Влияние Золотой Орды на развитие Средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:09, реферат

Краткое описание

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.
Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами, цветными шароварами и сафьяновыми сапогами. В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.
Они привнесли в русскую культуру счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, пельмени, кофе, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов — все это влияние Востока .

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние Золотой Орды на развитие Средневековой Руси.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

Выполнила: Пешкова Екатерина (Ф-103) ЕН-130303

Влияние Золотой Орды на развитие средневековой Руси

Нашествие монгольских орд и последовавшее за ним господство, растянувшееся почти на два с половиной столетия, стали для средневековой Руси страшным потрясением. Монгольская конница сметала все на своем пути, а если какой-либо город пытался оказать сопротивление, его население безжалостно вырезали, оставляя на месте домов одни пепелища. С 1258-го по 1476 год Русь была обязана платить монгольским владыкам дань и предоставлять рекрутов для монгольских армий. Русские князья, которым монголы со временем доверили непосредственное управление их землями и сбор дани, могли приступать к исполнению своих обязанностей только после получения официального разрешения от монгольских владык. Начиная с XVII века для обозначения этого исторического периода в русском языке стало использоваться словосочетание “татаро-монгольское иго”.

Разрушительность этого нашествия не вызывает ни малейших сомнений, но вопрос о том, как именно оно повлияло на историческую судьбу России, по-прежнему остается открытым. По данному вопросу противостоят друг другу два крайних мнения, между которыми находится целый спектр промежуточных позиций.

Первая точка зрения: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский и другие историки считали, что монгольское иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских, их государственность. В период монгольского владычества Русь продолжала развиваться по европейскому пути, но значительно отставала из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости платить дань и т. д.  
Вторая точка зрения: Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, В.В. Леонтович, Н.П. Загоскин, В.И. Сергиевич и евразийцы настаивали на тезисе о том, что монголы оказали существенное влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Евразийцы считали, что Московия являлась частью Великого Монгольского государства. Главными заимствованиями Руси от монголов стали деспотизм в политической сфере и крепостное право - в социально-экономической.

Впервые татарская проблема была обозначена Карамзиным в “Записке о древней и новой России”, подготовленной для императора Александра I в 1811 году. Русские князья, утверждал историк, получавшие от монголов “ярлыки” на властвование, были гораздо более жестокими правителями, чем князья домонгольского периода, а народ под их управлением заботился только о сохранении жизни и имущества, но не о реализации своих гражданских прав. Одним из монгольских нововведений стало применение смертной казни к изменникам. Пользуясь сложившейся ситуацией, московские князья постепенно утвердили автократическую форму правления, и это стало благом для нации: “Самодержавие основало и воскресило Россию: с переменою Государственного Устава ее она гибла и должна была погибнуть…”.

Карамзин продолжил исследование темы. По его мнению, Россия отстала от Европы не только из-за монголов, хотя они и сыграли здесь свою негативную роль. Историк полагал, что отставание началось еще в период княжеских междоусобиц Киевской Руси, а при монголах продолжилось. Под властью монголов русские утратили гражданские добродетели; для того, чтобы выжить, они не гнушались обмана, сребролюбия, жестокости: “Может быть, самый нынешний характер Россиян еще являет пятна, возложенные на него варварством моголов”, – писал Карамзин. Если в них тогда и сохранились какие-то моральные ценности, то произошло это исключительно благодаря православию.

В политическом плане, согласно Карамзину, монгольское иго привело к полному исчезновению свободомыслия: “Князья, смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными властителями”. Боярская аристократия утратила власть и влияние. “Одним словом, рождалось самодержавие”. Все эти изменения тяжким бременем ложились на население, но в долгосрочной перспективе их эффект оказался позитивным. Они привели к окончанию междоусобиц, разрушивших Киевское государство, и помогли России снова встать на ноги, когда империя монголов пала.

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  преобразования  во  все  сферы  жизни  русского  общества.  Привнося  свои  изменения  в  быт,  одежду,  украшения,  в  сферу  строительства  и  сферу  торговых  отношений.  Во  всю  культуру  в  целом.

Изменилась  одежда:  длинные  белые  славянские  рубахи  и  длинные  штаны  были  заменены  золотыми  кафтанами,  цветными  шароварами  и  сафьяновыми  сапогами.  В  обиход  вошли  такие  женские  украшения  как  бисер,  бусы,  раковины  и  т.  д. 

Они  привнесли  в  русскую  культуру  счеты,  которых  и  сейчас  не  знает  Запад, валенки,  пельмени,  кофе,  тождественность  русского  и  азиатского  плотничного  и  столярного  инструмента,  сходство  стен  кремлей  Пекина  (Хан-Балыка)  и  Москвы  и  других  городов  —  все  это  влияние  Востока .

Влияние  Востока  на  русскую  культуру  ярко  сказывается  в  танцах.  В  то  время  как  на  Западе  в  танце  должно  быть  наличие  пары  —  дамы  и  кавалера,  в  танцах  русских  и  восточных  народов  это  не  важно.  Движениям  мужчины  дается  простор  для  импровизации.  Аналогично  восточным  танцам,  русский  танец  носит  скорее  характер  состязания  в  ловкости,  гибкости  и  ритмичности  тела.

Отметив  все  выше  сказанное,  можно  установить  как  исторический  факт,  что  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  в  какой-то  мере  подъему  культуры  Руси.

Проживание  по  соседству  и  постоянное  взаимодействие  русских  с  татаро-монголами  не  могло  не  повлиять  на  язык.  Его,  так  же  как  и  другие  сферы  жизни,  коснулись  существенные  изменения.  Под  влиянием  Золотой  Орды  в  русский  язык  пришло  множество  тюркских  слов.

Где-то  пятая-шестая  часть  словарного  запаса  тюркского  происхождения.  Они  давно  уже  стали  неотъемлемой  частью  русского  языка,  и  не  расцениваются  нами  как  заимствованные.

Сохранилось  много  монгольских  слов,  относящихся  к  государственному  (казак,  караул,  ярлык)  и  экономическому  (казна,  тамга  (откуда  таможня),  товар)  устройству.  Другие  заимствования  относятся  к  таким  сферам  как  строительство  (жесть,  кирпич,  лачуга),  украшения  (бирюза,  жемчуг,  серьга),  огород  (арбуз,  ревень),  ткани  (бязь,  войлок,  миткаль,  тесьма),  одежда  и  обувь  (башмак,  кафтан,  кушак,  фата,  чулок,  штаны).  Некоторые  другие  заимствования  этого  периода:  барсук,  булат,  карандаш,  кинжал,  мишень,  слон,  таракан,  тюрьма.

Многие  из  этих  слов  настолько  родны  и  знакомы,  что  нельзя  и  подумать, что  они  не  славянского  происхождения.  Тем  не  менее,  они  уже  давно  вошли  в  обиход  и  не  считаются  иностранными.

Длительный  период  взаимодействия  Руси  с  Золотой  Ордой  не  мог  не  оставить  свой  отпечаток  и  в  фольклоре  русского  народа.  Из  иноземцев  самый  значительный  блок  пословиц  посвящен  татарам,  которые  у  русского  человека  ассоциируются  с  монголо-татарским  нашествием  и  последующим  игом.  В  пословицах  и  поговорках  народ  жалуется  на  тяготы  монгольского  ига. 

В  качестве  основного  источника  использовался  следующий  труд:  Пословицы  русского  народа.  Сборник  В.  Даля  в  двух  томах.  —  М.  Художественная  литература.  1984 .

«Бей  сполох,  татарин  идет»  (Поднять  тревогу,  обеспокоить,  взбудоражить).

«Это  сущая  татарщина»  (Воспоминание  татарской  власти;  насилие,  произвол).

«Рано  татарам  на  Русь  идти»

«Неволей  только  татары  берут»

«Не  пожелаю  и  злому  татарину»  (Так  худо).

«Злее  зла  татарская  честь»  (В  том  смысле,  что  цена  милости  вражеской  слишком  велика,  непомерна  для  благородного,  порядочного  человека)

«Незваный  гость  хуже  татарина»  (Говорится  обычно  с  досадой  о  человеке,  пришедшем  в  гости  без  приглашения  или  не  вовремя;  как  правило,  за  глаза)

«Злее  злого  татарина»  (Очень  злой)

«Много  нам  бед  наделали  —  хан  крымский,  да  папа  римский» 

«Старших  и  в  Орде  почитают»

«Не  учи  белого  лебедя  плавать  и  боярского  сына  с  татарами  биться»

«Пусто,  словно  Мамай  прошел» 

«Настоящее  мамаево  побоище»

«Остер  меч,  да  некого  сечь:  татары  в  Крыму,  а  Папа  в  Литве»

«Отошла  пора  татарам  (недругам)  на  Русь  ходить»

«И  сидячего  татары  берут»  (Бесчестность)

Изрядная  часть  русских  дворянских  родов  (около  15  %.)  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды. Большая  их  часть  бежала  под  покровительство  Московского  государя  во  время  Великой  смуты  в  Золотой  Орде,  которая  длилась  с  1359  по  1380  год. 

Влияние  служилой  тюркской  знати  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцы  из  этой  среды  даже  становились  государями  всея  Руси.  Например,  царь  Иван  Грозный  был  татарином  по  матери,  крещеной  татарке  Елене  Глинской,  и  данное  обстоятельство  использовалось  им  при  покорении  Казани,  в  борьбе  за  казанский  престол.

Известнейшие  фамилии  русской  истории,  вышедшие  из  Золотой  Орды: 

1.  БУНИНЫ  (прим.  русский  писатель,  поэт  —  Бунин  Иван  Алексеевич)  От  Бунина  Прокуды  Михайловича  (умер  в  1595  году),  дед  которого,  вышедший  из  Орды  к  рязанским  князьям,  получил  земли  в  Ряжском  уезде.

2.  КАРАМЗИНЫ  (прим.  писатель,  поэт,  историк  Николай  Михайлович  Карамзин)  В  официальном  родословии  отмечается  происхождение  фамилии  от  татарского  мурзы  по  имени  Кара  Мурза.  Этимология  прозвища  фамилии  Карамза  —  Карамурза  достаточно  прозрачна:  кара  «чёрный»,  мурза  ~  мирза  «господин,  князь».

3.  РАХМАНИНОВЫ  (прим.  российский  композитор  Сергей  Васильевич  Рахманинов)  От  Рахмана  (от  арабо-мусульм.  рахман  «милостивый»)  из  Орды.

4.  СКРЯБИНЫ  (прим.  русский  композитор  и  пианист  —  Алекса́ндр  Никола́евич  Скря́бин)  От  Сокур  бея  из  Орды.  Этимология  Сокур  бея  прозрачна  тюркская  —  «слепой  бей».

5.  ТУРГЕНЕВЫ  (прим.  русский  писатель  Иван  Сергеевич  Тургенев)  От  мурзы  Тургеня  Льва  (Арслана),  вышедшего  около  1440  году  из  Орды  к  Вел.  кн.  Василию  Ивановичу.  Фамилия  Тургенев  имеет  совершенно  очевидную  тюркско-монгольскую  основу  —  качественное  прилагательное  turgen  монгольск.  'быстрый',  'скорый',  'спешный',  'вспыльчивый'.

6.  ЯЗЫКОВЫ  (прим.  известный  поэт,  друг  Пушкина  Николай  Михайлович  Языков)  От  Енгулая  Языка  из  Золотой  Орды.  Время  выхода,  очевидно,  следует  отнести  к  рубежу  XIV—XV  вв.,  так  как  в  XV  веке  Языковы,  как  российские  дворяне,  уже  хорошо  известны.

И  ещё  многие  другие  учёные,  военные,  писатели  были  из  родов,  основатели  которых,  когда-то  вышли  из  Золотой  Орды.

 

Монгольское влияние серьезно сказалось на менталитете русского общества. Общий характер бесписьменных, юридически не фиксируемых и односторонне неравноправных русско-ордынских отношений коренным образом менял всю русскую систему представлений о политических постулатах и нормах. Русские князья оказывались лично зависимыми от Орды, привыкали к рабскому, унизительному положению. Они культивировали приспособленческую психологию «двух моралей» и переносили это уродливое, рабское положение в свои государства, практикуя на боярах, на дворянстве и особенно на своем народе те же самые приемы, которые применялись по отношению к князьям в Орде.

В результате представления о нормах права на несколько столетий были исключены из системы мышления русского народа. Его систематически воспитывали в обстановке последовательного бесправия. Это создавало не только препятствия на пути развития русской государственности, но и оказывало огромное негативное воздействие на формирование психологии русской нации (причем как общественной, так и личной психологии).

Однако другая точка зрения, развитая В.О. Ключевским, С.Ф. Платоновым и С.М.Соловьевым, гласит, что  воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества было незначительным. Воздействие монгольского завоевания на экономику Руси выразилось, прежде всего, в разорении территорий во время ордынских походов и набегов, особенно частых во второй половине XIII в. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. С другой стороны, завоевание привело к систематическому сбору значительных материальных средств в виде ордынского выхода и других поборов, что обескровливало и затрудняло восстановление страны.

В области духовной культуры прослеживается непосредственное воздействие монгольского нашествия: гибель значительных культурных ценностей, временный упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, утрата секретов ряда ремесел, ослабление культурных связей с Западной и Центральной Европой. Но глубоких структурных изменений в целом не произошло: литература и искусство второй половины XIII-XV в. в общем продолжают традиции предшествующего периода. Из иноземных культурных влияний преобладающим было византийское и южнославянское. Устойчивость культурной сферы средневекового русского общества к деформациям объясняется, скорее всего, ее относительной открытостью, непосредственной связью с общественным сознанием (в отличие от сферы социальных отношений) и ее неотделимостью от религии.

Информация о работе Влияние Золотой Орды на развитие Средневековой Руси