодальное начало с народным политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.
Христианское мировоззрение начало проникать на восточнославянский юг задолго до официального введения новой веры равноапостольным князем Владимиром Святославичем. Уже для первой половины І тысячелетия нашей эры возможно обозначить два "плацдарма", где прослеживаются ростки этого учения.
Первая из таких зон – это Крымский полуостров, а еще конкретнее - район античного Херсонеса (впоследствии древнерусского Корсуня и округа современного Севастополя). Именно отсюда, как справедливо отмечали многие исследователи, византийский вариант христианства и распространялся по линии Константинополь – Корсунь – Киев, а далее уже по восточноевропейским просторам. В подтверждение заметной роли именно Корсуня в христианизации местного населения региона использовалось сказание о деятельности в этом городе Климента – третьего наследника апостола Петра на епископской кафедре Рима. А появление первой епископской кафедры в Корсуне датируется периодом гонений на христиан во времена правления императора Диоклетиана, когда "мученики херсонесские" творили чудеса, проповедовали идеи Христа и за это были растерзаны язычниками. Но, также следует отметить, многие церковные предания появлялись намного позже от реального времени тех или иных событий, о которых в них рассказывается.
Какая-то часть христиан проживала в Крыму и в первой половине І тысячелетия нашей эры, но отсутствие объектов массового поклонения – храмов – говорит об относительно малом количестве приверженцев данного вероучения здесь в это время.
Другим вероятным регионом распространения раннего христианства могло быть междуречье Днепра и Дуная. Появлению такой гипотезы способствовали сообщения некоторых письменных источников о том, что после осуждения на упомянутом Никейском церковном соборе непокорные епископы и священники – сподвижники Ария – были высланы в дунайские имперские провинции, где в эти времена активно действовали "варвары", в том числе славяне – анты и склавины. Христианским наставником германского племени готов здесь становится епископ Ульфила, который перевел им Библию.
Именно ранние славяне были соседями германцев, в частности в придунайской местности. В связи с этим и появилась гипотеза о том, что первые, от вторых, и могли перенять новое вероучение. Но никаких рельных фактов пока нет – доказательства, что часть славян в первой половине І тысячелетия нашей эры становятся христианами, отсутствуют (и в письменніх источниках, и в археологических). Нет их и по отношению к религиозной ситуации в восточнославянской среде второй половины упомянутого тысячелетия – до последних веков этого тысячелетия в их среде господствует обряд кремации, противоречащий христианским канонам.
Более того, византийский писатель Прокопий Кесарийский в VІ веке отмечал: "Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-то силу, и когда им вот - вот грозит смерть, охваченным ли болезьнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас принесут богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания". Конечно же, здесь зафиксированы обряды языческой религии.