Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:31, контрольная работа
Историческая практика свидетельствует о том, что для разрешения задач общественного развития возникает потребность в вождях, лидерах, руководителях, которые призваны возглавить движение народных масс или же решить государственные, общественные или политические проблемы. Далеко не каждый человек способен повлиять на ход исторических событий. Обществу не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная власть. За всю непростую историю российского государства произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными личностями, которые оставили заметный след в истории человечества, государства.
Введение
1. Возвышение Шуваловых
2. Братья Шуваловы
2.1 Петр Иванович и Александр Иванович Шуваловы
2.2 Иван Иванович Шувалов
3. Вклад Шуваловых в историю России
Заключение
Список использованной литературы
Реализации многих начинаний графа помешала нехватка денег и специалистов, напряженная война с Пруссией. В общем необходимо признать, что Шувалов заведомо предлагал больше идей, чем их можно было осуществить за несколько лет.
Деятельность Шувалова была максимально успешной в тех случаях, когда он разрабатывал проекты законодательных мер и мог осуществлять всю деятельность, не покидая Петербурга. В то же время каждая попытка Петра Ивановича перенести деятельность за пределы столицы - создание Обсервационного корпуса, развитие Гороблагодатских заводов и беломорских промыслов - наталкивались на большие проблемы.
Таким образом, деятельность Петра Ивановича Шувалова была в известной степени парадоксальной. Основу его влияния составлял весомый придворный статус и занимаемые важные государственные посты. Благодаря этим обстоятельствам у всех проектов Шувалова был шанс на реализацию. С другой стороны, Шувалов был обречен постоянно находиться в Санкт-Петербурге или рядом с государыней. Вследствие этого некоторые проекты Шувалова в отдаленных от столицы регионах провалились, поскольку автор попросту не мог их контролировать.
Противоречивый характер носила личная предпринимательская деятельность Шувалова. В коммерческих начинаниях графа явственно видно стремление максимально обогатиться, добиться для себя исключительных привилегий. При этом граф не стыдился захватывать самые перспективные промышленные предприятия империи. В то же время именно собственный практический опыт торговли помог Шувалову четко определить все недостатки системы внутренних таможен.
Фейерверк идей, которые предлагал П.И. Шувалов, был по достоинству оценен в царствование Екатерины II. Несмотря на то, что государыня жестоко осуждала Шувалова, все предлагавшиеся графом идеи тщательно анализировались, подправлялись и по возможности использовались. После смерти Шувалова были использованы его идеи о военном образовании (программа обучения в кадетском корпусе), генеральном межевании.
Основные компоненты проекта, как особой разновидности деловой документации, складываются в первой четверти XVIII в. Нами были выделены несколько разновидностей проектов, распространенных на протяжении всего изучаемого периода. Наиболее массовыми являлись проекты, создаваемые подданными империи. Такие документы по своей структуре близки к прошениям на высочайшее имя, от которых в петровское время и отделяются проекты.
На протяжении всего рассматриваемого периода проект как особая разновидность документа находился в стадии своего становления. Для определения подобных документов использовалось несколько понятий - как более общее «доношение», так и «предложение» и «проект». Ситуация осложнялась тем, что становление деловой документации проходило на фоне формирования норм русского языка и это создавало дополнительные сложности. Лишь к середине 1750-х годов четко определилась структура проектов, принятая для изложения содержания стилистика. Проект постепенно избавлялся от просторечных выражений, свойственной обыденной речи, эмоциональности, формировался особый словарь принятых выражений, в которых следовало описывать ту или иную ситуацию.
Мощным источником влияния на деятельность Шувалова при создании проектов оказывала и традиция устных выступлений, связанная с именами античных классиков, в первую очередь Марка Туллия Цицерона. В своих письменных и устных предложениях граф использовал далеко не все риторические тропы, известные на тот момент времени. Однако точность проектов, их детализация, представление их всех в единой стилистике производило сильное впечатление на современников.
Шувалов оказался уникальной фигурой. Петр Иванович Шувалов был незаменим уже как прилежный систематизатор предлагавшихся другими авторами мероприятий, но при этом периодически он предлагал и оригинальные идеи.
2.2 Иван Иванович Шувалов
Третьим важнейшим членом дома Шуваловых был Иван Иванович Шувалов. Шувалов стал носителем не просто просветительских идей, но идей Просвещения русского образца, что позволяло дружить помещику Шувалову с Вольтером и другими французскими и итальянскими просветителями, писателями, художниками.
Шувалов И.И. родился в Москве 12 ноября 1727 года. Отец – Иван Максимович Шувалов, дворянин, капитан гвардии, умер в 1741 году. Мать, Татьяна Родионовна Ратиславская, пережила мужа на пятнадцать лет и умерла в 1756 году. У Ивана Ивановича была сестра Прасковья Ивановна, в замужестве Голицына.
Шувалов получил домашнее образование. С детства он показал прилежание, он любил учиться. По некоторым сведениям, активно занимался изучением языков, знал французский, немецкий и даже латынь.
Двоюродные братья Шуваловы – Петр и Александр Ивановичи – определили его ко двору, он стал пажом. Особенно в этом постаралась шустрая Мавра Егоровна – супруга Петра Ивановича. И.И. Шувалов стал «официальным» фаворитом императрицы в 1749 г. В новом статусе он стал важным участником клана Шуваловых. Уже тогда Екатерина заметила умного юношу, который несколько раз в качестве пажа сопровождал ее на охоту, неся ее ружье. Вот что она пишет в своих «Записках»: «Я вечно находила его в передней с книгой в руках, я тоже любила читать, и вследствие этого я его заметила, на охоте я иногда с ним разговаривала; этот юноша показался мне умным и с большим желанием учиться; я его укрепила в этой склонности, которая была и у меня, и не раз предсказывала ему, что он пробьет себе дорогу, если будет приобретать себе знания. Он также иногда жаловался на одиночество, в каком оставили его родные; ему было тогда восемнадцать лет, он был очень недурен лицом, очень услужлив, очень вежлив, очень внимателен и казался от природы очень кроткого нрава...потому я очень была довольна его возвышением» (с. 85).
Иван Иванович был необычайным фаворитом. Он не был политиком и дипломатом, но, был силен в науке под названием человековедение, при этом был добр, бескорыстен и честен. Об этом говорит тот факт, что он стремился избежать почестей, отклоняя один да другим проекты о наградах и жалованиях17 и он не имел на воинских, ни гражданских званий и титулов. Но многие историки и современники
Иван Иванович был молод, хорош собой, как известно, «всегда с книгой
Сам Иван Иванович не способствовал тому, чтобы братья слишком активно продвигались по служебной лестнице, но окружение не надо просить, оно само знает, кому надо оказывать услугу, а кому нет. Да мы и сейчас встречаем подобное. На фаворите держалось благополучие всей семьи.
Официально он не занимал никакой значительной должности при дворе. Камергер – это все, так его и звали. Но он был очень полезным для его кузена: он мог постоянно общаться с императрицей. Эта привилегия стала особенно важной, начиная с середины 1750-х годов, так как донести информацию до Елизаветы Петровны, добиться принятия решения по определенному вопросу становилась весьма сложной. Большинство лиц, желавших передать какую-либо информацию императрице обращались к Ивану Ивановичу. Тогда же вице-канцлер Воронцов представил государыне проект. По этому проекту Иван Иванович получал графский титул, становился сенатором и владельцем 10 000 крестьянский душ. Шувалов отказался. Он и так был богат, а чины его не интересовали.
Теперь переходим к главным делам Ив. Ив. Шувалова. В 1775 году в Москве Ломоносовым при самом активном содействии Шувалова был основан университет. Фразу можно переиначить: «Шувалов основал университет при огромном содействии Ломоносова». Отношения этих двух людей, при их столь разном социальном положении, смело можно обозначить словом «дружба». Шувалов преклонялся перед гением Ломоносова, как мог, способствовал продвижению его идей, защищал в борьбе «с немцами», помогал деньгами и выручал в скандальных ситуациях, в которые попадал наш великий ученый и поэт из-за своего буйного характера.
При И. И. Шувалове была разработана и принята сохранившаяся на
долгие годы бесплатная форма обучения (на государственном коште со-
держалось 40 человек) в сочетании с платной (по 12 рублей в год — 30 че-
ловек). Своекоштным дозволялось учиться всякому.1.
Количество воспитанников Академии постоянно возрастало. Если в
1758 году их было 38, то в 1761 — 59, а в 1762 уже 68, разделявшихся по
художественным специальностям и уровню подготовленности 157
Помимо интереса к литературе и просвещению Ивана Шувалова и Ека-
терину Великую объединяла также любовь к искусству. Они оба были
страстные коллекционеры, собиратели живописи, скульптуры, памятников
старины. Первоначальное собрание картин Эрмитажа было составлено из
полотен, проданных Екатерине Шуваловым до его отъезда за границу в
1763 г. Во время своего долгого пребывания в Риме Шувалов познакомил-
ся со многими местными художниками, а также специалистами по искус-
ству и предметам старины. Благодаря этим связям Шувалов осуществил
ряд покупок разных картин и целых коллекций, которые он отправил в
Россию2. Многие из этих сделок были поручены Екатериной. 166
Шувалов любил Ломоносова и все ему прощал. Они были соратники.
Московский университет был открыт «для всех сословий», куратором при нем был назначен Ив. Ив. Шувалов. И к созданию университета, и к дальнейшему его существованию он относился, прямо скажем, трепетно. Шувалов составил устав, покупал книги и учебные пособия, организовал при университете собственную книжную лавку и типографию. В этой типографии помимо учебников и книг печатались «Московские ведомости», созданная Шуваловым газета. Университет имел собственную библиотеку, которая «была отворена для студентов» каждую среду и субботу от 2 до 5 часов. Шувалов добился автономии для своего новорожденного учебного заведения, то есть университет не зависел от московских властей. И Ломоносов, и Шувалов очень хотели, чтобы преподавание велось на русском языке, чтобы преподаватели были русскими. Но пока будущим преподавателям самим надо было учиться у иностранцев. В первые годы русских профессоров было только двое – Поповский и Барсов, прочих приглашали из-за границы.
При университете были организованы две гимназии, в которых преподавали 36 учителей, из них 16 русских и 20 иностранных. Замечательный наш драматург Денис Иванович Фонвизин учился как раз в гимназии, об учениках которой говорили как о студентах, – учится в университете, а дальше понимай, как хочешь. Это Фонвизин оставил нам рассказ о гимназических неучах, у которых Волга впадала то в Белое, то в Черное море, и об учителе, у которого на кафтане пять пуговиц – по количеству склонений, а на камзоле – четыре, по количеству спряжений. На экзамене ученику комиссия задает вопрос – смотри, за какую пуговицу учитель держится, и смело давай ответ. Это не анекдот, это быль, но уже то, что подобные рассказы появились, говорит об успехах в деле просвещения. Раньше не было ни университетских гимназий, ни смешных о них рассказов.
Московский университет был основан 25 января, в день Св. Татьяны, Шувалов сам выбрал этот день в честь своей матушки Татьяны Родионовны. Сейчас на территории России 25 января отмечают как день студентов.
Но самым любимым детищем Ив. Ив. Шувалова была основанная им Академия художеств. Об ее учреждении в 1755 году Московский университет подал прошение в Сенат: «Щедротою ее императорского величества под ее покровительством науки в Москве приняли свое начало, и тем ожидается желанная польза от их успехов, но чтоб оные в совершенство приведены были, то необходимо должно установить Академию художеств, которой плоды, когда приведутся в состояние, не только будут славою здешней империи, но и великую пользою казенным и партикулярным работам, за которые иностранные посредственного знания, получая великие деньги, обогатясь, возвращаются, не оставя по сие время ни одного русского ни в каком художестве, который бы умел что делать, и т. д». Президентом Академии трех знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры – стал Шувалов.
Академию учредили в Петербурге, потому что преподаватели, художники и архитекторы, отказались ехать в Москву, правильно полагая, что все их заказы будут получены от двора, да и жизнь в Северной столице казалась более обеспеченной. Для размещения академии Шувалов отдал собственный особняк. Всю жизнь он собирал произведения искусства – живопись голландская, итальянская, французская. В 1758 году значительную часть из своего собрания Шувалов подарил Академии художеств – ученикам нужно было учиться и копировать подлинники.
Начали с малого, в первом наборе было всего 16 человек, потом набрали учеников в Петербурге, через четыре года в академии уже училось 68 человек. Шувалов сам отбирал первых учеников. Главное, чтобы они обладали талантом и желанием учиться, сословие не играло роли. Первыми учениками стали Антон Лосенко, Федот Шубин, Федор Рокотов, Василий Баженов, Иван Еремеев, Иван Старов. Лучших учеников потом отправляли учиться за границу.
Ив. Ив. Шувалов много сделал для создания русского театра. В октябре 1756 года «ее императорское величество изволила указать для умножения драматических сочинений, кои на российском языке при самом начале справедливую хвалу от всех имели, установить российский театр, которого дирекция поручена бригадиру Сумарокову». Основателем русского театра справедливо считают ярославских купцов – Федора и Григория Федоровых, при восшествии на трон Екатерина II присвоила им дворянское звание.
Умерла Елизавета, трон занял Петр III. Ив. Ив. Шувалов остался не у дел.
На престоле Екатерина II. Шувалов не сразу уехал за границу, два года еще прожил в Петербурге в отчуждении от двора. Императрица не могла ему простить независимости; кроме того, она ревновала Ив. Ив. к популярности его среди европейской элиты. Отъезд Шувалова за границу был обставлен вполне гуманно: формально он ехал лечиться, при этом за Шуваловым сохранялось звание куратора Московского университета. Но Академия художеств была отдана в управление Бецкому. Перед отъездом в Европу Ивану Ивановичу действительно пришлось продать часть дома и некоторые любимые картины Рубенса и Рембрандта.
За границей Шувалов прожил 14 лет. Об этой поездке он давно мечтал, а потому много ездил, жил в Риме, Флоренции и в Париже. В Италии он распорядился снять для Академии художеств «формы лучших статуй» и выслал их в Петербург, побывал в Помпеях на раскопках, покупал живопись, гравюры и другие произведения искусства. При этом он переписывался с лучшими умами Европы, посетил Вольтера.
В Россию он вернулся в 1777 году. Некоторые источники сообщают, что Екатерина так и не простила Шувалову его былой славы. Но это не так. Екатерина не была злопамятна, в 1777 году у нее родился первый внук Александр, положение ее на троне было столь прочным, что чужое мнение уже не волновало. Шувалов был приближен ко двору, получил звание обер-камергера и стал частым собеседником Екатерины II, она любила разговаривать с умными, образованными мужчинами. В своих «Записках» Энгельгард пишет, что Шувалов Ив. Ив. сопровождал императрицу в 1787 году в ее эпохальной поездке на юг – в Крым и прочие «новообретенные земли». Шувалов ехал с императрицей в одной карете.