Виникнення перших шкіл у світових цивілізаціях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 03:53, реферат

Краткое описание

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города – государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

№2.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

Новый период в истории  древнеиндийского воспитания  начинается в середине  I тысячелетия до н.э., связанный с возникновением новой религии – буддизма, идеи которой отразились и на воспитании.

Согласно буддизму,  главной  задачей воспитания было внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование.

Буддизм  уделял  особое внимание  отдельной  личности,  подвергая  сомнению  незыблемость  принципа  неравенства каст  и признавая равенство людей  от  рождения.  Поэтому  в  буддийские  общины  принимались  люди любой касты.

В  буддийский  период  начальное  обучение  осуществлялось  в  религиозных «школах Вед» и в светских школах. Содержание обучения в «школах Вед» (Веды  –гимны религиозного содержания) отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы  учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.

В  содержание  обучения  в  школах  при  монастырях  входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине.

4. Воспитание и школы в Древнем Китае. Конфуцианство

В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного  воспитания,  уходивший  истоками  в первобытную эпоху.  Всем было  необходимо  соблюдать  многочисленные  традиции,  упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было  произносить  бранные  слова,  совершать поступки,  вредящие  семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания  была  в  Древнем  Китае  чрезвычайно  велика,  а  деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.

По преданиям, первые школы в Китае возникли в  III тысячелетии до н.э. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность. Древние  школы существовали  как  в  отдельных  кланах,  так  и  в  более обширных  общинных  и  административных объединениях  – уездах,  областях и провинциях. Участие государства в деле образования всегда было заметным:  при  Ханьской  династии  была  создана  сеть  государственных  начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч. Дети аристократии обучались в  дворцовых школах. В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным об учением на дому.

Первая в Китае частная  школа была организована Конфуцием. В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей, которой  владели,  как  правило,  так  называемые  пишущие  жрецы.  Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе.

В  Китае  развился  настоящий  культ  учености  и  нравственной  регламентации.  Основной  целью  обучения  признавалось  воспитание  нравов  на примере древних образцов. Выбору  учителя  придавалось  огромное значение,  поскольку учитель считался прежде всего воспитателем ученика; к нему следовало относиться с  чрезвычайным  почтением.  Наставник  олицетворял  старших  как в семье, так и в государстве.

Обучение начиналось, как  правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали «есть вместе и сидеть на одной циновке».

Во  II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство, и в основу  образования  был  положен  канон  конфуцианских  книг  –  «Четверокнижие»,  «Пятикнижие». Канон включал древние песни, книги хроник, по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье.

Начальное образование  продолжалось около 7 лет и  состояло, прежде всего, в  изучении  письма  (несколько  тысяч  иероглифов),  а  также  языка, стиля,  стихосложения.  Дальнейшие  этапы  включали  заучивание  наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.

Заучивание  канонов  имело  не  только образовательное,  но  и  воспитательное значение –ученики воспринимали моральные правила конфуцианства  как  аксиомы.  К  детям относились  как  к  маленьким  взрослым,  требуя от  них  безусловной  дисциплины  и  почтительности.  Бамбуковая  или  деревянная палка были обычным средством воспитания.

«Великую науку» представляли так называемые шесть искусств: этика и ритуал, каллиграфия, счет, музыка,  умение стрелять из лука и управлять колесницей.

В «Лицзи» (книга о ритуале и обычаях, составленная в IV- I вв. до н.э. и  пользовавшаяся  высоким  авторитетом) сформулированы  четыре  основных принципа обучения:

– учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;

– учиться, пока не упущено  время;

– соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;

–  учиться с товарищами, поскольку  у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

Обобщая опыт школ великих  философов середины I тысячелетия до н. э., «Лицзи » особое  внимание  уделяла возникновению  связи  между  учителем  и учениками,  когда учитель «ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца ».  В этом случае между учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, ученик начинал думать.

Однако практически система  образования в Китае к концу эпохи древности приобретала все более официальный схоластический и принудительный характер.

Особенности конфуцианского учения:

♦    Конфуцианство  представляет собой нравственное и  духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кунцзы, иначе Конфуцием.

♦    Это отчасти  этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.

♦    Конфуций направлял  свои этические воззрения на основы государственного управления.

♦    Утвержденные Конфуцием  сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления  на государственную службу.

♦    Сами сочинения  включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».

♦    Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.

♦    Он поощрял людей  жить в согласии с окружающим миром.

♦    Конфуцианство  придает огромное значение сплоченности и единению общества.

♦    Почитание предков  является неотъемлемой чертой конфуцианской  формы поведения.

В отношении конфуцианства  трудно решить, следует ли воспринимать его как религию или же исключительно  как учение о нравственном поведении. Конфуций обладал верой с представлением о небесах, а также о божественной сущности, хотя истинная природа ее подробно не объясняется.


Информация о работе Виникнення перших шкіл у світових цивілізаціях