Внутренняя и внешняя политика Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Александр II вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Освободитель – в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года. Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля», 1 марта 1881 года.

Содержание

1. Александр II……………………………………………………………………3
2. Реформы Александра II.………………………………………………………4
2.1. Отмена крепостного права 1861 года:
2.1.1. Предыстория…………………………………………………………5
2.1.2. Основные положения крестьянской реформы…………………….6
2.1.3. Итоги крестьянской реформы………………………………………7
3. Реформа самоуправления:
3.1. Земская реформа 1 января 1864 года………………………………….....9
3.2. Городская реформа 1870 года…………………………………………..10
4. Судебная реформа. Судебный устав 1864 года…………………………….11
5. Военная реформа (Милютинские военные реформы)……………………..12
6. Реформа образования………………………………………………………...16
7. Прочие реформы……………………………………………………………...17
8. Реформа самодержавия………………………………………………………18
9. Внешняя политика……………………………………………………………19
10. Итоги царствования………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Внутренняя и внешняя политика Александра II.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Торгово-Экономический Институт

Кафедра Гуманитарных наук

 

 

РЕФЕРАТ

По Истории России

 

Тема: Внутренняя и Внешняя политика Александра II

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:     Федорченко В.И.

Студент:    ГД-13-2 Степанова А. В.

 

 

Красноярск 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Александр II……………………………………………………………………3
  2. Реформы Александра II.………………………………………………………4
    1. Отмена крепостного права 1861 года:
      1. Предыстория…………………………………………………………5
      2. Основные положения крестьянской реформы…………………….6
      3. Итоги крестьянской реформы………………………………………7
  3. Реформа самоуправления:
    1. Земская реформа 1 января 1864 года………………………………….....9
    2. Городская реформа 1870 года…………………………………………..10
  4. Судебная реформа. Судебный устав 1864 года…………………………….11
  5. Военная реформа (Милютинские военные реформы)……………………..12
  6. Реформа образования………………………………………………………...16
  7. Прочие реформы……………………………………………………………...17
  8. Реформа самодержавия………………………………………………………18
  9. Внешняя политика……………………………………………………………19
  10. Итоги царствования………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Александр II

Родился 17 апреля 1818 года в архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле. Всероссийский император, царь польский и великий князь финляндский (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Освободитель – в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года. Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля», 1 марта 1881 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы Александра II

Либеральные реформы Александра II, несмотря на их противоречивость и непоследовательность, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Отмена крепостного  права

2.1.1 Предыстория

Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах. В течение царствование Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия дворянства. В 1850-е годы усилились восстания крестьян, поэтому новое правительство, сформированное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса.

Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу, теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам, что во многом предопределило результаты аграрной реформы.

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем – права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками.

В декабре 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 года Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 году в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности.

 

2.1.2 Основные положения  крестьянской реформы

19 февраля 1861 года в Петербурге  Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основной акт – «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временно обязанными»;
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел;
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет;
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 года, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
  • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком – полевого надела, до осуществления этого они именовались временно обязанными крестьянами, до конца царствования Александра II в эту категорию попали 85% бывших крепостных.
  • Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп, который в отличие от выкупа земли бывшими крепостными крестьянами, осуществлялся в соответствии с рыночными ценами на землю.

 

2.1.3 Итоги крестьянской  реформы

Вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян.

Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского» «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянам земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников.

Еще одним результатом реформы 1861 года стало появление отрезков – части земель, составлявших в среднем около 20%, которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказавшихся в ведении помещиков и не подлежащих выкупу. «Отрезав у крестьян, по Положению 19 февраля, земли, для те абсолютно необходимые, - писал М. Н. Покровский, - луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу, с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определенное количество десятин».

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д.). Крестьянство, недовольное условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями.

Крестьянская реформа 1861 года положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 по 1880 год уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформа самоуправления
    1. Земская реформа 1 января 1864 года

Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям – уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Так, в составе уездных гласных в 1865-1867 годах крестьяне составляли 38%, в то время как дворяне – 42%, а вместе с духовными лицами и купцами – 59%. В составе губернских гласных крестьяне составляли 11%, дворяне и чиновники – 74%, а вместе с духовными лицами и купцами – 89%. Примерно такой же состав сохранялся в последующие 25 лет, при некотором увеличении в уездных земствах роли купцов и «кулаков», выделившихся из крестьян. Избирались сроком на 4 года.

Земства занимались вопросами местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность.

Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло из земских губернских собраний (законодательная власть) и земских управ (исполнительная власть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Городская реформа 1870 года

Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшие после завершения реформы самоуправления дискриминационный характер. Так, если еще в 1868 году крестьянская и помещичья земля облагалась местными налогами примерно одинаково, то уже в 1870-е годы местные налоги, взимаемы с десятины крестьянской земли, в два-четыре раза превышали налоги, взимаемые с десятины земли помещичьей. В дальнейшем в земствах распространилась практика порки крестьян за различные провинности (что ранее было в основном прерогативой самих помещиков). Таким образом, самоуправление при отсутствии реального равенства сословий и при поражении в политических правах большинства населения страны привело к усилению дискриминации низших сословий высшими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Судебная реформа. Судебный устав 1864 года.

Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества – для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общими судебными инстанциями.

Информация о работе Внутренняя и внешняя политика Александра II