Влияние
татаро-монгольского ига на российскую
государственность.
Проблема влияния
монголо-татарского ига на историю
нашей страны достаточно многогранна
и рассматривалась многими учеными.
Она не утратила своей актуальности
и сегодня, так как и сейчас
можно слышать разные мнения по
данному вопросу. Конечно, чаще указывают
на негативные последствия: сокращение
численности населения, разрушение многих
городов, «отсталость России» от европейских
стран. Но мы не можем отрицать, что произошли
и более глубинные изменения русского
общества, которые отразились в дальнейшей
судьбе страны.
В целом, Русь сохранила свою государственность:
завоеватели не оккупировали территорию
Руси, в русских городах не сидели наместники
хана, сохранились княжеские династии,
во главе княжеств стояли русские князья,
православная церковь была освобождена
от поборов и повинностей. Таким образом,
мы можем говорить лишь о косвенном влиянии
ига на государственность Руси.
В этом вопросе мнения историков разделились.
Оценивая указанную эпоху, историк В.О.Ключевский
писал: «…Власть ордынского хана дала
хотя бы признак единства мельчавшим и
взаимно отчуждавшимся вотчинным углам
русских князей». Г.В.Вернадский указывал
еще на один аспект: «…Монгольское наследство
облегчило русскому народу создание плоти
евразийского государства». В современной
историографии можно встретить разные
мнения. Например, В.П. Даркевич пишет:
«Я отношу себя к сторонникам традиционной
точки зрения и солидарен с большинством
крупных историков: роль монгольского
нашествия в истории русского народа полностью
отрицательна». Однако стоит заметить,
что какое-то конкретное событие, например
поход Батыя, имел отрицательное последствие
для русских земель, но в общем ненаучно
ставить вопрос о положительном или отрицательном
влиянии монгольского нашествия на многовековое
развитие русской государственности;
можно говорить о том, насколько оно значительно.
История Золотой Орды – это часть истории
нашей страны.
В связи с этим необходимо отметить некоторые
безусловные последствия этого факта
нашей истории. Во-первых, давайте определимся
с понятиями.
Иго – это целая
система эксплуатации ханами Золотой
Орды покоренных русских земель, которая
включала в себя две основные формы зависимости:
данническая (экономическая) и вассальная
(политическая). Государственность - термин, который в политической
литературе употребляется: 1) как синоним государства вообще, государства того или
иного исторического типа, а также для
обозначения какого-либо этапа в развитии
государства данного исторического типа;
2) для обозначения системы органов государства
— государственного
аппарата.
Теперь попробуем охарактеризовать влияние
ига на русскую государственность в обоих
значениях этого слова. Обычно у нас в развитии монархии
приписывают больше всего значения временам
татаро-монгольского ига. Говорят, будто
бы мы взяли у татар и название, и идею
царя. Говорят, будто московские великие
князья явились просто наследниками ханской
власти, ими отнятой, и таким образом при
сокрушении ига стали самодержавными
царями. На самом деле татары не имели
той власти, которая явилась в виде царей
на Руси. У татар ханская власть была родовая,
из которой внешними успехами выдвигались
великие ханы. Это были типичные образцы
самовластия, основанного на чистой силе.
С моей точки зрения, влияние татар состояло,
не в том, чтобы Русь усвоила себе их идею
власти, а, наоборот, в том, что Русь, пораженная
бедствием и позором, глубже вдумалась
в свою потенциальную идею и осуществила
ее. Возможно, с этим отчасти и связана
победа Руси над Ордой.
Ханы поставили перед русскими только
идею о необходимости сильной власти,
но не дали ровно никаких идей власти.
Русь не признавала нравственного права
хана давать ей владык и повелителей. Она
подчинялась силе, но неоднократно предпринимала
попытки отказаться платить дань, передать
власть без ярлыка на княжение. Никогда
ханы не заявляли претензии давать русским
областям правителей не из Русского княжеского
дома.
Завоевание Руси татарами, хотя создало
надолго фактическое господство силы,
ловкости, хитрости и коварства и тем породило
множество рабских пороков, жестокости,
лживости и грубости нравов, в то же время
во всех лучших русских людях породило
жгучее желание создать государство, свободное
от указанных недостатков. Здесь мы скорее
видим возрождение и усиление влияния
религиозной идеи, а рядом с нею — церковности,
а рядом с этим — и византийской идеи государственности.
В то же время усилилось осознание необходимости
сплочения, объединения сил. Вражда князей
отошла на второй план перед идеей объединения.
Вопрос теперь был только в том, какое
княжество станет центром этого объединения.
Таков ряд обстоятельств, создавших по
всей Руси ряд центров великокняжеской
власти, весьма сходной по политике в Твери,
Москве, Рязани.
Большую роль в становлении самодержавия
на Руси сыграла православная церковь.
Монголо-татарское нашествие позволило
ей еще раз обратить внимание народа на
необходимость довериться воле князя,
как божьего избранника. Народ жаждал
отдать всю свою волю царю, и, не рассуждая,
делать все, что он прикажет, считая, что
тем самым подчиняется не человеку, а Богу.
Вот таким образом татарское иго могло
способствовать появлению на Руси окончательно
созревшей идеи монархии как власти единоличной,
верховной, Богу подчиненной, но безграничной
для народа. В этом и состояло косвенное
влияние ига на государственность Руси.