Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:54, контрольная работа
Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов, оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими, композиционными, пластическими и другими.
Кованые ручки были чаще всего S – образной формы. Реже встречаются ручки – кольца, которые ещё называют билами, так как такой ручкой можно стучать, то есть бить в дверь.
Всего, конечно, осветить
невозможно, потому что кузнечные
изделия применялись так
И сама форма решёток или любых других изделий состоит из узора, где ритм орнамента руководит, направляет изгибы железного прута или полосы, заставляя их виться упругими завитками и спиралями.
Но и металл предъявляет свои требования к рисунку: свойства его, как материала, диктуют свои условия. И их ковалю необходимо хорошо знать. Только тогда и можно добиться подлинного успеха, когда в изделии найдут воплощение и красота, и прочность, и соответствие своему назначению. К этому и стремились мастера кузнечного ремесла.
Литье и изделия из чугуна
Этот вид обработки металла осуществляется с помощью различных формовочных приспособлений, где из расплавленной жидкой металлической массы получают необходимое изделие.
Существуют различные
способы отливки вещей и
При первом способе по
модели, которая может быть из гипса,
дерева, пластмассы или металла, из
формовочной смеси готовят
При втором способе модель,
изготовленная из смеси парафина
и стеарина (в прошлом применяли
воск), в жидком виде удаляется из
формы, после чего образовавшиеся пустоты
заполняются расплавленным
При третьем оболочковые формы приготовляют из кварцевого песка и пульвербакелита при температуре 350°С, а после отливки разрушают.
Четвёртый способ, при литье в металлические формы, даёт очень чистую поверхность отливки. И, несмотря на значительную трудоёмкость изготовления формы – кокиля – он оказывается предпочтительней при массовом производстве. При работе с легкоплавкими сплавами способ литья в кокили под давлением широко распространён. Он обеспечивает высокую точность отливаемой детали и минимально тонкие её стенки.
Литьё известно издревле. Поделки из серебра, бронзы и золота отливались задолго до появления железа и ковки из него.
На Руси художественное литьё из цветных металлов получило развитие в VI-VIII веках, а литьё из чугуна – только в первой половине XV века. В это время появились чугунные пушки, украшенные орнаментом и надписями, изображениями животных.
Но более широкое развитие художественное литьё из чугуна получило, начиная с конца XVII столетия, когда стали широко использоваться рельефные плиты на полах церквей и соборов, орнаментальные двери, надгробные плиты. К этому периоду, например, относятся и плиты в полу трапезной Благовещенской церкви близ Тульского кремля. Есть предположение, что эти плиты первоначально находились в полу Успенского кремлёвского собора.
Парадным лестницам в особняках и общественных зданиях всегда придавалось большое значение. По конструктивным признакам и материалам, из которых изготовлялись, все лестницы условно можно разделить на три основных типа. К первому можно отнести цельнометаллические, ко второму – бетоннокаменные, к третьему – деревянные. В свою очередь каждый из этих типов имеет разновидности.
Так, цельнометаллические лестницы с ходовой частью из литого чугуна имели в ограждающей части не только литые элементы, но и кованные. Хотя такие случаи крайне редки. Лестницы с каменными, что реже, и бетонными ступенями имели и литые ограждения и кованные. Распространение получило и совмещение кованых элементов ограждения с литыми опорными столбиками. Деревянным лестницам, часто встречавшимся в жилых домах, владельцы которых обладали небольшими возможностями, присущи как кованные, так и деревянные ограждения, чаще в виде точёных на токарном станке фигурных балясин.
Декоративное оформление
Особый интерес представляет декоративное оформление: литые прогоны с рельефным растительным узором, ажур подступенков, рельефный орнамент ступеней и площадок плит, фигурные столбики на поворотах, нарядные элементы ограждения, масивные волюты прогонов. Орнаментальный узор прогонов усиливает ритмику ступеней, дополняясь треугольной формой боковинками, под ступеньками со сквозным усложнённого контура ажура. Рельефный рисунок на рабочей, "лицевой" поверхности ступени композиционно вписан в орнаментную рамку, где фоном для него служит рельефный сетчатый орнамент. Каждое малое звено сетки орнамента – это небольшой ромбик, в котором заключено крестообразное углубление.
Декоративно-художественное оформление сдержано, но одновременное и не строго. Используются декоративные узоры растительного характера. Повторяемость элементов даёт эффект ритма, художественной орнаментальности и ажурности.
Узор решёток был симметричен, плотно заполнял пространство завитками и спиралями. Использовалась другая композиция узора, где рисунок симметричен двум осям: вертикальной и горизонтальной, от которой расходятся завитки, сплетения, разветвления и спирали. И весь их узор как бы оторочен декоративным обрамлением с рисунком из S – образных сопряжений, угловых перекрещений, дугообразных элементов с завитками вовнутрь. Но в целом в композиции прослеживаются вертикальные линии, что придаёт рисунку определённую строгость в отличие от рисунка полукружия.
Тем не менее, узоры разнообразны, что достигалось с помощью различных комбинаций исходных элементов. Во многих узорах прослеживаются связи кузнечного ремесла с народным искусством. Так, многие элементы орнаментики встречаются в деревянной резьбе на домах.
Вырубка, просечка и художественные изделия из листового металла
Существует несколько способов обработки листового металла: отрезка, обрезка, вырубка, просечка, гибка, завивка и скручивание, а также формовка и выколотка, чеканка и штамповка, басменная обработка и давильные работы на станках. Кроме этого, бывает комбинированная обработка.
Любое изделие начинается с заготовки, а заготовка отделяется от листа с помощью ручных или гильотинных ножниц. Этот процесс называется отрезкой. Дальше идёт операция отделения от листовой заготовки, какой – либо фигуры или фигурной заготовки. Это делается способом обрезки или вырубки по шаблону или рисунку, нанесённому непосредственно на фигурную заготовку. В тех случаях, когда невозможно вырезать весь контур рисунка ножницами, применяют зубильца, а затем дорабатывают контур напильником (надфилем). Если же задуманный рисунок требует проработки внутренних отверстий в заготовке, то это делается с помощью просечки зубильцами с прямым или радиусным лезвием.
Вырубка или просечка – основные операции при изготовлении просечных украшений из кровельного железа, которое используется в архитектурно – декоративных изделиях. В таких архитектурных элементах, как свесы крыш и коньковые гребни, дымники и водостоки, чаще применялась просечка, придающая изделиям ажур, работающий на просвет, что для этих элементов очень важно. Но наряду с просечкой иногда применялись, гибка, завивка и скручивание, а в отдельных случаях и формовка – дифовка, чеканка и выколотка.
Техника просечки железа
имела широкое и разнообразное
применение и применялась вместе
с кузнечным мастерством. Происхождение
этого способа обработки
В декоративном древнерусском искусстве просечный металл нашёл широкое распространение. Этот вид художественной обработки металла и в дальнейшем сохранил своё значение, при этом, конечно, совершенствовался, вырубка, и просечка нередко дополнялись рельефным узором, чеканкой, которая в ряде случаев становилась самостоятельным декоративным приёмом. При появлении прокатного листового железа просечка не обходилась без обрезки с применением ножниц. Этот приём дошёл и до наших дней.
Техника просечки проста.
Для вырезания узора
В музеях представлено много прекрасных образцов изделий прикладного и хозяйственно – бытового назначения, изготовленных в просечной технике: украшения, бляхи, застёжки, ключевины, замки, ларцы, сундучки – подголовники, осветительные приборы.
Эта техника привилась и получила широкое распространение в сундучном производстве, которое в XVII веке представляло собой особую отрасль.
В XVI-XVII веках просечным железом отделывались входные двери церквей. Отдельные просечные детали украшали церковную утварь: паникадила, цепи, светильники, хоругви, ажурные двери в алтари, алтарные преграды или их отдельные детали. Но особенно широко в то время просечный металл использовался в отделке верхней части зданий: коньков, свесов, карнизов. Это явление связано с традицией украшения деревянных построек сквозными резными узорами, где поначалу прототипом послужила резная доска, прикрывавшая нижние концы кровельных балок под свесом кровли или торцы обрешётки на фронтоне крыши.
В XVII-XVIII веках карнизные и коньковые подзоры становятся распространённым и существенным элементом оформления каменной архитектуры. Подлинные подзоры того времени теперь уже почти не сохранились, но в большинстве случаев они возобновлены. Часто возобновление велось с повторением старых образцов.
Виды формовки в архитектурных элементах
Дифовка, выколотка, чеканка и чеканка, – основные способы обработки листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно получать изделия различной формы.
Основной инструмент при дифовке – разнообразные по материалу, массе и форме молотки, а при выколотке – всевозможные опорные инструменты: наковальни, шпераки, различные подкладки.
Для создания декоративных различных бытовых изделий (самовары, чайники, кувшины), архитектурных элементов (шары, детали наверший, воронки водостоков), скульптуры применяют выколотку по шаблонам или моделям.
По сравнению с дифовкой
и выколоткой чеканка – более
тонкий вид обработки, применяемый
при выделке
Чеканная техника обработки металлов охватывает широкий круг изделий, отличающихся по художественному принципу: от плоскорельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от двухмерных линейно – графических, близких к гравировке, до трёхмерных объемно-скульптурных, от миниатюрных ювелирных до монументальных многометровых, от простейших и до высокохудожественных.
Художественная чеканка подразделяется на два основных вида, различающиеся по технологии: по листу или литью или оброну. В первом случае из листа создают новое художественное произведение: во втором – только выявляют и завершают форму, ранее созданную скульптором и отлитую или вырезанную из металла техникой оброна.
Суть чеканки заключается
в обработке поверхности
Украшения, выполненные в технике чеканки с привлечением других видов формовки, прекрасно дополняют декоративный убор жилых домов, обогащая его и вместе с тем придавая строениям отличительные черты, выделяя их из общей массы застройки улицы, квартала, города.
Своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки является басменная техника обработки металла.
Басма – тиснение тонкого листа на матрицах – начала применяться в русском искусстве со второй половины XI века для отделки различных изделий: иконостасов, окладов икон, рам, переплётов книг, ларцов, сундуков и т.п. Вместо многократных ударов чеканом для придания необходимой формы применялись фигурные чеканы – пуансоны, производящие тиснение. Одного удара такого пуансона по тонкому листу было достаточно для придания металлу соответствующей формы. Матрицы – басменные доски – являются дальнейшим развитием техники тиснения. Они изготавливаются из медных сплавов или из стали. На такую матрицу кладётся тонкий лист металла, сверху которого помещается свинцовая листовая накладка. По свинцовой накладке наносятся удары молотком или производится давление с помощью пресса.
Информация о работе Вклад Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова в развитие химии и химической технологии