Внутренняя политика Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:03, доклад

Краткое описание

Александр III решительно отверг проекты реформ, уволил в отставку Лорис-Меликова и других либералов. 25 апреля 1881 г. был издан Манифест, провозгласивший, что царь будет действовать "с верою в силу и истину самодержавной власти".
В августе 1881 г. для борьбы с революционным движением царь издал "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и обще

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренняя политика Александра III.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

  Нисходящая  линия революции (1906 - 3 июня 1907 г.) - власти берут инициативу в свои руки. Весной принимаются «Основные государственные  законы», закрепляющие изменение политической системы (Россия трансформируется в  «думскую» монархию), проводятся выборы в I и II Государственные думы. Но диалог власти с обществом оказался малопродуктивным. Дума фактически не получила законодательных  полномочий.

  3 июня 1907 г. с роспуском П Думы и изданием нового избирательного закона революция заканчивается.

  Революция заставила Николая II подписать 17 октября  Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший:

  • дарование свободы слова, совести, собраний и союзов
  • привлечение к выборам широких слоев населения
  • обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов

  В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие  требования и пути политического  преобразования существующего строя  и участвующие в выборах в  Думу, Манифест положил начало складыванию  парламентаризма в России. Это  был новый шаг по пути превращения  феодальной монархии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения государственных вопросов, необходимость направлять в Совет министров различные запросы, делать попытки объявлять недоверие правительству. Следующим шагом стало изменение закона о выборах. По новому закону от декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные курии: от помещиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, батраки и некоторые «инородцы». Правительство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе. Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет. По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться. В компетенции Думы должны были находиться вопросы, требующие законодательного решения: государственная роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по использованию государственной росписи; дела по отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях. Государственная дума имела право запроса в правительство по поводу незаконных действий, допущенных министрами или главными управляющими. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

  19 октября 1905 г. был опубликован  указ о мерах, направленных  на укрепление единства в деятельности  министерств и главных управлений. В соответствии с указом был  реорганизован Совет министров,  на который теперь возлагались  руководство и объединение действий  главных начальников ведомств  по вопросам управления и законодательства.

Значение  революции

  • революция изменила политическую ситуацию России: появились конституционные документы (Манифест 17 октября и «Основные государственные законы», был образован первый парламент - Государственная дума, изменились состав и функции Государственного совета, сформировались легальные политические партии и профсоюзы, получила развитие демократическая пресса)
  • достигнуто некоторое ограничение самодержавия (временное), хотя , остались возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти
  • изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и политические партии (временно)
  • буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны
  • улучшилось материально-правовое положение трудящихся: в ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня
  • крестьяне добились отмены выкупных платежей
  • в ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне
  • революция изменила морально-психологическую обстановку в стране: пошли на убыль царистские иллюзии в деревне, волнения охватили часть армии и флота, массы ощутили себя субъектами истории, революционные силы накопили значительный опыт борьбы, в том числе осознали действенную роль насилия

Итог

  Окончание революции привело к становлению  временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз  взять ситуацию под контроль и  подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила  всех своих задач, она осталась незавершенной.

  1. Реформы Столыпина

Свои  реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром  до самой смерти 5 сентября, наступившей  от пуль убийц.

Аграрная  реформа

Кратко  говоря, основной целью аграрной реформы  Столыпина было создание широкой  прослойки богатых крестьян. В  отличие от реформы 1861 года, упор делался  на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма  сковывала инициативность работящих  крестьян, а теперь, освободившись  от общины и не оглядываясь на «убогих  и пьяных», они могли резко  увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий  надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать  укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли.  Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи  сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически  просто. Например, проведение земской  реформы в западных губерниях, исторически  зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения  белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор  в Госсовете, который поддерживал  шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала  работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма  рабочих, страховании несчастных случаев  и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.  К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный  вопрос

Столыпин  прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной  стране, как Россия. Он был сторонником  объединения, а не разобщения народов  страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое  бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой  они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.


Информация о работе Внутренняя политика Александра III