Византия и славяни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:08, реферат

Краткое описание

Славянские народы вписали не одну славную страницу в историю культуры человечества, в мировую сокровищницу науки, литературы, музыки, живописи. Но чтобы учесть все значение славянства, необходимо обратиться и к Византии, носительнице высоких традиций древних культур, эллинской культуры и цивилизаций восточных империй.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Древнейшие сведения о славянах…………………………………………….5
2.Славяне в борьбе за балканский полуостров…………………………….…6
3.Внутренний строй древних славян…………………………………………...9
4.Славянские государства и Византия..……………………………………....11
5.Русь и Византия……………………………………………………………...16
6.Византийская культура и ее значение для славян…………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Византия была и средоточием  средневековой образованности. Греческая  по языку культура связывала ее с  эллинской традицией, с непревзойденными образцами гомеровского эпоса, прозы Фукидида и Ксенофонта, философских диалогов Платона, комедий Аристофана и трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Афинская академия, где процветала «языческая философия», просуществовала до середины VI в. Высшие школы в Александрии, Антиохии и Константинополе, кроме цикла клерикальных предметов, имели медицинский и юридический факультеты. Ряд законодательных актов предоставлял учителям и врачам жалованье от казны, освобождал от всяких повинностей, чтобы предоставить им «необходимую свободу для занятий пауками». Константинопольский университет с V в. насчитывал 31 профессора, обучавшего слушателей словесности, ораторскому искусству, философии и юридическим наукам. За это профессора получали содержание от государства.

Это дало возможность  сохранить в Византии образование, которое в свою очередь способствовало дальнейшему развитию права и  законодательства, сохранению медицинских  и сельскохозяйственных знаний, как  об этом свидетельствуют соответствующие  трактаты. Византийская летописная и историографическая традиция через Прокопия и Феофилакта Симокатту связана с древнегреческими образцами, через хронографию Феофана, а особенно Иоанна Малалы она черпает новые силы в живом народном языке.

Как материальная культура Византии, так и плоды ее образованности стали достоянием других народов. Из Византии славяне получили алфавит и первые переводы с греческого на свой родной язык. Славянская и русская летописи ведут свое начало, летосчисление, традицию от византийской хронографии, в частности от рано переведенного в Болгарии Георгия Амартола. Это характерно и для других литературных произведений (стихотворений, житийных), которые переводились, воспринимались, чтобы породить потом новые, самобытные образцы. Но Византия со своей цивилизацией несла и яд вероломства, унижений, насилия, процветавших в пей.

С принятием христианства, с возникновением славянской письменности и расцветом на основе этой замечательной  культуры славянские народы быстро вошли  в число передовых в культурном отношении народов средневекового мира. Усвоение византийских образцов происходило не механически, но творчески перерабатывалось, принимало новые, своеобразные органические формы, поэтому многое из духовного наследия Византии продолжало жить и в культуре Московской Руси. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славяне жили общинно-родовым  строем, «в народоправстве», как писал  Прокопий Кесарийский. Хотя у древних  славян имелось рабство, оно носило патриархальный характер. Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.

Социальный  строй древних славян в VI в. представлял  собою военную демократию.

Но уже начался  процесс его разложения. Распаду  первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей.

Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др.

Дальнейшее  развитие общественных отношений у  восточных славян приводило к  формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.

 

 

Список литературы

1. Н.В.ПИГУЛЕВСКАЯ

(Лекция "Византия и  славяне", прочитанная 23 декабря  1944 г. в Казани в Государственном  университете им. В. И. Ульянова-Ленина)

http://lib.swarog.ru/books/history/ist0/pigul01.php

2. Из сборника: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СЛАВЯНЕ

3. Древние славяне  в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории. 1941. № 1. Стр. 230. Опубликовано на http://www.junik.lv/~vasilevs/viz_slav/prokopii3.htm

4. Извлечения из трудов византийских и мусульманских авторов // Сборник документов по истории СССР. Ч.1, С.24-31, 64-69. 72-74, 82-84.

5. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2.

6. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I – VI вв.). М., 1991; Т. 2. (VII – IX вв.). М., 1995.

7. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 – 356.

 




Информация о работе Византия и славяни