Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 03:53, реферат
Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города – государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.
Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине I тысячелетия до н.э., связанный с возникновением новой религии – буддизма, идеи которой отразились и на воспитании.
Согласно буддизму, главной задачей воспитания было внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование.
Буддизм уделял особое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей от рождения. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты.
В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах Вед» и в светских школах. Содержание обучения в «школах Вед» (Веды –гимны религиозного содержания) отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.
В содержание обучения в школах при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине.
4. Воспитание и школы в Древнем Китае. Конфуцианство
В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было произносить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.
По преданиям, первые школы в Китае возникли в III тысячелетии до н.э. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность. Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях – уездах, областях и провинциях. Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч. Дети аристократии обучались в дворцовых школах. В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным об учением на дому.
Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием. В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе.
В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламентации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель считался прежде всего воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве.
Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали «есть вместе и сидеть на одной циновке».
Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство, и в основу образования был положен канон конфуцианских книг – «Четверокнижие», «Пятикнижие». Канон включал древние песни, книги хроник, по философии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье.
Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло, прежде всего, в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.
Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспитательное значение –ученики воспринимали моральные правила конфуцианства как аксиомы. К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безусловной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания.
«Великую науку» представляли так называемые шесть искусств: этика и ритуал, каллиграфия, счет, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей.
В «Лицзи» (книга о ритуале и обычаях, составленная в IV- I вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом) сформулированы четыре основных принципа обучения:
– учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;
– учиться, пока не упущено время;
– соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;
– учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.
Обобщая опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н. э., «Лицзи » особое внимание уделяла возникновению связи между учителем и учениками, когда учитель «ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца ». В этом случае между учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, ученик начинал думать.
Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древности приобретала все более официальный схоластический и принудительный характер.
Особенности конфуцианского учения:
♦ Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кунцзы, иначе Конфуцием.
♦ Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.
♦ Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.
♦ Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.
♦ Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».
♦ Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.
♦ Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.
♦ Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.
♦ Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.
В отношении конфуцианства трудно решить, следует ли воспринимать его как религию или же исключительно как учение о нравственном поведении. Конфуций обладал верой с представлением о небесах, а также о божественной сущности, хотя истинная природа ее подробно не объясняется.
Информация о работе Виникнення перших шкіл у світових цивілізаціях