Внешнеторговые связи России во второй половине XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Во второй половине XVIII века продолжается процесс складывания всероссийского рынка. В связи с отменой петровского протекционистского тарифа внешнеторговые обороты России оживились. Ведущим торговым партнером нашей страны была Англия, помимо которой Россия торговала с Швецией, Ираном, Китаем и Турцией. Однако понижение ввозных пошлин ухудшило положение российских производителей, и в 1757 г. был выработан новый тариф, усиленно протекционистский. Особенностью данного тарифа являлось то, что пошлины взымались частично ефимками, а частично рублями. Недостатком тарифа 1757 года была его излишняя подробность и многочисленность статей, что затрудняло применение тарифа и приводило к спорам при исчислении таможенных пошлин.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеторговые связи России во 2-й половине XVIII века.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Внешнеторговые связи  России во второй половине XVIII века.

 

Во второй половине XVIII века продолжается процесс складывания всероссийского рынка. В связи с отменой петровского  протекционистского тарифа внешнеторговые обороты России оживились. Ведущим  торговым партнером нашей страны была Англия, помимо которой Россия торговала с Швецией, Ираном, Китаем и Турцией. Однако понижение ввозных пошлин ухудшило положение российских производителей, и в 1757 г. был выработан новый тариф, усиленно протекционистский. Особенностью данного тарифа являлось то, что пошлины взымались частично ефимками, а частично рублями. Недостатком тарифа 1757 года была его излишняя подробность и многочисленность статей, что затрудняло применение тарифа и приводило к спорам при исчислении таможенных пошлин. В отличие от предшествующих тарифов, по тарифу 1757 года был разрешен свободный вывоз золота и серебра с наложением небольшой пошлины. Помимо тарифа 1757 года при Елизавете Петровне были изданы два тарифа для торговли по азиатской границе:  

1) роспись 1752 года для взимания  таможенных пошлин в размере  5% на Оренбургской и Троицой  таможнях;  

2) тариф 1762 года для Сибирских  таможен. 

Ставки таможенных пошлин восточной  границе, были значительно ниже ставок таможенных пошлин для европейской  границы.  
Активное участие высших классов общества в экономической жизни страны во время царствования Екатерины II, а также взгляды самой Екатерины II на развитие промышленности России привели к созданию в 1763 году Комиссии о коммерции. Одной из первых задач, поставленных перед комиссией, было составление нового таможенного тарифа. Комиссия о коммерции разработала новый тариф, введенный в действие в 1766 году. Тариф 1766 года характеризовался не высокими пошлинами. 
Несмотря на то, что тариф 1766 года был разработан на основе правил, с учетом существующей действительности, ему были присущи следующие недостатки:  

1) слишком высокие таможенные  пошлины и запреты в вывозном  тарифе.  

2) высокие ввозные пошлины на  некоторые товары, что приводило  к контрабанде. 

Эти причины явились предпосылками  для начала работы над новым  
таможенным тарифом, которые были завершены в 1782 году. Ставки таможенных пошлин в тарифе 1782 года были достаточно умеренными. Многие ввозимые и вывозимые товары были освобождены от уплаты таможенных пошлин. 
Расширить внешнеторговые связи России позволяло функционирование новых портов на Балтийском и Черном морях. Из государства экспортировалось множество товаров: металл, зерно, пенька, лес, льняные ткани, парусное полотно, кожи. Импортировались: сахар, сукно, изделия из металла, вино, шелк, красильные вещества, кофе, фрукты, чай.  
 
Во второй половине XVIII в. происходили значительные позитивные экономические сдвиги в Средней Азии. Край постепенно начал вовлекаться в сферу международного обмена. Появляются свои торговцы-ростовщики. Местные феодалы и торговцы расширяли свои внешнеторговые связи.  
Русско-восточная торговля во второй половине XVIII в. велась в основном морем, вдоль западного побережья Каспия. Россия, имея практически один крупный порт на Каспии - Астрахань, которая контролировала всю торговлю на море. Наиболее близким портом от Астрахани был Мангышлак - центр торговли со Средней Азией. Из иранских и азербайджанских портов торговое значение имели: Энзили, Мизондаран, Астрабад, Сальяны, Дербент и Баку. Порт Баку был лучшим местом для стоянки судов на всем побережье Каспийского моря. К тому же он являлся главным портом для торговли с Закавказьем. 
 
Перевозку грузов на Каспии осуществляли русские мореходные суда. В 60-е гг. казна начала продавать суда астраханскому и иногороднему российскому купечеству, разрешалось и самостоятельное строительство судов. В 1769 г. указом Правительствующего Сената было дозволено и астраханским армянам строить мореходные суда. Ведомость о движении мореходных судов за 1794 г. свидетельствует о движении 34 торговых и промысловых судов; еще 10 судов было отправлено в Кизляр с казенным провиантом и другими грузами.  
 
Сухопутных караванных путей к Астрахани было два. Один проходил от Дербента через Кабарду, но здесь торговля велась слабо. Другой связывал Среднюю Азию через Бухару, Хиву и Гурьев с Астраханью. Однако и он развития не получил, так как караванная торговля была опасной из-за нападения кочевников. К тому же для торговли со Средней Азией Россия имела Оренбург и Троицкую крепость. 
 
Политика России в торговле со странами Востока через Астрахань включала в себя таможенный, национальный и стратегический принципы. Они давали преимущественное право торговли русским купцам по низким таможенным пошлинам. В некоторых случаях, в зависимости от происхождения товаров, русское купечество совсем освобождалось от уплаты торговых пошлин, причем приоритет отдавался товарам российского производства. 
 
Для астраханской торговли была предпринята попытка ввести особый таможенный тариф, который бы стимулировал торговую инициативу местного купечества. Инициатором создания такого тарифа был астраханский губернатор В.Н.Татищев. В своем донесении в Коммерц-коллегию от 19 октября 1743 года он последовательно отстаивает свою инициативу. Этот Тариф был составлен под руководством В.Н. Татищева с помощью российского, индийского и армянского купечества и был подписан составителями 10 марта 1774 г. 
 
В.Н. Татищев настаивал на вывозе в восточные страны железа, стали, цветных металлов, оружия, пороха, селитры, военного снаряжения и материалов, необходимых для строительства и оснащения флота. Он не считал, что такая торговля приведет к опасному для России усилению Ирана. В своей записке В.Н. Татищев замечал, что Швеция на море для России гораздо опаснее, между тем шведам в мирное время продают все материалы, необходимые для флота, и они могут покупать столько, сколько считают необходимым. Поэтому нет смысла отказывать в этом Ирану, который «нам вред нанести... никакого способа не имеет». Татищев исходил из реальной обстановки астраханской торговли и хотел добиться поднятия ее силами русского купечества, которое, по его мнению, пока не могло конкурировать с восточными и армянскими купцами. 
 
Тариф 1777 г., частично используя идеи В.Н. Татищева, практически повторял тариф 1782 года, в том числе и по ставкам таможенных пошлин, но отличался от него большим количеством запретительных статей. 
 
С целью воплощения идеи Татищева было создано три крупных купеческих компании: «Астраханская мореходная компания», «Компания персидского торга» и «Коммерцствующая по левую сторону Каспийского моря» графа Воронцова. Первая компания должна была объединить частных владельцев судов на Каспии. Никто, кроме них, не имел права иметь суда на Каспии и торговать продуктами питания. Две другие компании фактически поделили сферы влияния всей астраханской торговли. Персидская компания торговала в Персии и Закавказье, компания графа Воронцова - на восточном побережье Каспия, со Средней Азией. 
 
«Астраханская мореходная компания» постепенно теряла свое значение, так как остальным компаниям было разрешено иметь суда и на них перевозить свои товары. Астраханское купечество, не вошедшее в эти компании, не имело права вести заграничную торговлю. Свободная конкуренция в таких условиях была невозможна. Торговые обороты астраханской торговли стали падать. Ситуация стала меняться после принятия именного указа Екатерины II от 31 июля 1762 г., который полностью отменил монополию в торговле и предоставил право свободной торговли астраханским купцам. Полностью потеряли привилегии и Персидская компания, и компания графа Воронцова. 
Таким образом, астраханское купечество, как и российское, в целом, имело приоритет в политике правительства в заморском торге через Астрахань. 

Экономические  реформы  способствовали  усилению  товарооборота  и росту внешнеторговых центров. Однако внешнеторговая деятельность России во второй половине 18 века все еще не была достаточно активной из-за отсутствия обеспеченных выходов на международные морские коммуникации, неразвитости судостроения и портового хозяйства. Тем не менее, с конца 50-х годов до конца 70-х годов 18 века ввоз товаров возрос в два раза, а вывоз более чем в три раза. Начиная с этого времени, с каждым годом увеличивалась сумма ввозимых и вывозимых товаров, а, следовательно, и таможенного сбора. После заключения в 1774 году договора с Турцией и присоединения в 1782 году Крыма к России активизировалась черноморская торговля через портовые города Одессу, Очаков, Николаев, Херсон, Севастополь, Евпаторию, Керчь, Феодосию. Активизировалась торговля и в портах Азовского моря – Мариуполь и Таганрог. Развитие внешней морской торговли приносило значительные доходы в казну и вызывало необходимость учредить новые таможни в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве и других портах. Активную роль в развитии торговли в этот период играла Сибирь, обеспечивающая вывоз таких ценных экспортных товаров, как пушнина, и получавшая товары из Китая. Не ослаблялась торговля с сопредельными государствами на южной границе.


Информация о работе Внешнеторговые связи России во второй половине XVIII века