Внутренняя и внешняя политика Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Россия начала XIX века представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной, промышленное развитие которой отставало от уровня стран Западной Европы.
По политическому устройству Россия была самодержавно-бюрократической монархией. Неограниченный самодержец-император опирался при управлении на мощный слой чиновников, средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.
Промышленность России была развита неравномерно.

Содержание

Введение ……………………………….................................. 3
Основная часть
Часть 1. Внутренняя политика Александра I ....……….. 5
Часть 2. Внешняя политика Александра I………………14
Заключение …………………………………………………..27
Список литературы …………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

александр 1.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Введение ………………………………..................................  3
  1. Основная часть

Часть 1.  Внутренняя политика Александра I ....……….. 5

Часть 2.  Внешняя политика Александра I………………14

  1. Заключение …………………………………………………..27
  1. Список литературы …………………………………………28

Введение.

Россия начала XIX века представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной, промышленное развитие которой отставало от уровня стран Западной Европы.

По политическому  устройству Россия была самодержавно-бюрократической монархией. Неограниченный самодержец-император опирался при управлении на мощный слой чиновников, средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.

Промышленность  России была развита  неравномерно. В промышленном отношении наиболее развитыми были западные и столичные  регионы. В целом промышленное развитие России отставало от уровня Западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине XIX столетия, в то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.

 Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. С воцарением Александра I члены Негласного Комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.

  Двойственность политики во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 — 1825 гг. Зимний дворец впервые попытался решить проблемы смягчения крепостного права и политического режима в стране. Во всяком случае, император и узкий круг его доверенных лиц несколько раз принимались за выработку подходов к этим проблемам.

Однако планы  реформ, разработанные в «верхах», так и остались на бумаге. Вообще время правления Александра I — это время нереализованных планов, способных, в случае их осуществления, серьезно изменить историю России. Отсутствие широкой общественной поддержки, нерешительность императора, его попытки соединить несоединимое привели к тому, что реальная политика правительства оказалась традиционно ориентированной на сохранение привилегий дворянства, абсолютной власти монарха, бесправия населения России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Внутренняя политика Александра I

 Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой — он впитал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора по этому и другим поводам судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии. Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой или так и не выбрав того, с кем он мог бы говорить откровенно. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора. В заговор против Павла Александр был втянут 
обстоятельствами — подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство отца само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено. Именно с этих пор он чувствовал себя в Петербурге под  давлением и надзором высших бюрократических и гвардейских сфер и ощущал себя свободным вне столицы, а еще лучше - вне России. Александр I неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание попасть в анналы истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что поневоле отталкивали от него серьезных реформаторов. Первые мероприятия молодого императора были вполне естественны и не вызывали никакого противодействия. Он отменил запрет на выезд за границу, снял ограничения на европейскую одежду и литературу, возвратил на службу офицеров и чиновников, пострадавших при Павле. Не желая зависеть ни от екатерининских вельмож, ни от гатчинских служак, Александр I встал во главе кружка «молодых друзей», или Негласного комитета, в который вошли его старые знакомые — князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев, люди, имевшие политический опыт и придерживавшиеся умеренно-либеральных взглядов. «Молодые друзья» собирались регулярно с 1801 по 1803 г. и, хотя не имели определенной программы действий, обсуждали основные направления и методы проведения реформ, главными из которых были признаны мероприятия в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти.

Из написанного  Строгановым «Наброска Конституции» ясно, что Негласный комитет не собирался в ближайшем будущем ни освобождать крестьян, ни вводить гражданские свободы. Эти шаги считались делом будущего, а пока шел поиск союзников и намечался ряд административных преобразований. Что касается союзников молодых реформаторов, то здесь, с их точки зрения, были возможны два варианта: либо опираться на дворянское общество и с помощью его проводить преобразования, либо опираться лишь на силу бюрократического аппарата. В начале правления Александр I, видимо, надеялся совмещать оба метода. Во всяком случае, для воспитания прогрессивного общественного мнения с 1804 г. была расширена и упорядочена система высших и средних органов образования. Одновременно с этим занялись реорганизацией органов власти.

Изменение высших органов власти: проекты и реалии. На заседаниях кружка «молодых друзей» поднимался вопрос об изменении функции Сената. Записка о его реформе была составлена П. В. Завадовским, который предлагал предоставить Сенату право контролировать все учреждения империи, делать представления царю по поводу законов и т. п. Еще более радикальными были проекты Воронцова, Мордвинова и Державина, в которых предлагалось превратить Сенат в подобие дворянско-конституционного учреждения, что должно было, по их мнению, оградить общество от деспотизма самодержца. Александру I и «молодым друзьям» удалось прекратить разговоры о превращении Сената в орган, обладающий реальной властью, ведь монарх не был готов к этому.

В конце XVIII —  начале XIX в. коллегии как центральные органы управления перестают удовлетворять верховную власть. Коллегиальный принцип деятельности, их традиционная неповоротливость приходят в противоречие как с желанием самодержцев добиться большей централизации управления страной, так и с попытками верховной власти легко маневрировать, быстро менять курс по своему желанию.

Сама идея министерств возникла при Павле, и указ 1802 г. лишь придал ей юридическую силу. Согласно ему было образовано 8 (чуть позже —11) министерств с четко разграниченными функциями. Министры имели право личного доклада царю, который и утверждал их мероприятия. «Молодые друзья» Александра I были назначены на ведущие посты во вновь образованные министерства и должны были начать проводить идеи Негласного комитета в жизнь.

Проекты Сперанского. После того как в 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились, ближайшим советником царя становится Михаил Михайлович Сперанский. Сын сельского священника, Сперанский готовился к духовной карьере. После окончания Петербургской духовной семинарии он остался в ней в качестве преподавателя. Однако судьбу обмануть не удалось, и будущая «звезда российской бюрократии» оказался домашним секретарем генерал-прокурора А. Б. Куракина. Здесь таланты Сперанского проявились в полной мере: за 4,5 года он стал действительным статским советником, т. е. достиг чина, соответствующего генеральскому. Работая в канцелярии генерал-прокурора, Сперанский обратил на себя внимание императора и, перейдя к нему на службу, стал вскоре государственным секретарем. Удачный момент начала карьеры, совпав с талантом, возносит Сперанского к самому подножию трона, делает его доверенным лицом Александра I.

В 1808 г. Сперанский представил царю записку, в которой  изложил свой взгляд на систему и  соотношение государственных органов. В ней он выступал сторонником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом объявлялась Государственная дума, состоявшая из депутатов губернских дум, которая руководила деятельностью сети волостных, окружных и губернских дум, избиравшихся государственными крестьянами и земельными собственниками. Высшей исполнительной властью обладал император, в качестве совещательного органа при нем учреждался Государственный совет. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию империи. Проект Сперанского не являлся конституцией в полном смысле этого слова, так как император имел право решающего голоса во всех органах империи. Все же проект был первым шагом к ограничению абсолютной монархии и участию в решении политических вопросов представителей различных слоев населения.

Из всего  задуманного Сперанским был учрежден в 1810 г. лишь Государственный совет, и далеко не с теми функциями, которыми наделял его реформатор. Крутой поворот, вскоре происшедший в жизни Сперанского, связан не только с планами преобразований государственных органов, но и ненавистью, завистью придворных кругов к реформатору-поповичу. Последней каплей в этой неравной борьбе стал указ, подготовленный Сперанским в 1809 г., согласно которому придворные чины превращались лишь в почетное звание, не приносившее жалованья. Кроме того, теперь чины коллежского асессора и статского советника давались только после сдачи серьезного экзамена. В результате придворной интриги Сперанский в 1812 г. был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона и сослан.

Политика правительства Александра I в 1816—1825 гг. Очередной, и едва ли не последней, попыткой Александра I приступить к реформам можно считать 1816—1820 гг., когда шла строго секретная работа над проектом российской конституции. Она рассматривалась императором и как акт, делавший страну более цивилизованным европейским государством, и как документ, который должен был вознаградить дворянство за потерю им прав на крестьянство.

К 1820 г. в канцелярии эмиссара императора в Варшаве Н. Н. Новосильцева, бывшего в свое время членом Негласного комитета, был подготовлен проект российской конституционной хартии (Уставная грамота). Согласно ему, высшей законодательной властью в стране оставался монарх, который отныне разделял ее с неким органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Исполнительная власть вручалась Государственному совету, который состоял из Общего собрания и Комитета министров. Кроме того, подданные России получали свободу личности, собственности и печати. Этим проектом реформаторские усилия Александра I были исчерпаны.

После окончания войн с  Наполеоном рядом с Александром I все чаще возникает фигура А. А. Аракчеева. Алексей Андреевич происходил из мелкопоместных псковских дворян и с большим трудом поступил в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус. Здесь он проявил себя как блестящий математик и по окончании корпуса был оставлен в нем преподавателем. Тогда же начала проявляться сверхъестественная приверженность Аракчеева к уставу и внешнему армейскому порядку.

Когда наследнику престола Павлу Петровичу потребовался командир для его гатчинской артиллерии, то никого лучше молодого преподавателя кадетского корпуса найти не смогли. В Гатчине его строгость, знание уставов, педантичность пришлись весьма кстати. Вскоре он становится не только командующим артиллерией, но и гатчинским генерал-губернатором. После убийства Павла Аракчеев был взят на службу новым императором. Во время войн с Наполеоном он в боевых действиях не участвовал и никаких лавров не снискал. Отметим, однако, что по инициативе и при непосредственном участии Аракчеева была технически и организационно преобразована русская артиллерия, которая вскоре станет одной из лучших в мире.

Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. часто называют аракчеевщиной. Однако такое название отражает, и то не бесспорно, чисто внешнее ощущение от того периода. Аракчеев никогда не был и не мог быть «злым гением» Александра I, человеком, имевшим решающий голос при принятии того или иного решения. Он всегда являлся нерассуждающим исполнителем замыслов императора, пунктуальным и незаменимым помощником последнего.

Если вообще можно говорить о периоде аракчеевщины, то он наступает  с 1821—1822 гг., когда Александр!, разочаровавшись во всех своих начинаниях, окончательно отдалился от дел. В такой ситуации управление страной легло на Комитет министров, а точнее, на Аракчеева, в канцелярии которого составлялись еженедельные выжимки для императора из министерских докладов. Обстоятельства, и ничего более, сделали Аракчеева теневым премьер-министром России.

  Аграрный вопрос. В экономической и социальной областях, как и в политике, правительство являлось ведущей силой и жестко диктовало условия развития экономики и правила существования сословий в стране. В 1801 г. был издан указ, разрешавший людям недворянского звания покупку незаселенных земель. Он свидетельствовал о начале процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения.

В 1803 г. появился Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать своих крепостных на волю без земли. Результаты этого указа были более чем скромные, к 1855 г. по нему освободилось лишь 40 тысяч человек. Правда, Зимний дворец вряд ли рассчитывал на большее, он, скорее, пытался этим указом провести разведку настроения дворянства, его отношения к проблеме отмены крепостничества. В 1804 г. император утвердил проект аграрной реформы в Прибалтике, разработанный комитетом «По улучшению быта остзейских крестьян». Согласно ему, крестьяне объявлялись владельцами своих земельных наделов, а размеры их повинностей в пользу помещиков фиксировались в специальных договорах. Императорский указ не решил аграрного вопроса в Прибалтике, и после наполеоновских войн правительству пришлось вернуться к нему снова. Законы 1816—1819 гг. предоставили крестьянам личную свободу, но лишили их земли, оставив последнюю в собственности помещиков и заставив крестьян арендовать пашню.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Александра I