Влияние военных реформ Петра-I и Ивана Грозного на становление и укрепление Русской армии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:14, реферат

Краткое описание

Иван Грозный вошел в историческую науку личностью загадочной и страшной. Вопрос о необходимости пересмотра оценки Ивана Грозного был поднят Р.Ю.Виллером в его книге, вышедшей в 1922г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю.Виллер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий

Содержание

Вступление 3
Реформы Ивана Грозного 3
Реформы в армии Петра-I 4
Система комплектования армии 4
Способ комплектования армии офицерским составом 5
Организация центрального управления армии 5
Тактика пехоты, конницы, артиллерии. Характерные особенности 6
Уставы, передовые методы обучения и воспитания петровской армии 6
Создание Петром I регулярного военно-морского флота 7
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.14 Кб (Скачать файл)

 

Организация центрального управления армии           

  Реорганизация центрального аппарата управления армии началась одновременно с созданием новой армии.           

  В 1700г. Иноземный и Рейтарский  приказы были слиты в приказ “Военных Дел”, во главе которого стоял генерал-комиссар, ведавший делами вновь формируемой  армии.           

  Окончательная централизация военного  управления была установлена только в 1719г., с учреждением Военной коллегии, ведавшей всей сухопутной армией, и Адмиралтейств-коллегии, ведавшей делами военно-морского флота.            

  С созданием новой армии было  положено начало основанию генерального штаба. Была учреждена генерал-квартирмейстерская служба армии. В 1702г. -  централизована военно-судебная служба армии во главе с генерал-аудитором,  установлена должность генерал-гевальдигера, возглавлявшего военно-полицейскую  службу в армии. Наконец, к главнокомандующему армии фельдмаршалу Шереметеву  были назначены три генерал-адъютанта и генеральный писарь.           

  Таким образом, была завершена  централизация военного управления и созданы предпосылки для его дальнейшего совершенствования.

 

Тактика пехоты, конницы, артиллерии. Характерные особенности.            

  Тактика петровской армии была  не результатом кабинетных размышлений или слепым заимствованием опыта западноевропейских армий. Линейный боевой порядок, принятый Петром-I для своей армии, имел лишь внешнее сходство с линейным боевым порядком западных армий. Он являлся результатом вооружения армии более скорострельным, но не метким оружием. Построение линейного боевого порядка в русской армии изменялось в зависимости от обстановки. Боевой порядок русской армии отличался простатой и давал возможность войскам маневрировать на поле боя. Петр-I стремился создавать превосходство сил на решающем направлении, и этим нашел господствовавший тогда в Западной Европе принцип равномерного распределения сил по фронту.           

  Петр-I предпочитал для боя пресеченную  местность, на которой свободно действовал русский солдат и плохо – солдат западноевропейской армии. Петр-I после опыта сражения при Лесной требовал от своих военачальников, чтобы они и впредь стремились навязать шведам бой на закрытой пересеченной местности. Первоначально драгуны не имели своего кавалерийского строя, они обучались и действовали в пехотных строях, но потом был выработан и строй для конницы. Развернутый строй драгун состоял из трех шеренг. Тактика русской конницы отличалась от тактики других европейских армий (кроме шведской) тем, что русская конница атаковала противника на полном аллюре, применяя холодное оружие. Петровские драгуны могли сражаться не только на коне, но и в пешем строю, действуя так, как пехота. Они могли даже штурмовать и брать крепости. Важной особенностью русской конницы выгодно отличавшей ее от кавалерии европейских армий, было ее способность самостоятельно решать стратегические задачи.           

  Русская артиллерия была осадной,  крепостной, полевой и полковой. В каждом пехотном и кавалерийском полку было по две 3-х фунтовые пушки полковой артиллерии. Полковая артиллерия предназначалась для усиления своей картечью огня пехоты. Полевая артиллерия была еще малоподвижной. Обычно она размещалась равномерно по всему фронту или в батареях перед центром боевого порядка и на флангах. Петр придавал артиллерии большое значение, умело массировал ее огонь и часто добивался внезапности ее применения в крупных масштабах, так было, например, под Полтавой. Уставы, передовые методы обучения и воспитания петровской армии.

 

Уставы, передовые  методы обучения и воспитания петровской армии           

  Формирование регулярной армии  требовало коренной перестройки существовавших до Петра уставов. Первым был создан строевой устав, который и лег в основу обучения вновь формируемых полков. С появлением устава подготовка войск приняла более организованный характер. В 1700г. строевой устав был дополнен положениями, впервые устанавливавшими внутренний распорядок жизни армии, обязанности солдат и офицеров и взаимоотношения между ними. Эти положения назывались “ротные чины” и “статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать и в строю и во учении как обходиться”. “Статьи воинские” коротко формулировали основные требования к солдатам. Важнейшим из этих требований  было – служить “с прилежанием”.           

  В 1722г. Петр-I лично составил  дополнения к “Воинскому уставу”. Основной мыслью Устава Петр выражал требования к исполнителям: “В уставах порядки  писаны, а время и случае нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены”,  т.е. Петр требовал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали, согласуясь с обстановкой. Обучению войска Петр придавал исключительное, чуть ли не решающее значение. Петр готовил армию для войны и боя, а не для парадов.           

  Петр-I понимал, что недостаточно  вооружить и обучить армию по-новому, а необходимо ее по-новому и воспитать. В своих уставах, многочисленных указах и обращениях к армии Петр требовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть во всем примером для солдат. Петр говорил, что авторитет офицера основывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдатах, храбрости в бою и строгой дисциплине. Большое внимание Петр-I уделял выращиванию и воспитанию своего генералитета. Он терпеливо, настойчиво воспитывал своих военачальников, ободрял их при неудачах и награждал при успехах. Однако он требовал от них всегда энергичных и решительных действий. Медлительность, нерешительность, недисциплинированность боязнь взять на себя ответственность в бою беспощадно пресекались Петром.           

  Для поощрения отличившихся Петр –I ввел ордена и медали.           

  Учитывая силу землячества для  сплочения войск, Петр ввел наименование полков по главным городам областей, из которых они комплектовались.           

  В результате всех этих мероприятий  по обучению и воспитанию войск русская армия стала регулярной армией.

 

Создание  Петром I регулярного военно-морского флота           

  Регулярный русский военно-морской  флот родился в 1696г., когда Петр строил в Воронеже свои галеры и галеасы. Но попытка Петра создать в короткий срок на Черном море большой корабельный флот не увенчался тогда успехом. Вынужденный заключить мир с Турцией, Петр начал Северную войну за берега Балтики. Так начал создаваться большой Балтийский флот.           

  Создание военно-морского флота  на Балтийском море можно разделить на четыре периода:           

1. Борьба за выход к берегам  Финского залива, создание озерных флотилий на Ладожском и Чудском озерах.            

2. Упрочение позиций на Финском заливе.            

3. Борьба за Финляндию и за выход в Балтийское море.           

4. Завоевание русским флотом господства на Балтийском море.           

  Русский Балтийский флот усиливался  постепенно. На первых порах он значительно уступал в силе шведскому флоту, выполнял задачи защиты своих баз, защиты балтийского побережья и содействия с моря сухопутной армии в борьбе за  Выборг и Ревель.           

  Вначале Петром был создан  большой галерный гребной флот. Особенности морского театра военных действий, главным образом у берегов Финляндии, ограничивали возможности корабельного флота. Сильный шведский корабельный флот оказался беспомощным у берегов Финляндии против русского галерного флота.           

  В 1713г. галерный флот состоял  из 2-х паромов, 2-х галиотов, 3-х полугалер, 60-ти скампавей, 30-ти бригантин, 60-ти карбасов и 50-ти больших лодок, имея десант в 16000 человек.           

  В 1714г. галерный флот насчитывал  уже 99 скампавей и галер с десантом в  24000 человек.           

  В 1719г. – 132-е галеры, свыше  100 больших лодок с десантом в 25000 человек и  в 1721г. – 171 галеру и 4 бригантины.           

  Корабельный флот развивался  и рос медленнее, чем галерный. Постройка корабельного флота  представляла значительно более  трудную задачу. Одновременно с  численным ростом флота растет  и количество баз, Кроме основной базы – Петербурга, существовала еще оперативная база корабельного флота в Ревеле и ряд баз для галерного флота на берегах Финляндии.            

  С формированием флота был  создан и его устав. Зачатками морского устава явилась 15 статей, составленные Петром-I во время его плавания на галерах к Азову в 1696г. В 1715г. Петр приступил к составлению более полного морского устава, который был издан в 1720г. – “Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море” Морской устав Петра отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.           

  Трудами Петра-I был создан мощный военно-морской флот. Петр так характеризовал значение морского флота: “Всякий патентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет”.

 

Заключение            

  Петр-I наследовал постоянную армию,  организованную в основном по системе поселенных войск. Эта система была безусловно менее совершенна, чем система организации постоянной армии на основе рекрутского набора, введенного Петром. Историческая заслуга его состоит в том, что он изменил принципиальные основы формирования армии и флота и поднял их на высоту недосягаемую для наемных  армий Западной Европы.            

  Создавая армию, в своей принципиальной основе совершенно новую, передовую в сравнении с существовавшими тогда армиями, Петр вынужден был искать иные пути ее развития, новые методы воспитания, новые стратегии и тактики, не свойственные армиям Западной Европы. Своей реформой он заложил основу новой, передовой школы русского военного искусства.

 


Информация о работе Влияние военных реформ Петра-I и Ивана Грозного на становление и укрепление Русской армии