Внешняя политика ссср 1922-1941год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Внешнюю политику СССР в 1922 – 1941 гг. определяли два противоречивших один другому принципа. Первый принцип признавал необходимость выхода из внешнеполитической изоляции, укрепления позиций страны на международной арене, налаживания взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами. Второй принцип следовал традиционной для большевизма доктрине мировой коммунистической революции и требовал максимально активно поддерживать революционное движение в других странах. Реализацией первого принципа занимались преимущественно органы комиссариата иностранных дел, второго — структуры III Интернационала (Коминтерна, создан в 1919г.). На первом направлении в 20-е гг. было достигнуто многое. В 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, до революции входившими в состав Российской империи).

Содержание

Введение 2
1. Дипломатия СССР 1922 – 1941 гг. 4
2. Участие СССР в Лиге Наций. 7
3. СССР и создание системы коллективной безопасности. Пакт о нейтралитете с Японией. 9
Заключение 13
Литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

юляТЕМА 35 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР 1922-1941ГОД.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

1. Дипломатия  СССР 1922 – 1941 гг. 4

2. Участие  СССР в Лиге Наций. 7

3. СССР  и создание системы коллективной  безопасности. Пакт о нейтралитете  с Японией. 9

Заключение 13

Литература 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешнюю политику СССР в 1922 – 1941 гг. определяли два противоречивших  один другому принципа. Первый принцип  признавал необходимость выхода из внешнеполитической изоляции, укрепления позиций страны на международной  арене, налаживания взаимовыгодных торгово-экономических отношений  с другими государствами. Второй принцип следовал традиционной для  большевизма доктрине мировой коммунистической революции и требовал максимально  активно поддерживать революционное  движение в других странах. Реализацией  первого принципа занимались преимущественно  органы комиссариата иностранных дел, второго — структуры III Интернационала (Коминтерна, создан в 1919г.). На первом направлении в 20-е гг. было достигнуто многое. В 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, до революции входившими в состав Российской империи). С 1921 г. началось заключение торгово-экономических соглашений с Англией, Германий, Норвегией, Италией и др. В 1922 г. впервые в послереволюционные годы Советская Россия приняла участие в международной конференции в Генуе. Главный вопрос, по которому развернулась борьба, был связан с урегулированием долгов России европейским странам. Генуэзская конференция не принесла никаких результатов, но в дни ее работы Россия и Германия подписали Рапалльский договор о восстановлении дипломатических отношений и торговом сотрудничестве. С этого момента советско-германские отношения приобрели особый характер: Германия, проигравшая Первую мировую войну и по условиям Версальского договора низведенная до положения второсортной европейской страны, нуждалась в союзниках. Россия, в свою очередь, получила серьезную поддержку в борьбе за преодоление международной изоляции. Переломными в этом смысле стали 1924— 1925 гг. СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др. Наиболее интенсивно вплоть до 1933 г. продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США (хотя США официально признали СССР лишь в 1933 г.). Курс на мирное сосуществование (этот термин, как считают, впервые употребил нарком иностранных дел Г. В. Чичерин) соседствовал с попытками возжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех самых странах, с которыми с таким трудом устанавливались взаимовыгодные отношения. Примеров немало. В 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии. В 1921—1927гг. СССР самым непосредственным образом участвовал в создании Коммунистической партии Китая, в развитии китайской революции (вплоть до направления в страну военных советников во главе с маршалом В. К. Блюхером). В 1926 г. по линии профсоюзов была оказана финансовая помощь бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927). Существенные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г. В руководстве ВКП(б) возобладала точка зрения И. В. Сталина о построении социализма в отдельно взятой стране. Она отводила мировой революции подчиненную роль. Отныне деятельность Коминтерна была жестко подчинена основной внешнеполитической линии, которую проводил СССР. В 1933 г. международная обстановка изменилась. К власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с А. Гитлером. Германия взяла курс на слом версальской системы, военное строительство, подготовку к войне в Европе. СССР оказался перед выбором: либо сохранять верность традиционно дружеской политике в отношении Германии, либо искать способы изолировать не скрывавшую агрессивные устремления Германию.

До 1939 г. советская внешняя политика имела в целом антигерманский характер и была направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе

 

1. Дипломатия СССР 1922 – 1941 гг.

 

В этот период РСФСР, так  же как и образовавшиеся на территории бывшей Российской империи УССР, БССР и ЗСФСР, вела свои внешние сношения самостоятельно. Ко времени образования  СССР 30 декабря 1922 г. она имела дипломатические отношения с Афганистаном, Германией, Персией, Монголией, Польшей, Турцией и Финляндией. Шесть государств, признавших РСФСР де-факто, имели в России представительства различного характера: Норвегия, Австрия и Чехословакия - полномочных представителей, Китай - специального делегата. Италия - председателя торговой делегации и Англия - официального агента, возглавлявшего торговую миссию.

Для официальных советских  представителей за рубежом декретом СНК РСФСР от 4 июня 1918 г. было введено наименование «полномочный представитель» (полпред), причем в его верительных грамотах указывалось, к какому дипломатическому классу - посла или посланника - он относится. К концу 1921 г. в центральном аппарате, в советских республиках и за рубежом работало три с половиной тысячи сотрудников НКИД.

В 1919-1920 гг. странами Антанты (Англия и Франция), а также США, Японией и Италией под предлогом  того, что наличие советской власти угрожает существованию созданной  ими версальской системы, формально  завершившей войну 1914- 1918 гг., была начата вооруженная интервенция против России, которая сопровождалась попытками  ее политической изоляции. В марте  1919 г. представителем НКИД в США был назначен Ф.Ф. Мартене. передавший в госдепартамент свои верительные грамоты и меморандум, в котором выражалась готовность установить дружественные отношения между РСФСР и США. Госдепартамент не дал ответа на меморандум, отметив в одном из своих документов, что отказывается признать советское правительство и его представителя. Мартенсу было предложено выехать в Москву.

УССР, БССР и ЗСФСР обычно поддерживали отношения с другими  странами через представителей РСФСР. Но имелись и самостоятельные  представительства: Армении - в Турции и Иране, Азербайджана - в Турции, Украины - в Германии, Польше. Чехословакии и Австрии.

30 декабря 1922 г. на Первом съезде Советов СССР представители РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР утвердили Декларацию и Договор об образовании СССР. 31 января 1924 г. Вторым съездом Советов была принята первая союзная Конституция, законодательно оформившая новое государственное образование. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская и Туркменская республики. В 1929 г. была образована Таджикская ССР.

16 июля в Харькове и  21 декабря 1923 г. в Тбилиси и Москве союзные республики нотифицировали иностранным представительствам передачу своих внешних сношений Союзу ССР. НКИД союзных республик были преобразованы в Управления уполномоченных НКИД СССР. 23 июля 1923 г. СССР нотифицировал иностранным представителям в Москве о принятии Союзом ССР ведения внешних сношений союзных республик и о закрытии дипломатических представительств отдельных союзных республик за границей. В тот же день НКИД РСФСР был преобразован в общесоюзный комиссариат, и уполномоченные НКИД СССР были учреждены при СНК РСФСР. ЬССР, УССР и ЗСФСР: в 1925 г. - при СНК Узбекской ССР и Туркменской ССР. в 1929 г.- при СНК Таджикской ССР. Уполномоченный НКИД назначался СНК СССР. В обязанности уполномоченных входили: поддержание связи между НКИД СССР и правительством данной союзной республики, контроль за исполнением органами союзной республики договоров и соглашений, заключенных СССР с иностранными государствами, и законодательства, касающегося иностранных государств на территории СССР, а также руководство органами НКИД и поддержание связей с иностранными представителями на территории союзной республики.

Постепенно удалось ликвидировать  международную изоляцию страны: в  1924 г. были установлены дипломатические отношения с Англией. Францией и Италией, в 1925 г. - с Японией, а также с целым рядом других государств.

В целях расширения и укрепления сотрудничества с другими государствами 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР предоставил союзным республикам право непосредственных сношений с иностранными государствами. Народный комиссариат иностранных дел СССР был преобразован из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат, и в союзных республиках стали создаваться свои ведомства иностранных дел. 15 марта 1946 г. НКИД СССР был преобразован в Министерство иностранных дел СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Участие СССР  в Лиге Наций.

 

Ли́га На́ций (англ. League of Nations, фр. Société des Nations, исп. Sociedad de Naciones) — международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919—20 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году.

В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах  резкий протест во многих странах, которые  обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок  товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного  труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из  крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР.

Коррективы советской  внешнеторговой политики и приход к  власти летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э.Эррио положили начало укреплению международного положения СССР. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республикой. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношения. Нормализация советско-американских отношений стала главным успехом внешней политики СССР 1930-х годов. В 1933-1935 гг. дипломатические отношения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира.

В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета. Не мировая революция, а всемирное разоружение - такова была первая крупная внешнеполитическая инициатива сталинского руководства на международной арене.

 

 

 

 

 

 

3. СССР и создание  системы коллективной безопасности. Пакт о нейтралитете с Японией.

 

 

Переговоры о Восточном  пакте (1933-1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального  соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских  государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция  настояла, чтобы участниками пакта  стали не только СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и  Финляндия, но и Германия; сама же она  стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим. Однако переговоры зашли в тупик и  фактически были свернуты из-за решительного возражения против пакта Германии и  Польши. Косвенным результатом переговоров  явились два договора о взаимопомощи, заключенные СССР с Францией и  Чехословакией в 1935 г. При этом договор с Чехословакией содержал существенную оговорку, согласно которой обязательства о взаимопомощи действовали лишь при оказании одновременной помощи стороне-жертве нападения со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность СССР по оказанию ей помощи в случае нападения агрессора.

Переговоры о Тихоокеанском  пакте (1933-1937 гг.), которые СССР, вел  с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском  регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф.Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США. В июле 1937 г. Япония напала на Китай. В Азии началась затяжная воина. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов японской авиации.

Пакт о нейтралитете между СССР и Японией — советско-японский договор о взаимном нейтралитете, подписанный в Москве 13 апреля 1941, через два года после пограничного конфликта на реке Халхин-гол. Был нарушен СССР 9 августа 1945 года после начала Советско-японской войны.

Подписанию предшествовала беседа между Мацуокой и Сталиным 12 апреля, когда было достигнуто согласие по ряду спорных вопросов (например, о Северном Сахалине и японских концессиях). Япония отказалась от требования продать ей Северный Сахалин в обмен на обещание поставки 100 тыс. тонн нефти.

Информация о работе Внешняя политика ссср 1922-1941год