Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:17, контрольная работа
1.Революционная ситуация 1859-1861гг.
2. Отмена крепостного права 1861 г.
1.Революционная ситуация 1859—1861 гг. |
Обострение общего кризиса
крепостничества, углубление и рост
социальных противоречий, особенно усилившихся
после поражения царизма в
Крымской войне, показавшей гнилость политического
режима и технико-экономическую
отсталость крепостнического государства,
оказали сильное влияние на общественную
и политическую жизнь России. 1) Кризис «верхов», т. е.
невозможность для 2) «Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»; 3) «Значительное усиление
революционной активности масс» |
2.ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Предпосылки реформы. Аграрно-крестьянский вопрос к середине
XIX в. стал острейшей
социально-политической
Среди европейских государств крепостное право оставалось только в
ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие.
Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями
(природой) российского самодержавия, которое с момента образования
Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключи-
тельно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
Многие государственные и общественные деятели понимали, что
крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых го-
сударств. В конце XVIII - середине XIX в. российская общественность
постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом гово-
рили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767-1768 гг. (И. Чу-
пров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов, Г. Коробьин), просветители (Н.Й. Но-
виков, С.Е. Десницкий), А.Н. Радшцев, первые русские революционе-
ры - декабристы, либералы (славянофилы и западники), а также ради-
кально настроенные общественные деятели. Создавались различные
проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.
Даже правительство и консервативные круги не оставались в сторо-
не от понимания необходимости решения крестьянского вопроса
(вспомним проекты М.М.
Сперанского, Н.Н.
ность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных
крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян
1837-1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное
право, дать помещикам положительный пример управления крестьяна-
ми, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективны-
ми из-за сопротивления крепостников.
К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостниче-
ской системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя
экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных
крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство,
которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку по-
мещиков.
Объективно крепостничество мешало также индустриальной модер-
низации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной
рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, по-
вышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и
тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом анти-
крепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были
довольно слабыми. В условиях попипейско-бюрократической системы,
созданной при Николае I, они яе могли вылиться в широкие крестьян-
ские движения, потрясавшие Россию в XVII-XVIII вв. В середине XIX в.
недовольство крестьян своим положением выражалось в разных фор-
мах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побега,
поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с
нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. кре-
стьян Грузии в 1857 г.
Народное движение не могло не влиять на позицию правительства,
которое понимало, что крепостное состояние крестьян - это "пороховой
погреб под государством". Император Николай I в речи на заседании
Государственного совета весной 1842 г. признал: "Нет сомнения, что
крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех
ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы де-
лом еще более губительным". В этом высказывании содержится вся
суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание
несовершенства существующей системы, а с другой — справедливая
боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному
краху.
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной полити-
ческой предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемон-
стрировало отсталость и гнилость социально-политической системы
страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитиче-
ская ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного
авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не
только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким
примером служит изменение политических взглядов М.ПЛогодина, ко-
торый в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской вой-
ны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической
системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах раз-
рабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности
и экономической невыгодности
крепостного состояния
большую известность приобрела "Записка об освобождении крестьян",
составленная юристом и историком К.Д. Кавелиным. Он писал: "Кре-
постное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития
России". Его план предусматривал сохранение помещичьей собственно-
сти на землю, передачу крестьянам небольших наделов, "справедливое"
вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную
народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали
А.И. Герцен в "Колоколе", Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в
журнале "Современник". Публицистические выступления представите-
лей разных общественно-политических направлений во второй половине
50-х годов постепенно
подготовили общественное
осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена поли-
тическими, экономическими, социальными и нравственными предпо-
сылками.
Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский пре-
стол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хо-
рошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил
прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт
В.А. Жуковский. Составленный им "План учения" цесаревича был на-
целен на "образование для добродетели". Нравственные принципы, зало-
женные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование лич-
ности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с
юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал "полным гене-
ралом". Путешествия по России и Европе способствовали расширению
кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государствен-
ных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет ми-
нистров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов
по крестьянскому делу. Таким образом, 37-летний император практиче-
ски и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качест-
ве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобожде-
ния крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель".
По словам умиравшею Николая I, Александр II получил "команду
не в порядке". Исход Крымской войны был ясен - Россия шла к пора-
жению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим
правлением Николая, искало причины провала его внешней поли-тки.
Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность
радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего двор-
ца задуматься о направлении своей внутренней политики.
Подготовка реформы. Впервые о необходимости освобождения кре-
стьян новый император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед
представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том,
что "лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до
того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу", означа-
ла, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости
реформирования государства. Среди них были члены императорской
фамилии (младший брат Александра Константин Николаевич, тетка
царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представи-
тели высшей бюрократии (министр внутренних дел С.С. Ланской, ис-
полняющий должность товарища министра внутренних дел Н.А. Милю-
тин, генерал Я.И. Ростовцев), общественные деятели (князь В.А. Чер-
касский, Ю.Ф. Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и
проведении реформы.
Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в тради-
ционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. "для об-
суждения мер по устройству бьпа помещичьих крестьян". Однако недо-
вольство дворянства, обеспокоенною слухами о возможной отмене кре-
постного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тор-
мозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о не-
обходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку
реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет
и генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от име-
ни лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разра-
ботке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. до-
следовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комите-
тов "по улучшению быта помещичьих крестьян". Вскоре и другие гене-
рал-губерначоры получили аналогичные распоряжения.
Рескрипт В.И. Назимову считается началом официальной истории
подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный коми-
тет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его
задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную
линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало реши-
тельное изменение характера деятельности комитета - она перестала
быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы
и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении
крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки поме-
щиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их
заняться этим вопросом, а с другой — предложило самим обеспе-
чить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен
вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господ-
ствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были
отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дво-
ряне.
В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакци-
онные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев). Они должны были