Внешняя политика Петра1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:23, реферат

Краткое описание

Петр Великий вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано превращение России в империю, евроазиатскую военную державу.
Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям- Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них.
Внешняя политика России эволюционизировала в сторону имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформировалось имперское мышление, которые сохранялись почти в течение трех веков.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика Петра1.docx

— 29.84 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика Петра1.

Петр Великий вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат. С его именем связано превращение России в империю, евроазиатскую военную державу. 
   Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям- Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг - в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи тогда добиться не удалось. 
    После "великого посольства" в Европу (1697 -1698 гг.)* Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главная цель - выход к Балтийскому морю, где полностью доминировала Швеция. Истоки территориальных претензий России к Швеции ведут к Столбовому миру 1617 г., по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для России заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно. Нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны господством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинные намерения России. Шведский король Карл ХП, заинтересованный в войне России с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек. 
    Северная война (1700 -1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый-с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй- с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. И уже в 1702 -1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург-Ключ-город), Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских**. 
   Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Поэтому на данном этапе Петр уделял главное внимание проблеме сохранения и преобразования армии, укреплению военного потенциала страны. Ценою огромных усилий и жертв эти задачи были успешно решены. ? 
   Рубежом в войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.). Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться возвращением старых русских территорий. В 1710 г. от шведов, были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710 -1713 гг., Северную войну удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула. 
    Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. Карл XII никак не мог смириться с поражениями и продолжал воевать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков. 
    Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца отечества и императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция. 
    Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков - выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами. 
   После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате транзитных путей торговли Индии и Китая. В 1722 -1723 гг. к России перешло Западное и Южное Прикаспие, принадлежавшее ранее Персии. Внешние планы Петра заходили очень далеко - вплоть до захвата Индии и Мадагаскара. Однако предпринять попытки их осуществления Петр I не успел. 
   Таким образом, внешняя политика России эволюционизировала в сторону имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформировалось имперское мышление, которые сохранялись почти в течение трех веков.

* "Великое посольство" в составе 250 человек, среди которых  был и царь (под именем Петра  Михайлова), посетило Пруссию, Польшу, Голландию, Англию, Австрию.

** Осенью 1702 г. при  взятии Марленбурга произошло  историческое событие: в плен была взята фельдмаршалом Шереметевым Марта Скавронская, ставшая впоследствии супругой царя, а затем императрицей Екатериной I. О ее происхождении ходили разные слухи, будто бы ее мать была крестьянкой и рано умерла. Марту взял на воспитание пастор Глюк. Накануне прихода русских под Марленбург она была обвенчана с драгуном, которого во время брачного пира срочно вызвали в Ригу. По другой версии, пленница была дочерью лифляндского дворянина и его служанки. С семьей пастора Глюка она попала в плен, ее взял к себе Шереметев, у того Марту выпросил Меншиков, у последнего отобрал Петр. С 1703 г. она стала его фавориткой, а в 1712 г.- вступила с ним в церковный брак.

"Просвещенный"  абсолютизм Екатерины  II  

 Екатерина Алексеевна  оказалась на русском престоле, не имея на то прав. Она, по  словам Ключевского, “совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца”. Свержение Петра III являлось полнейшей неожиданностью для подданных, далеких от придворных интриг. Когда в Москве был получен манифест о восшествии Екатерины II на трон и губернатор, огласив его перед военным гарнизоном и жителями города, выкликнул здравицу в честь новой самодержицы, она повисла в тишине: солдаты и народ молчали. Пошли слухи о Екатерине как о царице “ложной”, фактически — самозванной. В столице наблюдался рост настроений в пользу томившегося в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, вплоть до возможного бракосочетания с ним новой императрицы. Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением. В манифесте от 28 июня и 6 июля она постаралась обосновать свои действия, оправдывая их “опасностью всему Российскому государству”, проистекавшей из изменнической политики Петра III, волей “всех наших верноподданных” и самого Бога. Екатерина всячески подчеркивала свою приверженность новой родине, ее языку, обычаям и вере. Она ходила из Москвы пешком на богомолье к Троице - Сергию, целовала руки духовенству, ездила в Киев и поклонялась печорским угодникам.  

 Новая императрица  решила также для начала дезавуировать  ряд действий своего предшественника: приостановила секуляризацию церковных  имуществ, отменила мирный договор  с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь  объявлялась обязательной. Однако  ближайшие события показали, что  ни о каком разрыве с прежней  политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор  с Фридрихом II, и в том же  году Екатерина II провела секуляризацию  имений духовного ведомства, распространив  ее в 1768 г. на территорию Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение  дворян от обязательной службы. Историк С. С. Татищев в 1776 г. не  без удивления отмечал: “Как ни  велико, на первый взгляд, различие  в политических системах Петра III и его преемницы, нужно, однако, сознаться, что в нескольких случаях  она служила лишь продолжательницей  его начинания”. Отмеченная Татищевым  преемственность была характерна  для политики всех монархов  ХVШ в. Прежними оставались главные задачи: усиление могущества империи, укрепление абсолютистского строя и позиций его социальной основы — дворянского сословия.  

 Вместе с  тем в политике Екатерины II имелись  и качественные новшества, которые  позволяют характеризовать ее  время как период “просвещенного  абсолютизма”. “Просвещенный абсолютизм”  не был изолированным фактом  русской политической жизни. В  роли “просвещенных” монархов  выступали и прусский король  Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II. Историки по-разному оценивают  цели и суть политики “просвещенного  абсолютизма”. Так, Н. П. Ерошкин отождествляет  ее с “пропагандой показного  либерализма”. “Образ “просвещенной”  государыни на троне России, —  пишет он о Екатерине II, — должен  был внести успокоение в общественное  мнение Западной Европы и России  перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения  в среде крестьянства, внушить  народным массам мысль, что взгляды  и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин  связывал политику “просвещенного  абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и  обострением классового антагонизма  между крестьянскими массами  и властвующим дворянством. В  этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные  правители “сознательно искали  совета и даже гласной поддержки  крупных мыслителей эпохи для  гибкого и постепенного приспособления  существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.   

 Есть основания  считать, что Екатерина II, в молодые  годы с жадностью штудировавшая  труды французских просветителей  — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась  некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были  богаты, — вот принцип, от которого  я отправляюсь, — писала она  еще до воцарения. — ...Я хочу, чтоб  повиновались законам, а не рабов...”. В течение двух лет Екатерина  трудилась над программой своего  царствования и предложила ее  в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти — не та, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления— это огромность государственного “пространства”: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства”. Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. “Наказ” намечал также направления экономической политики — Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор “Наказа” принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой — сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.   

 Сам созыв  Уложенной комиссии 1767 г. явился  ярким проявлением политики “просвещенного  абсолютизма”. Комиссия была задумана  как сословно - представительное  совещание, в работе которого  должны были принять участие  все сословия государства, кроме  помещичьих крестьян. Правда, открытая  с большой торжественностью и  широко разрекламированная Комиссия  не решила своей главной задачи  — не создала нового кодекса  законов, основывающегося на “Наказе”  императрицы. Но принципы “просвещенного  абсолютизма”, провозглашенные в  “Наказе”, нашли свое воплощение  в законодательной деятельности  Екатерины П. Уже в 1762—1763 гг. были  изданы указы, которые нанесли  удар в системе монополий в  сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым повелевалось, “чтоб отныне впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы... строить и размножать”. 17 апреля 1767 г. было предписано “никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать” — объявлялась, таким образом, свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право “заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний”.  

 Однако не  могло быть подлинной свободы  хозяйственной жизни, пока сохранялось  крепостное право. Внутренние противоречия  “Наказа” нашли себе полное  соответствие в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С  одной стороны, в 1766 г. она анонимно  поставила перед Вольным экономическим  обществом конкурсную задачу  о целесообразности обеспечить  помещичьих крестьян правом на  движимую и земельную собственность. Императрица, несмотря на настойчивые  требования аристократии, не пошла  на то, чтобы разделить все  населенные казенные земли между  помещиками, сохранила сословие  государственных крестьян, ограничившись  спорадическими, хотя и крупными, пожалованиями “свободных сельских  обывателей” частным владельцам (преимущественно в бывших польских  имениях). Лифляндскому дворянству Екатерина II “советовала” воздерживаться от чрезвычайных поборов с крестьян.  

 Но, с другой  стороны, при Екатерине II дворянство  добивается почти безграничных  полномочий в отношении своих  крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые  решились “на многие своевольства  и продерзости”, должны “сверх подлежащего за их вины наказания” оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.   

 В целях усиления  абсолютизма были перестроены  органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил  себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив  на 6 департаментов (4 в Петербурге  и 2 в Москве). Каждый департамент  при этом выступал как самостоятельное  подразделение со своим кругом  дел и своей канцелярией, что  разрушало единство Сената, ослабляло  его. Необычайно возросла роль  личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов  с 1768 г. сосредоточилась в Совете  при высочайшем дворе; создание  его еще раз ярко продемонстрировало  стабильность высших советов  при особе монарха как института  русского абсолютизма.  

 Реформирование  местного управления в первую  очередь решало задачу усиления  власти монарха. Екатерина II собственноручно  начертала проект “Учреждения  об управлении губерниями”, получивший  в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное  управление, увеличив количество  губерний и уездов и наделив  наместников (под властью каждого  наместника, как правило, объединялось 2 — 3 губернии), непосредственно подчиненных  императору, широкой единоличной  властью. Вместе с тем в основу  “Учреждения” 1775 г. были положены  идеи Просвещения XVIII в.: выборность  суда и отделение его от  администрации, придание ему характера  сословного “суда равных”. Наряду  с трехъярусной системой выборных  судебно - сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии — для дворян, городовой суд и губернский магистрат — для горожан, нижняя и верхняя расправы — для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.   

 Стремясь создать  более реальные гарантии “просвещенной  монархии”, Екатерина II начала работать  над   жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).   

Информация о работе Внешняя политика Петра1