Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:47, курсовая работа
С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества и заявил, что будет добиваться:
урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным путем, посредством переговоров в рамках международного права;
свертывания гонки вооружений на Земле и недопущения ее в космосе;
поэтапного сокращения всеми государствами мирового сообщества своих вооруженных сил, минимально достаточного для обороны;
С момента провозглашения независимости, Казахстан своей главной целью ставил участие в создании системы коллективной безопасности мирового сообщества и заявил, что будет добиваться:
урегулирования конфликтных ситуаций исключительно мирным путем, посредством переговоров в рамках международного права;
свертывания гонки вооружений на Земле и недопущения ее в космосе;
поэтапного сокращения всеми государствами мирового сообщества своих вооруженных сил, минимально достаточного для обороны;
сокращения производства и испытания всех видов оружия массового поражения, и в первую очередь ядерных, с перспективой их полной ликвидации;
запрещения использования существующих и создания новых технологий для производства оружия массового поражения; недопущение экспорта материалов и технологий, способствующих созданию и распространению оружия массового поражения;
уничтожения химического оружия;
Одной из первых проблем, с которой столкнулся Казахстан в качестве суверенного государства, стала проблема ядерного оружия, находившегося на территории республики.
После распада СССР Казахстан нежданно-негаданно приобрел статус ядерной державы, наряду с Россией, Украиной и Белоруссией. На территории Казахстана продолжали нести боевое дежурство 108 ракет с 10 боеголовками каждая (всего 1400 боеголовок). Кроме них, на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Здесь же были созданы уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары-Озек).
Наличие ядерного оружия, по оценкам аналитиков, имело для Казахстана как плюсы, так и минусы.
К положительным факторам можно отнести следующие моменты. Ядерное оружие - показатель приобщенности страны к научно-техническим достижениям современной цивилизации; обладание им повышает международный престиж, могло бы стать "козырной картой" в политических переговорах с Западом. Кроме того, благодаря ядерному оружию Казахстан мог бы претендовать на роль ведущей силы и выступать гарантом стабильности не только в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Кыргыстан, Таджикистан), но и в Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.
Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой мощной ядерной державой, как Китай (1700 км. общей границы). Этническая общность населения Синьцзянь-Уйгурского автономного района КНР и коренной нации Казахстана может быть использована Китаем для определенных территориальных претензий к Казахстану. Данное соображение также было доводом в пользу обладания собственными силами ядерного сдерживания.
Наконец, нельзя было не учитывать, что потенциальные противоречия, существующие в казахстанско-российских отношениях, могут перерасти в открытый конфликт. В первую очередь это относится к территориальным проблемам. Сохранение ядерного оружия на территории Казахстана дало бы Алматы возможность чувствовать себя достаточно уверенно при любых поворотах в отношениях с Москвой. Бесспорной преимущество России в военных, экономических вопросах было бы уравновешено сдерживающей функцией ядерного потенциала, если бы он был поставлен под контроль республики. Это в значительной степени снизило бы возможность силового поведения российских властей, если бы они по тем или иным причинам заняли жесткую позицию в отношении Казахстана.
Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование расходов, связанных с ракетно-ядерным комплексом, было не под силам экономике Казахстана.
Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во-вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь, США, обеспокоенных возможностью расползания ядерного оружия во многие руки.
В декабре 1991 года, в момент распада СССР, Казахстан подписал с руководством России, Украины, и Белоруссии Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому стороны обязались:
не применять ядерное оружие первыми;
совместно осуществлять управление ядерным оружием из единого центра;
вопрос о его применении решать только по согласованию со всеми президентами;
не передавать его в третьи руки;
до 1 июля 1992 года вывести в Россию тактическое ядерное оружие.
Что касается стратегического ядерного оружия, то до весны 1992 года Казахстан выступал за укрепление режима нераспространения ядерного оружия, подразумевая при этом, что Казахстан обязуется не передавать ядерную технологию, ядерные материалы и средства другим государствам, но не откажется от статуса ядерной державы сам. В начале 1992 года Н. Назарбаев заявил, что Казахстан не собирается демонтировать находящееся на его территории стратегическое ядерное оружие, пока этого не сделают Россия, Китай и США. То есть, Казахстан попытался занять по вопросу о ядерном разоружении такую же позицию как Лондон, Париж и Пекин.
Реакция внешнего мира, в первую очередь России и США, на ядерные планы Казахстана была негативной. На руководство республики стали оказывать давление в отношении вывода ядерного оружия. В ходе визитов в Казахстан госсекретаря США Д. Бейкера в марте 1991 года, министра иностранных дел Великобритании Д. Хэрда, Франции - Р. Дюма, заместителя госсекретаря США Р. Бартоломью в начале 1992 года эти страны ясно дали понять, что расширение круга ядерных держав было бы нежелательно и что Казахстану следовало бы отказаться от ядерного оружия. Их аргументы сводились к следующему:
становление Казахстана в качестве ядерной державы само по себе является нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО);
оно подстегнуло бы ядерные амбиции "пороговых" государств (Индии, Пакистана, Ирана), которые могли бы расценить появление нового ядерного государства, имевшего непосредственные интересы в Азии, как угрозу своим позициям.
Давление Запада сыграло свою роль. Во время первого официального визита Н. Назарбаева в США в мае 1992 года, Казахстан объявил о присоединении к ДНЯО в качестве безъядерной державы в обмен на гарантии США обеспечить безопасность Казахстану и обязался демонтировать и вывезти в Россию ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана в ядерных боеголовках. На эти цели американцами Казахстану было выделено 84 млн. долларов США.
23 мая 1992 г. в Лиссабоне Казахстан, Беларусь, Россия, Украина и США подписали протокол к ДНЯО, в качестве стран, не обладающих ядерным оружием.
2
июля 1992 года наша страна
В июле 1994 году Казахстан подписал с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЕ) Соглашение о гарантиях, которое было ратифицировано Верховных Советом в 1995 году.
В декабре 1994 года, во время Будапештского совещания СБСЕ, был подписан Меморандум о гарантиях безопасности Казахстану со стороны депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия - России, США и Великобритании, в котором содержались обязательства о неприменении силы против территориальной целостности и политической независимости Казахстана, об отказе от экономического принуждения. Позже свои гарантии прислали КНР и Франция.
В мае 1995 года последние ядерные боеголовки были вывезены с территории Казахстана. Казахстан де-факто стал безъядерным государством.
В 1992 году Казахстан присоединился к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ОБСЕ), подписав и ратифицировав Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора и Итоговый Акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе.
В январе 1993 года Казахстан подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая вступила в силу в 1997 году.
Важным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны в области международной безопасности стало налаживание сотрудничества с международными организациями по безопасности, в первую очередь, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ В январе 1992 года Казахстан был принят в ОБСЕ, в стране было создано и функционирует представительство ОБСЕ.
В декабре 1991 года НАТО создала Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) для развития связей со странами бывшего Варшавского Договора. В марте 1992 года Казахстан присоединился к ССАС. В 1994 году НАТО было создана программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), к которой наша страна также присоединилась. В 2002 году Казахстан присоединился к программе НАТО "Процесс планирования и обзора" (ПАРП).
В 1995 году Казахстан был принят в качестве наблюдателя на Конференцию по разоружению.
Вторым
направлением внешнеполитической деятельности
в области международной
В 1992 году, на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Н. Назарбаев предложил план поэтапного создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) по типу ОБСЕ.
В рамках работы по созданию СВМДА из более чем 40 азиатских государств членами этой организации стали 16 государств - Казахстан, Азербайджан, Афганистан, Египет, Индия. Иран, Израиль, Китай, Кыргызстан, Монголия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан.
В качестве наблюдателей в процессе принимают участие США, Австралия, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Ливан, Япония, Южная Корея, Малайзия и
Украина, а также 4 международные организации - ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств и Межгосударственный совет Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
В 1999 году на встрече в Алматы была принята Декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами - членами СВМДА. Она включает в себя: уважение суверенитета и прав государств-участников; сохранение территориальной целостности: невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над вооружениями; сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах; уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.
В июне 2002 года в Алматы состоялся первый саммит глав государств - членов СВМДА. На саммите были приняты "Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями" и "Алматинский Акт", в соответствии с которым участники договорились о том, что основная цель и направление деятельности СВМДА заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии.
Для выполнения этой цели страны - участники договорились о таких мерах доверия, как: приложение усилий к мирному разрешению территориальных споров всех государств региона; готовность предпринять шаги для безопасности безъядерных государств в форме обязательного для исполнения международно-правового документа; подготовка на основе взаимного согласия "Каталога мер доверия СВМДА" и постепенное его осуществление.
Информация о работе Внешняя политика Казахстана и проблемы международной безопасности