Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:37, реферат
Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава Мудрого никто не оставил после себя такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом среди правителей того времени. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века. Целью моего реферата стоит изучение «жизни» Киевской Руси во времена правления Владимира Мономаха.
В том же 1116г. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели вечно мятежные потомки князя Всеслава, который умер в 1101 г., так и не смирившись с властью Киева. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано. Таким образом в 1122 году Владимир помирился с преемником Алексея, Иоаном Комнином.
Ожесточение историков, пытающихся, спустя многие столетия, понять смысл давних событий, берет свои корни в идеологии, которая зарождается на Руси в XI-XII в. Идут непрерывные войны - с половцами, на юго-востоке, с поляками, немцами - на Западных рубежах. Это жестокие, кровопролитные, разрушительные конфликты. Пленники обращаются в рабство. Василий Ключевский называет Владимира Мономаха «самым умным и добрым из Ярославичей», но в Поучении детям великий князь вспоминает, что напав однажды врасплох на Минск, он не оставил там «ни челядина, ни скотины». В Минске жили православные христиане.
Существует еще и такая точка зрения на политические события времен Киевской Руси во главе с Владимиром Мономахом: военные столкновения этого времени, носили семейный, династический характер. Это касалось и запада, и юга. Русско-половецкие связи были настолько сильны, что историки-евразийцы пришли к мысли о существовании единого полицентрического государства: Половецкая степь и Киевская Русь. Одновременно, как заметил французский историк Леруа-Болье, никогда - до XVIII в. - Россия не была такой европейской, как в эпоху Киевской Руси. Это был результат, в первую очередь, брачных, династических связей. Следовательно и конфликты были семейными.
Несмотря на разные точки
зрения, все историки сходятся во мнении,
что наибольшую мощь и влияние
на мировой политической и культурной
аренах Киевская Русь приобрела в
эпоху правления Владимира
Проанализировав факты, свидетельствующие о личности, деятельности Владимира Мономаха мы можем отметить, что он был убежденным и страстным идеологом нового. За время своего правления Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, умерив пыл и подчинив себе русских князей, но значительно укрепил русскую государственность. При этом великом князе Русь восстановила свое единство, свою мощь. Другие князья беспрекословно выполняли указания Мономаха.
Он проявил себя не только как видный полководец, властный политик, законодатель, но и как рачительный хозяин. Мономах стремился не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от народного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
К тому же действовал Владимир Мономах, руководствуясь справедливостью, совестью, мудростью, стремился моральной проповедью сгладить политические недостатки системы и защищал самую систему.
Не забывал Владимир Мономах и о том, что одного единения и организованности внутри государства недостаточно для крепких позиций на мировой арене. И именно поэтому активно заботился о статусе Киевской Руси в глазах других государств. Его внешнеполитическая деятельность была направлена на создание нового образа Киевской Руси. При этом князь одновременно действовал во многих направлениях: расширял и укреплял границы российского государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром.
Глава 4. Законодательная деятельность Владимира Мономаха
Владимир Мономах так же известен как законодатель.
При Владимире Всеволодовиче на совете, призванном им и составленном из тысяцких - киевского, белгородского, переяславского - и людей своей дружины, поставлено было несколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. В год вокняжения в Киеве он созвал в с. Берестово мужей своих; туда же прибыл муж и от Олега Святославича. здесь, в общей думе, положено было ограничить произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%) . В 1113 году Владимир Всеволодович устанавливает новый закон о ризах в Киеве. Они снижены с 50% до 17%.
Из-за частых войн и нашествия половцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергали купца опасностям, от этого и те, которые давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки случаи обмана. Владимир положил конец мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами следующим образом: преимущество имели иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные заимодавцы.
При Владимире установлено было различие между тем неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды или неприятеля, и тем, который испортить чужой товар, пропьет его или "пробьет", т. е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или "продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно от платежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только его имущество, при чем гость, т. е. купец из другого города или иноземец, имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, а затем уже прочие заимодавцы получали остальное. Точно также от разных причин на Руси умножились бедняки, поступавшие в наемники к богатым. Это так называемые "закупы". Закон Владимира ограждал закупов от произвола хозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольная продажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление без всякого договора в должностные лица у частного человека (тиунство без ряду). За долги нельзя было обращать в холопство; всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. При Ярославе холопа убивали, если он наносил побои свободному человеку, - теперь господин платил за него пеню. За холопа и рабу виры не полагалось, но убийство их без вины наказывалось платежом князю "продажи".
По некоторым данным ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву, все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждому, однако, предоставлялось распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и дружинников существовала и в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.
Кроме того, для всех законов замужняя женщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла точно такую же ответственность перед судом.
Местом суда в древности были: княжеский двор и торг, и это означает, что суд был княжеский, но был суд и народный - вечевой. Доказательством на суде служили: показания свидетелей, присяга, а так же испытания водой и железом (точно не известно, когда это было введено) .
Глава 5. «Поучение» Владимира Мономаха
Русская литература XI-XII вв. удивительна по своему характеру. Почти каждый памятник литературы этой эпохи воспринимается как своего рода небольшое чудо. Правда, каждое из этих чудес в той или иной мере объясняется литературоведами: мы можем вскрыть его истоки в русских, византийских и других книжных традициях, в общественной жизни Руси, в исторической обстановке. Тем не менее каждый памятник в той или иной мере удивляет своей непохожестью на другие.
Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием "Поучения", написаны в конце XI - начале XII в.
"Поучение" дошло до
нас совершенно случайно, в единственном
списке, в составе Лаврентьевской
летописи, которая рисковала сгореть
вместе со списком "Слова
о полку Игореве" в московском
пожаре 1812 г. в собрании рукописей
Мусина-Пушкина, но не сгорела
только потому, что была взята
из библиотеки Н. М.
То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно "Поучение", его автобиография и письмо к князю Олегу.
Особенно поражает и удивляет замечательное письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу ("Гориславичу"), как называет его автор "Слова о полку Игореве" за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Письмо это частное, личное. Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.
О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом. Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле?
Нет! Письмо Мономаха поразительно. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды.
Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: "О, многострастный и печальны аз! Мономах излагает повод, послуживший к написанию письма - убийство Олегом сына их обоих, - и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих (то есть - виноватых нет!), а затем пишет: "Егда же убиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю (следовало бы тебе, увидя кровь его и тело увянувшее), яко цвету (цветку) нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: "Увы мне! что створих! И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех собе, отцю и матери слезы.
Мономах всячески подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: "Дивно ли, оже мужь умерл в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши". Перед нами поразительная для своего времени переделка обычной воинской формулы ободрения воинов перед битвой: "аще мужь убьен есть на рати, то кое чюдо есть?"
Мономах очень смело переделал традиционную формулу ободрения воинов перед битвой здесь не случайно: Мономах ведь обращается к суровому воину Олегу и стремится говорить с ним на понятном для него языке воина. Князья обычно говорили воинам перед сражением: "Что удивительного (разве это чудо?), что муж убит на войне?" Этим они стремились вселить бесстрашие в своих воинов. Вместо побуждения к битве Мономах этой же формулой оправдывает свой отказ от мести за убитого сына и добавляет: "неси ти ворожбит, ни местьник (я не враг тебе и не мститель)". Мономах готов добром отдать побежденному Олегу его волости.
Мономах призывает Олега вернуться в Русскую землю и начать княжить в своем наследственном княжестве. Больше того, Мономах просит его простить старую вражду.
Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране.
Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана.
Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную.
Чрезвычайно важно проследить, как тема необходимости морального упорядочения нового политического строя пронизывает собой все сочинения Владимира Мономаха: его "Поучение", автобиографию и письмо к Олегу.
Повод, по которому написано "Поучение", отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое "Поучение" - к детям и к "иным, кто его услышит". Под этими "иными" Мономах явно разумел всех русских князей. Именно к князьям обращены "Поучение" и другие примыкающие к нему "списания". Он учит в своем "Поучении" князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д. Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели - призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа.