Влияние Ломоносова на развитие естествознания и медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Образ Михаила Васильевича Ломоносова сиял для русских современником светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. М.В.Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями ,с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем ,философом, поэтом, основоположником русского литературного языка ,историком ,географом ,политическим деятелем .

Содержание

1.Введение .................1

2.Краткая биография…………….2

3.История становления Московского университета…………5

4.Научная деятельность………….6

4.1 М.В.Ломоносов основоположник естественнонаучного материализма…….8

4.2 Об организации медицинского дела и подготовки врачей в России………..9

5.Основные труды……………..11

6.Заключение………………….12

7.Источники……………….13

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ломоносов .doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что “теплота тел состоит во внутреннем их движении” и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим достижением Ломоносова была формулировка теорию с открытия

закона сохранения и превращения энергии.

 

 

 

 

 

 

 

8

4.2 Об организации медицинского дела и о подготовке врачей в России.

 

    Широкий   ум   М.   В.   Ломоносова   охватывал   почти   все   стороны государственного  строя  России,  и   в   своих   раздумьях   об   улучшении общественного устройства родины М. В. Ломоносов неизбежно  сталкивался  и  с вопросами организации медицинской помощи населению.

    Он касался вопроса  о недостатке медикаментов и  аптек и в письме к И. И.Шувалову  указывал.Он настаивал  на  развитии  отечественного  лекарственного  растениеводства.

    М. В. Ломоносов считал, что  медицинская  помощь  населению,  в  первую очередь сельскому, является одной  из  непременных  сторон  государственного устройства. Он понимал, что обеспечение страны медицинской помощью  –  это основное средство  в  борьбе  со  знахарством  и   шарлатанством,   которым   следует противопоставить лечение по правилам  медицинской  науки.

  М. В. Ломоносов считал необходимым  установить контроль за деятельностью иностранных  врачей,  привлекавшихся  к обучению  русских  юношей. М.  В.  Ломоносов  не  мог   не   видеть,   что

приглашенные в Россию  иностранцы,  щедро  оплачивавшиеся  и  пользовавшиеся рядом привилегий, часто не оправдывали возлагавшихся  на  них  надежд. Нужны были русские врачи, подготовленные в русских учебных  заведениях. М. В. Ломоносов считал,  что  стране  нужны  не  только  узкие  специалисты-лекари, но и дипломированные  врачи,  облеченные  почетным  званием  доктора медицины. Поэтому наряду с  требованием  усилить  существовавшую  подготовку врачей, он настойчиво добивался создания нового источника  их  подготовки  – университета с медицинским факультетом. М. В. Ломоносов считал: «Думаю, что в университете  неотменно  должно  быть трем факультетам – юридическому, медицинскому и философскому.    Такую  же  структуру  спустя  несколько  лет  предложил  М.  В.Ломоносов  и  для  Московского  университета  . М. В. Ломоносову не пришлось увидеть полностью осуществленным свой план Московского университета. В 1759  г.  весь  факультет  олицетворял  один  профессор Керстенс, читавший минералогию. В 1764 г.  к  нему  присоединился  профессор Эразмус, читавший анатомию и акушерство. Лишь с  1765  г.,  с  появлением  в Москве  проф.  С.  Г.  Зыбелина, начавшего  читать  «все   части   медицины теоретической», т. е. физиологию, диететику, патологию и  общую 

9

терапию,  а  через несколько лет анатомию, хирургию и химию, медицинский  факультет  стал отвечать  своему  назначению  и  выполнил  предначертания  своего   великого создателя.

    Стремясь к увеличению  числа врачей, М. В.  Ломоносов  требовал  открыть доступ в  науку  разночинцам.  Он  прекрасно  понимал,  что  дворянские  дети  стремятся  к  чинам  и  знатности  –  к  тому,  чего  врачебная  и   научная деятельность в то время не давала.

    Представители  же  народа,  нарождающейся  разночинной   интеллигенции, такие,  как  он  сам  и  его  ближайшие  помощники  и  ученики   –   С.   П. Крашенинников, А. П. Протасов,  Н.  Н.  Поповский,  бескорыстно  тянулись  к знанию.  Однако  регламент  академии   ставил   перед   ними   непреодолимые препятствия. М. В.  Ломоносов  горячо  восставал  против  этих  ограничений, фактически отдававших русскую науку на откуп иностранцам. Он предлагал открыть доступ в университет для лиц  податного  сословия, хотя бы для тех, которые могут учиться «на своем коште».

 

М.В. Ломоносов и медицина.

На медицинском факультете его привлекала больше всего химия, которая в то время была неразрывно связана с медициной. Но, слушая химию, он вместе с тем знакомился и с медициной. Медицинский факультет Марбургского университета состоял в то время всего лишь из двух профессоров. Одним из них был Ю. Г. Дуисинг. Это он выдал впоследствии М. В. Ломоносову свидетельство, в котором писал, что «благороднейший юноша, любитель философии, Ломоносов, посещал лекции химии с неутомимым прилежанием и большим успехом».Ю. Г. Дуисинг сумел привить своему ученику любовь и интерес к медицине. По окончании Марбургского университета М. В. Ломоносов получил звание кандидата медицины. Во Фрейбурге, куда переехал Ломоносов для изучения горного дела,его руководителем был И. Ф. Генкель, который также был врачом. Так впервые встретился М. В. Ломоносов с медициной. В дальнейшем он обращался к ней неоднократно.

 Занимался ли М. В. Ломоносов  сам врачебной деятельностью? Если и занимался, то лишь урывками и случайно, вероятнее всего, при исключительных обстоятельствах. Медицине посвящены лишь две работы М. В. Ломоносова ..Первая из них это – перевод статьи «О сохранении здравия». Вторая из тех работ, ,получившее впоследствии название «О размножении и сохранении российского народа».

10

 

5. Основные труды

Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы),

геофизики (исследования земного тяготения),

 геологии и минералогии (доказал  органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря),

разработка технологии получения цветного стекла.

Среди научных трудов - "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778),

"Размышления о причине теплоты  и холода" (1744),

"Слово о рождении металлов  от трясения Земли" (1757),

"О слоях земных" (конец 1750-х  годов, опубликована в 1763),

"О происхождении света, новую  теорию о цветах представляющее" (1756),

"О рождении металлов от  трясения земли" (1757),

"Рассуждения о большой точности  морского пути" (1759),

"Явление Венеры на солнце наблюденное" (1761),

"О сохранении и размножении  российского народа" (1761, трактат), "Первые основания металлургии  или рудных дел" (1763; руководство  было выпущена огромным для  того времени тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях воздушных от электрической силы происходящих" (1763),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

6.Заключение

 

Принадлежа всему человечеству,Ломоносов был и

остается сыном своего времени ,которое по глубине и

существенности исторических переворотов отдаленно напоминает  наше.

Понять Ломоносова в его время вот главная задача книги ,

ибо это означает глубже понять современные социальные и

 культурные процессы ,уходящие корнями в тот перевернутый пласт

нашей истории ,возделывать который пришлось Ломоносову.

Е.Н.Лебедев

 

 

      Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Он отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию ; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Свои наблюдения и открытия Ломоносов излагал в блестящей общедоступной форме. Человек вложивших все свои знания и опыт в развитие науки. Благодаря которому , открылись новые пути  изучения в разных областях знаний. Человек заслуживший всеобщего признания и уважения во всех уголках мира. Ломоносов -пример  подражания для людей всех возрастов. Он тот , о ком память будет храниться долгие-долгие годы в умах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

7.Источники

 

Литература

 

1. Биографии великих химиков. Перевод  с нем. под ред. Быкова Г.В. –  М.: Мир, 1981. 320 с. 

2. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова  Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.

 

3.Морозов А.А. Жизнь замечательных  людей (ЖЗЛ).Серия биографий.Вып.5 (319) - М.: Молодая гвардия ,1961.670 стр.

 

4.Перевезенцев С.  Михайло Ломоносов- М. : Белый город, 2001. 40стр.

 

5. Самин Д.К.   100 великих учёных - М. : Вече, 2002. 120-126 стр.

 

6. Гурьян, О.М. Мальчик из Холмогор  - М. : Детская литература, 1966.  77 стр.

 

Интернет-источники

 

1.www.lomonosov300.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13


Информация о работе Влияние Ломоносова на развитие естествознания и медицины