Внешняя политика США после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 00:58, реферат

Краткое описание

В 1945 году, весь мир ждал закономерной капитуляции Японии со дня на день, США неожиданно сбрасывают ядерные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Ядерные бомбардировщики были ответом отнюдь не тактического вопроса, а делом стратегической важности. В условиях того времени СССР, имел самые большие и обороноспособные армии в мире, составлял большую угрозу странам капитала.

Содержание

1. Внешняя политика Трумена и первые шаги к мировому господству
2. Доктрина Трумена и план Маршала
3.Дальневосточное направление внешней политики США.
4. Новое соотношение мировых сил образование Североатлантического
Альянса
5.Внешняя политика Эйзенхауэра и усиление американской политики
«холодной войны»
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя политика США после второй мировой войны.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

       Однако  летом 1946 г. гражданская война в  Китае вспыхнула с новой силой. В 1948 – начале 1949 г. войска Народно-освободительной  армии Китая (НОАК) заняли весь  северо-восток страны, значительную  часть ее севера и северо-запада, а также центральную часть  Китая до реки Янцзы. В марте 1948 г. руководство США попыталось  увеличить помощь гоминьдановскому  правительству, но на широкомасштабное  вмешательство в дела Китая  все же не пошло. К осени 1949 г. войска НОАК заняли всю северо-западную  и центральную часть Китая, а  также продвинулись на юг и  юго-запад страны. 1 октября 1949 г. в  Пекине было торжественно провозглашено  создание Китайской Народной  Республики (КНР). Гоминьдановцы сохранили  под своей властью остров Тайвань  и прилегающие к нему острова. После потери своих позиций в Китае американский империализм поспешил выдвинуть «план Маршалла» - план «спасения капитализма» в Европе. Вслед за этим планом Вашингтон создал под своим руководством ряд систем военных союзов в Америке, в Европе, на Ближнем и на Дальнем Востоке.

       Образованное летом 1948 г. в Сеуле, зоне оккупации вооруженных сил США, проамериканское южнокорейское правительство открыто говорило о намерениях силой распространить свою власть на Северную Корею.          Когда в конце июня 1950 г. на территории Кореи развернулись военные действия, войска южнокорейского правительства оказались деморализованными: они не желали воевать за ставленников США. После первого сильного удара армия южнокорейского правительства быстро покатилась на юг. 8 июня войска Корейской Народной-Демократической Республики заняли Сеул. Создались условия для образования в Корее единого независимого демократического государства. Но вооруженное вмешательство США ввергло Корею в длительную разрушительную войну.

       Таким  образом, США, начав вооруженную  интервенцию в Корее, оформили  эту интервенцию постфактум под  флагом ООН. 8 июля 1950 г. Трумэн назначил  командующего вооруженными силами  США на Дальнем Востоке генерала  Макартура главнокомандующим вооруженными  силами ООН в Корее. Так называемые  вооруженные силы ООН по своему  составу были в основном американскими.

         Англия, Франция, Австралия, Турция, Таиланд, Филиппины и еще восемь стран  отправили в распоряжение Макартура  лишь незначительные, символические  военные части. В конце 1950 и начале 1951 г. вооруженная интервенция США  в Корее серьезно угрожала  превратиться в третью мировую  войну. Макартур решил перенести  военные действия на территорию  Китая и использовать для этой  цели войска Чан Кай-ши. Угроза Макартура перенести военные действия на территорию Китая всполошила европейских союзников США Их недовольство приняло такие размеры, что руководители Пентагона заговорили об альтернативе: либо Макартур, либо НАТО. Длительная послевоенная борьба между двумя ориентациями во внешней политике США вылилась во время войны в Корее в острый конфликт внутри самих военных кругов США. Макартур не добился своего в 1951 г., как не добились своего сторонники превентивной войны в 1947-1948 гг. В 1951 г. разжигание третьей мировой войны было еще более авантюрным, рискованным и опасным для капитализма, чем тремя-четырьмя годами раньше. В этом удалось убедить большинство на комиссиях конгресса США. Корейская война стала примером столкновения сателлитов. Выявилась опасность подобных конфликтов, вовлечения в них великих держав.

4. Новое соотношение мировых сил образование Североатлантического

Альянса

          Во внешней политике второе  президентство Трумэна проходило  под флагом усиления международной  напряженности, обострения советско-американских  отношений.

         4 апреля 1949 г представители 12 правительств  подписали в Вашингтоне договор  о североатлантическом военном  союзе, названным НАТО. Его подписали  США, Канада и 10 западноевропейских  стран. Вашингтон оказывал сильное  давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранявшая нейтралитет в двух  мировых войнах, предпочла не  вступать в военный союз, созданный  для подготовки третьей мировой  войны. Спустя некоторое время  США объявили Грецию и Турцию... североатлантическими государствами  и добились включения их в  НАТО. Впоследствии (в 1955 г) по настоянию  американцев полноправным членом  этого военного союза официально  стала и Западная Германия.

       В дальнейшем  США заключали другие военные  союзы. Но НАТО продолжала оставаться  центральным, самым важным из  них, приковывавшим к себе основное  внимание госдепартамента США, олицетворявшим  послевоенную глобальную политику  Вашингтона, направленную на борьбу  с мировой социалистической системой, с национально-освободительным и  революционным движением во всем  мире. Трумэн в речи, произнесенной в день начала второго срока его президентства, к которой он официально сообщил о создании Северо-Атлантического пакта, выдвинул программу из четырех пунктов так называемой американской помощи другим государствам;4-й пункт предусматривал сильное увеличение роли американского капитал в экономике развивающихся стран. В дальнейшем проекты этой помощи, законодательство и дебаты о ней часто обозначались словами: “4-й пункт”.

       “План  Маршалла” ставил своей задачей  подкрепление пошатнувшихся позиций  капитализма в Западной Европе. “4-й пункт” программы Трумэна, провозглашенный в период развала  колониальной системы империализма, в дни исторических побед китайской  народной армии, роста и укрепления  своего лагеря социализма, ставил  своей целью содействие развитию  бывших колониальных и зависимых  стран по капиталистическому  пути, обеспечивающему экспансию  и господство доллара в этих  странах.

5. Внешняя политика  Эйзенхауэра и усиление американской  политики «холодной войны»

         6 ноября 1952 года Дуайт Эйзенхауэр был избран президентом Соединенных Штатов Америки, победив кандидата от демократов Эдлая Е. Стивенсона, получив 21,5 миллиона из 39 миллионов отданных голосов. Он стал президентом, проявив себя как генерал, как государственный деятель и лидер. Народ избрал его не столько за убеждения, сколько за то, кем он был и чего добился. Еще, будучи главнокомандующим вооруженными силами НАТО, Эйзенхауэр проявил понимание проблем, с которыми столкнулась Франция, ведя войну против Вьетнама. Он считал, что США не должны связывать себе руки, идя на риск прямого участия в этой войне. Однако он санкционировал военную помощь французским войскам во Вьетнаме. В марте 1954 года в Юго-Восточную Азию направились авианосцы. Эта мера была запоздалой, и французская армия оказалась разгромленной.

        Все внешнеполитические акции правительства Д. Эйзенхауэра были неразрывно связаны с деятельностью Совета национальной безопасности. В период администрации Д. Эйзенхауэра большое развитие получили отделы Совета национальной безопасности. Главный документ СНБ, который ежегодно тщательно готовили и анализировали на заседаниях, – «Основная политика в области национальной безопасности» – представлял собой глобальный обзор внешнеполитических проблем. Он давал общую политическую директиву всем правительственным учреждениям, связанным с национальной безопасностью. С 1953 г. Совет приступил к разработке плана реорганизации Пентагона и вооруженных сил США. Программа реорганизации, получившая позже название «New Look», предусматривала создание таких вооруженных сил страны, которые, по замыслу их авторов, были бы лучшими в мире и включали в себя все достижения науки середины XX в.

5 апреля 1954 г. Совет национальной  безопасности рассматривал меморандум  Пентагона «О позиции армии», в котором говорилось, что, «если  США намерены принять участие  в наземных военных действиях  для победы в Индокитае –  в том случае, если французы  уйдут, а китайские коммунисты  не станут вмешиваться, – потребуется  семь американских дивизий или  эквивалентные вооруженные силы  с соответствующей поддержкой  с моря и с воздуха».

        В июле 1954 г. французы покинули Вьетнам, и США постарались занять место старой колониальной державы. Оставить Вьетнам вьетнамцам – такой вариант американские стратеги даже не рассматривали, хотя президент Эйзенхауэр полагал, что в случае проведения во всей стране выборов Хо Ши Мин получит 80% голосов избирателей. В июле 1954 г. политики и военные (с одной стороны, госсекретарь Даллес, с другой – генералы Редфорд и Туайнинг) активно работали над собственными вариантами разрешения вьетнамской проблемы. Предполагались высадка войск в Хайфоне, короткий марш-бросок на Ханой и операции местного значения для подавления локальных очагов сопротивления.

         Цена, которую предстояло уплатить за контроль над Индокитаем, была велика как в экономическом, так и в военном и политическом отношении.

         В    1956 г. англо-франко-израильские агрессоры совершили нападение на Египет, которое произошло незадолго до президентских выборов в США. В 1957 г. Советом национальной безопасности был разработан план поддержки мятежников в Индонезии, стремившихся свергнуть правительство Сукарно.

       В августе 1957 г. была сделана попытка спровоцировать нападение на Сирию. В июле 1958 г. пал монархический режим в Ираке, что нанесло серьезный удар по замыслам США. Говоря в целом о работе Совета национальной безопасности, основная работа СНБ концентрировалась вокруг вопросов внешней политики, нежели вокруг проблем национальной безопасности. В меньшей степени Совет помогает принимать решения по наиболее важным проблемам, которые определяют будущий курс внешней политики.

        К сентябрю 1954 г. удалось сформировать региональный блок СЕАТО – Организацию Юго-Восточного договора в составе Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Пакистана, Таиланда и Филиппин. «Холодная война» охватила огромные новые районы. Сам факт создания мощного европейско-азиатского блока под руководством США в те годы увеличивал возможности Вашингтона для удержания под своим влиянием этого самого удаленного от него региона.

        Эйзенхауэр разделял точку зрения Трумэна об основных принципах внешней политики США. Оба считали коммунизм монолитной силой, борющейся за мировое господство. Эйзенхауэр верил в то, что руководство мировым революционным процессом идет из Московского Кремля. Эйзенхауэр и государственный секретарь Джон Фостер Даллес считали, что одного «сдерживания» недостаточно, чтобы остановить советскую экспансию, – необходима более активная и решительная политика по освобождению народов от коммунистического гнета. Но это была лишь риторика, ибо Соединенные Штаты отступали, когда Советский Союз подавлял демократические движения – как, например, в Венгрии в 1956 г.

В годы президентства Эйзенхауэра внешнеполитический курс США определял государственный секретарь Джон Даллес – архитектор холодной войны. Основу оборонной стратегии США составила доктрина «массированного возмездия», предусматривавшая возможность нанесения ядерных ударов по СССР и Китаю. В годы президентства Эйзенхауэра увеличился потенциал ядерного оружия, ускорилось развитие стратегической авиации, был создан атомный подводный флот.

        Эйзенхауэр считал советских вождей одержимыми властью идеологами, которые не остановятся перед подрывной деятельностью, коррупцией, подкупом и угрозой силы, чтобы достичь своих целей. Его призыв к мирному использованию ядерной энергии, который привел в 1957 году к созданию международных органов по атомной энергии, и предложение взаимного контроля воздушного пространства «открытое небо», которое он сделал на конференции на высшем уровне в Женеве в 1955 году, должны рассматриваться, независимо от пропагандистского аспекта, как честные усилия с помощью создающих доверие мероприятий способствовать разрядке конфронтации между двумя супердержавами в атомный век. Зенитом этой политики явилась Женевская конференция на высшем уровне в 1954–55 годах. В то время, как вопрос Индокитая был урегулирован лишь поверхностно, западные державы с Советским Союзом пришли к взаимному решению вопроса политического будущего Австрии. Государственный договор от 24 июня 1955 года закончил оккупацию союзными войсками, обеспечил Австрии упорядочение рыночной экономики и гарантировал политический нейтралитет альпийской республики.

        Провал переговоров в Женеве означал продолжение холодной войны между США и СССР. В этих условиях Президент Д. Эйзенхауэр считал, что ядерное оружие является средством сдерживания и устрашения противника. США также возобновили испытания ядерного оружия – в штате Невада, на островах Тихого океана. Гонка вооружений продолжалась.

      Эйзенхауэр во внешней политике также исходил из того, что Москва будет использовать национализм народов «третьего мира» для собственных целей. В этом Великобритания и Франция, которые не хотели терять свои колонии, принимали, по его мнению, значительное участие. Президент и его важнейший советник, министр иностранных дел Даллес, были убеждены, что США морально обязаны помогать зависимым народам в их конфликтах с колониальными державами. Такие принципиальные соображения было, однако, не так просто применить в политической практике. Так, Эйзенхауэр организовал интервенцию в 1953 году в Иране против националиста, премьер-министра Мосаддыка, который хотел национализировать западные нефтяные компании, и помог приходу к власти прозападного шаха Реза Пехлеви.

        1956 год, год выборов, был отмечен драматическими событиями. В октябре Эйзенхауэр заставил Великобританию, Францию и Израиль вывести свои войска с Суэцкого канала, после того как три государства без договоренности с США выступили против президента Египетского государства Насера. Хотя Эйзенхауэр и решительно отвергал национализацию Суэцкого канала Насером, он был все-таки глубоко рассержен своевольными действиями европейских держав.

        Внешняя политика второго срока была отмечена усилением давления на мировые процессы со стороны США. Политику в отношении стран Ближнего и Среднего Востока определила «доктрина Эйзенхауэра» (1957), автором которой был Джон Даллес.

        С целью «спасения» стран Ближнего Востока от угрозы «советского коммунизма» Эйзенхауэр просил конгресс разрешить действовать по трем основным направлениям: сотрудничать с арабскими государствами «в развитии экономической силы для сохранения национальной независимости», «предпринять программы военной помощи и сотрудничества» и, самое важное, использовать «вооруженные силы Соединенных Штатов, чтобы обеспечить и защитить территориальную целостность и политическую независимость» ближневосточных стран».

       «Доктрина Эйзенхауэра» была призвана сыграть важную роль в осуществлении антисоветских планов даллесовской дипломатии «окружения» и оказания военного давления на СССР. Согласно этой доктрине, любая страна может запросить экономическую или военную помощь у США, если она подвергается военной агрессии со стороны другого государства. В условиях конфликта между Израилем и арабским миром СССР оказывал военную и экономическую поддержку арабским странам, привлекая тем самым их на свою сторону в глобальном противостоянии двух сверх держав. Доктрина Эйзенхауэра предусматривала мощную военно-экономическую помощь тем арабским странам, которые будут твердо придерживаться антисоциалистического и прозападного курса. 9 марта 1957 положения доктрины были одобрены Конгрессом США, который выделил на ее осуществление 200 млн. долларов. Кроме того, конгресс разрешил президенту отправлять вооруженные силы на помощь антикоммунистическим правительствам ближневосточных стран. Часто доктрина Эйзенхауэра трактуется как оказание военно-экономической помощи любой стране «свободного мира». Американское правительство стремилось расширить цепь своих военных баз по всему миру, выступило инициатором создания военных блоков СЕНТО и СЕАТО. В 1958 г. американские войска осуществили интервенцию в Ливан.

Информация о работе Внешняя политика США после второй мировой войны