Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:03, реферат
ΧΙV–XVI век был напряженнейшим периодом в истории Русского государства. По образному выражению видного историка А.А Зимина, эта эпоха является "порогом" нового времени русской истории. Развитие российской цивилизации определялось не только выбором веры, но и выбором естественной и политической среды, к которой население и государство должны были приспосабливаться и которую они пытались преобразовать в своих интересах.
Социально-экономическое развитие страны на протяжении ΧΙV–XVI вв. привело к значительному усилению феодального землевладения и хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Начало объединения русских земель.................................................................5
2. Усиление Московского княжества в ΧΙV–ΧV вв……………………………7
3. Московское государство во второй половине ΧV–ΧVΙ вв и создание
органов центральной власти……………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......22
Однако враждебные централизации силы внутри страны были далеко не сломлены. Это были прежде всего бывшие князья, ставшие боярами на государственной службе, но сохранившие родовую гордость и не считавшие, что у московских государей большие права на престол, чем у них самих. Наиболее активны в борьбе за власть были князья Шуйские и Вельские. Они стремились к установлению в России ограниченной царской власти при большой самостоятельности местных феодалов, как это было в Литве. Бояр-княжат оскорбляло, что великий князь все меньше советуется с ними, а решает вопросы один. Их унижали вновь введенные при дворе обычаи внешнего преклонения перед царем, распространение на князей и бояр телесных наказаний. Все это противоречило древнерусским традициям и скорее напоминало нравы при дворе у татарского хана. Нетерпимость этих нововведений была тем большей, чем сильнее становилась в соседней Литве власть местных феодалов.
В результате этого после смерти Василия III начались боярские заговоры, власть переходила из одних рук в другие. Стабилизировало положение лишь вмешательство митрополита Макария. Он помог малолетнему Ивану IV (1533— 1584гг.) укрепить свою власть, расправиться с мятежными князьями и боярами. В 1547г. Иван IV первым из московских государей был официально венчан на царство. Это закрепило идею о верховном характере его власти. Вместе с тем роль митрополита в процедуре коронования, получение царем короны от главы церкви, напутственное слово митрополита новому царю закрепляли особое место церкви в государстве как гаранта самодержавной власти. С этого времени венчание на царство в Успенском соборе Кремля стало носить традиционный характер[5, с. 332-352].
Таким образом, вторая половина XV — первая половина XVI в. были во многих отношениях переломным периодом в истории России и альтернативным развитием власти, сложилось централизованное государство, образовалась огромная держава, самая большая в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность. С другой стороны, Российское государство с самого начала формировалось как многонациональное. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия».
Заключение
Московское государство зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI вв. среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке. Оно складывалось медленно и тяжело и стоило стране многих жертв. Тем не менее, процесс объединения встречал поддержку всех социальных слоев русского народа — от феодального боярства, покидавшего дворы удельных князей ради службы московскому государю, до простых смердов, решивших исход битвы на Куликовом поле. И именно по этой причине великие московские князья сумели покончить с уделами и создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, «земли», продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью.
По распространенному мнению, нахождение русских княжеств в составе Орды в 13–15вв. сыграло в отечественной истории не меньшую роль, чем принятие христианства в 10 столетии. Тот факт, что государство, этнически (славянское), по месту рождения (Восточная Европа) и духу (православное христианство) европейское, прошло «инкубационный период» становления в теле азиатской державы, дал основание говорить об особом, евразийском характере России. Если от Византии Россия унаследовала вместе с верой идею нерасчлененности высшей власти, то у монголов она взяла уроки устройства и функционирования этой власти.
Поэтому в этот период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства [3, с. 369-372].
Как отмечает Ключевский, объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономикой и культурой России.
Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий образования Российского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV - XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.
Таким образом, при всей хронологической близости периодов образования централизованных монархий в России и Западной Европе, Российское государство отличалось от западных своей колоссальной территорией, которая непрерывно росла, многонациональностью и некоторыми особенностями организации власти [1,с.255-258].
Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимого по своему значению с образованием на рубеже XIV - XVI веков Московского государства, это – стержневое время в судьбе русского народа. То, в каких условиях и как шло становление Московского государства, на пять веков предопределило социальную, политическую и культурную историю не только русского, но и во многом всех народов Восточной Европы.
Список использованной литературы:
1. Ионов И.Н Российская цивилизация, ІХ – начало ХХв. – М.: Просвещение, 2003. – с. 96-258.
2. Кацва Л. А. и др. История России VIII – XVв. – М.: МИРОС, 2004. – с.45-67.
3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших дней. – М., «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2006. – с. 250-372.
4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века.– М.: Просвещение, 2002.- с. 86-143.
5.Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времён до начала 20 века. / Под ред. В.В. Керова. – М., 2006. – с. 284-352.
Информация о работе Внешняя и внутренняя политика Московских князей в 14 - 16 вв