Военная подготовка населения СССР к Великой Отечественной войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Коммунистическая партия понимала, что одного сознания правоты нашего дела еще недостаточно для победы в борьбе с врагами трудящихся, она руководствовалась указанием В. И. Ленина, что для победы необходимо всему народу поголовно учиться владеть оружием {1208}.

Вложенные файлы: 1 файл

Военная подготовка населения СССР к Великой Отечественной войне.docx

— 81.79 Кб (Скачать файл)

Военная подготовка населения  СССР к Великой Отечественной  войне

Коммунистическая партия понимала, что одного сознания правоты  нашего дела еще недостаточно для  победы в борьбе с врагами трудящихся, она руководствовалась указанием  В. И. Ленина, что для победы необходимо всему народу поголовно учиться  владеть оружием {1208}.

Учитывая нарастающую  угрозу военного нападения на Советский  Союз, партия широко развернула оборонно-массовую работу. Она добивалась претворения  в жизнь требований XVIII съезда ВКП(б) о повышении уровня руководства  оборонно-массовой работой, об оказании помощи добровольным оборонным обществам  — Осоавиахиму, Красному Кресту и Красному Полумесяцу.

Состоявшиеся в 1940 г. съезды компартий союзных республик, областные  партийные конференции и пленумы  партийных комитетов поставили  перед партийными и общественными  организациями конкретные задачи по развитию оборонно-массовой работы. XV съезд Коммунистической партии Украины  потребовал от партийных организаций  не ослаблять внимания к оборонно-массовой работе, привлечь возможно большее  число трудящихся к изучению военного дела. Съезд подчеркнул важность военной  подготовки для партийного актива, указал на необходимость улучшения  деятельности массово-оборонных организаций{1209}. Пленум ЦК КП(б) Азербайджана в мае 1940 г. предложил партийным организациям республики усилить партийно-политическую и массово-воспитательную работу среди призывников, добиться, чтобы каждый из них сдал нормы на значок ГТО и овладел одной из военных специальностей {1210}.

 

«Оборона Советской страны, — говорилось в одной из передовых  статей органа ЦК ВКП(б) журнала «Большевик», — дело не только Красной Армии, это дело всего народа в целом  и каждого советского гражданина в отдельности» {1211}.

Созданные в 1939 г. при райкомах, горкомах, окружкомах, обкомах, крайкомах  и ЦК компартий союзных республик  военные отделы направляли работу военно-мобилизационных  органов, организаций местной [402] противовоздушной обороны, добровольных оборонных и  спортивных обществ, помогали им в подборе  и расстановке кадров, в обеспечении  материально-технической базы военной  подготовки, в военно-патриотическом воспитании трудящихся. По инициативе военных отделов вопросы оборонно-массовой работы стали систематически рассматриваться  партийными комитетами.

Партийные организации учились  оперативно руководить оборонной работой, находить наиболее целесообразные формы  ее организации.

Особое внимание было обращено на то, чтобы оборонно-массовая работа была пронизана глубоким патриотическим содержанием и не сводилась только к военно-технической подготовке. Партия рассматривала оборонно-массовую работу и как средство воспитания активных, сознательных строителей коммунизма, и как форму подготовки защитников завоеваний социализма.

Выступая на собрании учащихся старших классов средних школ Ленинского района г. Москвы 17 апреля 1941 г., М. И. Калинин говорил: «...современная  война требует прекрасного знания военного дела, мастерского овладения  новейшей военной техникой, огромного  напряжения физических сил, она требует  колоссального труда, она требует  выносливости и еще раз выносливости, она требует исключительной ловкости, находчивости и умения ориентироваться  в самых сложных условиях боя. Без этого теперь нельзя воевать» {1212}. Пропаганду военных знаний вели партийные и комсомольские организации, добровольные оборонные общества, Советы депутатов трудящихся, профсоюзы.

В стране были организованы тысячи кружков по изучению основ  местной противовоздушной и противохимической  обороны, ибо опыт боев в Испании  и опыт первых месяцев второй мировой  войны показал, что подготовка тыла к отражению воздушных налетов  противника и ликвидации их последствий  во многом зависит от знания и точного  выполнения населением определенных мер  защиты от воздушного и химического  нападения. За два с половиной  предвоенных года более 24 млн. советских  граждан сдали нормы на значок «Готов к ПВХО».

Широко развернулась пропаганда авиационных знаний. Центрами ее были аэроклубы, которые наряду с подготовкой  летных кадров помогали создавать летные группы, планерные и парашютные станции  на предприятиях и в колхозах, содействовали  работе кружков авиамоделистов. С  большим успехом проходили воздушные  праздники. Советская молодежь с  энтузиазмом шла в авиацию {1213}.

Все больший интерес у  молодежи вызывало военно-морское дело. На предприятиях и в учебных заведениях создавались кружки по изучению основ  военно-морского дела. В 1940 г. в стране работало 1348 кружков и 66 учебных  пунктов, где обучалось около 60 тыс. человек {1214}.

Молодежь с увлечением сдавала нормы на значок «Моряк»  и «Юный моряк». Увеличилось число  желающих поступить в военно-морские  учебные заведения; в 1940 г. в военно-морские  училища на одно место приходилось  от 6 до 10 кандидатов {1215}.

Наиболее распространенными  формами пропаганды военных знаний были лекции, доклады и беседы. Например, в 1940 г. в Белорусской ССР было проведено на оборонные темы свыше 13 тыс. лекций, докладов, бесед, которые  прослушали более 600 тыс. человек; в  Азербайджанской [403] ССР — свыше 6 тыс. лекций, докладов и киносеансов, которые посетило 435 тыс. человек {1216}. Большое распространение получили оборонные и спортивные соревнования, вечера вопросов и ответов на военные темы, экскурсии в воинские части, радиовечера по военной технике, выставки и витрины, посвященные развитию военного дела.

Важную роль в пропаганде военных знаний играла советская  печать, особенно молодежные газеты и  журналы. Конкретизируя задачи печатной пропаганды, «Правда» указывала на необходимость знакомить советскую  молодежь «с опытом современной войны» {1217}. В 1939 г. было издано 1286 различных книг на военную тему {1218}. Только оборонно-массовым издательством «Осоавиахим» в 1940 г. было выпущено 16 млн. экземпляров печатной продукции {1219}. Осоавиахим издавал массовые журналы «Ворошиловский стрелок», «Химия и оборона», «Самолет», «За рулем» и др. В 1941 г. издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет «Военную библиотечку комсомольца», куда вошли брошюры, написанные командирами Советской Армии. Они помогали молодежи овладевать основами военных знаний, знакомили ее с опытом второй мировой войны.

Быстро развивались военно-прикладные виды спорта. Согласно постановлению  Совнаркома СССР от 26 ноября 1939 г. был  принят новый спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». В него были включены такие виды спорта, как  гранатометание, штыковой бой, преодоление  полосы препятствий, фехтование, стрельба, верховая езда и рубка, лыжи, кроссы, вело- и мотоспорт, борьба, альпинизм. Перед физкультурными организациями  была поставлена задача: вовлечь как  можно больше трудящихся, особенно молодежи, в спортивные секции и  команды, заинтересовать их военно-прикладными  видами спорта.

На основе нового комплекса  ГТО были пересмотрены и пополнены  военно-прикладными упражнениями программы  учебно-спортивной работы и соревнований. Большую популярность приобрели  спортивные праздники, спартакиады, массовые кроссы. С лета 1939 г. ежегодно праздновался Всесоюзный день физкультурника, подготовка к которому проходила под лозунгом «Сегодня физкультурник — завтра боец». Опыт боевых действий в Финляндии  выявил необходимость улучшения  лыжной подготовки. В стране стало  уделяться больше внимания лыжному  спорту. Зимой 1940/41 г. в комсомольском  лыжном кроссе участвовало 5 млн. человек, в профсоюзном — 1 млн. человек, в  соревнованиях Осоавиахима — 1,8 млн. человек.

К началу Великой Отечественной  войны в стране было более 62 тыс. физкультурных коллективов, свыше 100 тыс. спортсменов-разрядников, более 3 105 тыс. спортсменов. Только за 1939 г. количество спортивных коллективов профсоюзов почти удвоилось, а число спортсменов  увеличилось на одну треть. За первую половину 1940 г. свыше 6 млн. человек сдали  нормы на значок ГТО. Значительно  больше, чем прежде, проводилось  военных походов и игр, массовых соревнований по различным военным  специальностям, показательных выступлений  членов оборонных обществ в дни  народных праздников. В масштабе района, города регулярно проводились «оборонные дни» для обучения трудящихся военному делу.

Мощным стимулом для подъема  оборонно-массовой работы явилось социалистическое соревнование. Его инициаторами стали  трудящиеся г. Ворошиловграда, предложившие в 1939 г. организовать соревнование на лучшую постановку массовой оборонной работы между Ленинградом, [404] Сталинградом и Ворошиловградом. Почин ворошиловградцев был поддержан, и соревнование охватило всю страну. На Украине развернулось широкое движение за подготовку пулеметчиков. Активную поддержку нашло предложение гомельских связистов готовить радистов для Советской Армии. Трактористы Куликовской МТС Черниговской области выступили инициаторами создания танковых экипажей запаса. Подготовка водителей танков шла по всей стране.

Особое значение придавалось  усилению оборонно-массовой работы в  средних учебных заведениях. В 1939г. по Закону о всеобщей воинской обязанности  была введена допризывная подготовка учащихся старших классов. Большой  размах получили оборонно-массовые мероприятия. В 1940 г. во Всесоюзных спортивных играх  школьников «На штурм» и «Разведчик»  приняло участие 3 млн. ребят. В школах создавались новые оборонные  кружки, команды, проводилась массовая сдача норм на военно-спортивные значки. В течение 1939/40 учебного года было создано  более 104,6 тыс. школьных военных кружков {1220}. Учащиеся изучали историю гражданской войны, биографии советских полководцев, знакомились с боевой деятельностью Советской Армии и Военно-Морского Флота. Оборонно-массовая работа среди пионеров и школьников в сочетании с начальной допризывной подготовкой давала возможность пополнять Вооруженные Силы личным составом, подготовленным к несению воинской службы.

Большая работа была проделана  по организации на предприятиях, в  учреждениях, колхозах и жилых кварталах  групп самозащиты, по созданию системы  местной противовоздушной и противохимической  обороны. Проверкой этой системы  явились VI (1939 г.) и VII (1940 г.) Всесоюзные химические соревнования, в которых  участвовали десятки тысяч групп  самообороны и постов ПВХО, а также  военно-тактические учения по борьбе с воздушными десантами противника. В течение 1940 г. на фабриках и заводах, в учреждениях, колхозах и совхозах страны было проведено более 181 тыс. занятий в противогазах, организовано более 105 тыс. походов в противогазах на 3 и 5 километров, в которых участвовало 9,2 млн. человек {1221}.

В 1940 — 1941 гг. была перестроена  деятельность Осоавиахима и других оборонных организаций. Смысл перестройки состоял в том, чтобы массовое военное обучение трудящихся приблизить к требованиям современной войны. Центральный совет Осоавиахима разработал новые программы военного обучения. Кружковая система была заменена учебными подразделениями (группы, команды, отряды). К лету 1941 г. в Осоавиахиме насчитывалось 156 тыс. учебных групп, 26 680 команд и 3500 отрядов, в которых различными военными специальностями овладевало 2 600 тыс. человек. Военные занятия были перенесены из кабинетов в поле, на стрельбища. Они проводились командирами запаса при любой погоде, в условиях, характерных для боевой обстановки. «Правда» в декабре 1940 г. писала: «Откликаясь на перестройку системы воспитания войск Красной Армии, советское юношество с большой страстностью изучает военное дело в группах, командах и отрядах Осоавиахима» {1222}.

В результате перестройки  деятельности Осоавиахима и других оборонных организаций военное обучение трудящихся заметно улучшилось. Из года в год росли ряды Осоавиахима. Если на 1 января 1939 г. в обществе было 9 056 370 человек, то на 1 января 1940 г. — 12 089337 человек, а на 1 апреля 1941 г. — 13 673 844 человека {1223}. За 1939 — 1940 гг. были созданы [405] сотни тысяч новых первичных организаций общества, особенно много их стало в колхозах. Если в 1938 г. организации Осоавиахима охватывали 25 процентов колхозов страны, то в 1939 г. — 44,8 процента и к 1 апреля 1941 г. — 53,2 процента {1224}.

В учебных подразделениях Осоавиахима трудящиеся изучали стрелковое дело, средства противовоздушной и противохимической обороны, военную тактику, топографию, приемы штыкового боя, гранатометание и др. На автоучебных пунктах юноши и девушки осваивали технику вождения машины. В группах готовились связисты, радисты, проводники служебных собак. В аэроклубах, планерных и парашютных школах, кружках авиамоделизма молодые патриоты овладевали авиационной техникой. Осоавиахим готовил кадры для армии и флота по десяткам военных специальностей.

Для массовой военной подготовки населения общество обладало необходимой  материально-технической базой. В  начале 1941 г. оно располагало 203 учебными центрами, а также 144 стрелковыми  клубами, 65 кавалерийскими клубами, 76 автомотоклубами, 76 клубами технической связи, 179 аэроклубами, 46 планерными клубами и авиашколами {1225}. На предприятиях, в совхозах и колхозах работали учебные пункты, Дома обороны.

Особое внимание уделялось  развитию стрелкового спорта. За 1939 г. Осоавиахим подготовил 2 063 256 стрелков, в том числе тысячи снайперов {1226}. В стране была развернута большая сеть стрелковых клубов, тиров, стрельбищ (одних стрелковых тиров было 10 тыс.).

В 1940 г. аэроклубы Осоавиахима выпустили более 22 578 пилотов, 14 тыс. парашютистов. В том же году Осоавиахим дал Военно-Морскому Флоту более 15 тыс. специалистов морского дела {1227}.

Большой вклад в укрепление оборонного могущества Советского государства  внес Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 3 декабря 1938 г. Союз создавал на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях и жилых домах  свои организации, развертывал широкую  сеть санитарных постов и дружин, осуществлял  массовую подготовку медицинских сестер, санитаров, дезинфекторов, проводил среди  гражданского населения просветительную  и воспитательную работу по санитарной обороне страны. Непрерывно росло  число членов общества. Если к началу 1939 г. в его рядах насчитывалось 5,7 млн. человек, то накануне Великой  Отечественной войны в нем  было более 7 млн. человек {1228}. В течение 1939 — 1940 гг. было подготовлено на курсах и в школах свыше 52 тыс. медсестер — в два раза больше, чем за предыдущие четыре года {1229}. В 1940 г. почти 1,4 млн. комсомольцев сдали зачеты по санитарной обороне {1230}.

В оборонно-массовой работе среди населения активно участвовали  партийные и комсомольские организации  Советских Вооруженных Сил. Армейские  коммунисты и комсомольцы помогали создавать оборонные кружки на предприятиях, в колхозах, учреждениях и школах, руководили их работой, проводили военные  игры, походы, принимали участие  в массово-политической работе. Это  рождало у молодежи горячее стремление [406] пройти школу армейской жизни. М. И. Калинин справедливо отмечал: «У нас идет подлинная борьба за то, чтобы попасть в армию... Я  думаю, что нет ни одного государства  в мире, даже самого патриотического, где бы такой огромный процент  населения имел в собственном  сознании яркую мысль о необходимости  идти в армию, о необходимости  бороться за неприкосновенность Советского государства» {1231}.

В дни боев с белофиннами  в городские и районные военкоматы страны поступало множество заявлений  молодых людей с просьбой направить  в ряды действующей армии. Юноши, имевшие по закону отсрочку от призыва, отказывались воспользоваться своим  правом. Молодое поколение рассматривало  службу в армии как одну из самых  почетных обязанностей.

Оборонно-массовая работа в  предвоенные годы приобрела широкий  размах. Миллионы советских граждан  с энтузиазмом осваивали военное  дело, готовясь с оружием в руках  защищать завоевания социализма. Оборонная  работа среди населения помогла  создать резерв для Вооруженных  Сил, подготовить народ к тяжелым  испытаниям войны.

* * *

Коммунистическая партия в предвидении неизбежного вооруженного столкновения с агрессором осуществляла огромную по своим масштабам идейно-воспитательную работу, сосредоточив главные усилия на укреплении морально-политического  единства советского народа, сплочении  всех наций и народностей СССР в единую трудовую семью. Главное  содержание этой работы составляло патриотическое и интернациональное воспитание трудящихся.

В предвоенные годы военно-патриотическая работа велась широким фронтом. Она  была направлена на осуществление большого и разнообразного комплекса идейно-политических и военных мероприятий. Главной  ее целью было воспитание советских  людей как патриотов, беззаветно преданных своему народу, стойких  защитников социалистической Родины, а также их военная подготовка.

Трудящиеся Советской  страны, воспитанные в духе беззаветной  преданности социалистической Родине, великому делу коммунизма, интересам  пролетариата всего мира, были готовы до последней капли крови защищать с оружием в руках завоевания социализма.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая мировая война  была подготовлена и развязана государствами  агрессивного блока во главе с  гитлеровской Германией. Ее возникновение  корнями уходило в Версальскую  систему международных отношений, основанную на диктате стран, победивших в первой мировой войне и поставивших  в унизительное положение Германию. Этим были созданы условия для развития идеи реванша. 
Германский империализм на новой материально-технической основе создал мощную военно-экономическую базу, причем содействие ему оказали западные страны. В Германии и союзных ей Италии и Японии господствовали террористические диктатуры, насаждались расизм и шовинизм. 
Завоевательная программа гитлеровского рейха была направлена на разрушение Версальского порядка, захват обширных территорий и установление господства в Европе. Для этого предусматривались ликвидация Польши, разгром Франции, вытеснение с континента Англии, овладение ресурсами Европы, а затем «поход на Восток», уничтожение Советского Союза и утверждение на его территории «нового жизненного пространства». После этого она планировала подчинить себе Африку, Ближний Восток и подготовиться к войне с США. Конечной целью было установление мирового господства «третьего рейха». Со стороны гитлеровской Германии и ее союзников война была империалистической, захватнической, несправедливой. 
Англия и Франция не были заинтересованы в войне. Они вступили в войну, исходя из стремления к ослаблению конкурентов, сохранению собственных позиций в мире. Они сделали ставку на столкновение Германии и Японии с Советским Союзом и их взаимное истощение. Действия западных держав накануне и в начале войны привели к поражению Франции, оккупации почти всей Европы, созданию угрозы независимости Великобритании. 
Расширение агрессии угрожало самостоятельности многих государств. Для народов стран, ставших жертвами захватчиков, борьба против оккупантов с самого начала приобрела освободительный, антифашистский характер. 
 
В истории второй мировой войны выделяют пять периодов: I период (1 сентября 1939 - 21 июня 1941 г.) - начало войны и вторжение немецко-фашистских войск в страны Западной Европы. II период (22 июня 1941 - 18 ноября 1942 г.) - нападение фашистской Германии на СССР, расширение масштабов войны, крах гитлеровского плана молниеносной войны. III период (19 ноября 1942 - декабрь 1943 г.) - коренной перелом в ходе войны, крушение наступательной стратегии фашистского блока. IV период (январь 1944 - 9 мая 1945 г.) - разгром фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, открытие второго фронта, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах фашистской Германии и ее безоговорочная капитуляция. Окончание Великой Отечественной войны. V период (9 мая - 2 сентября 1945 г.) - разгром империалистической Японии, освобождение народов Азии от японских оккупантов, окончание второй мировой войны. 
Уверенная в том, что Англия и Франция не окажут реальной помощи Польше, Германия напала на нее 1 сентября 1939 г. Польша стала первым государством в Европе, народ которого поднялся на защиту своего национального существования. Располагая подавляющим превосходством сил над польской армией и сосредоточив массу танков и авиации на главных участках фронта, гитлеровское командование с начала войны смогло добиться важных оперативных результатов. Незаконченность развертывания сил, отсутствие помощи со стороны союзников, слабость централизованного руководства поставили польскую армию перед катастрофой. Мужественное сопротивление польских войск под Млавой, на Бзуре, оборона Модли- на, Вестерплатта и героическая 20-дневная оборона Варшавы (8 - 28 сентября) вписали яркие страницы в историю второй мировой войны, но не смогли предотвратить поражения Польши. 28 сентября капитулировала Варшава. Польское правительство и военное командование перешли на территорию Румынии. В трагические для Польши дни войска союзников - Англии и Франции - бездействовали. 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, но никаких активных действий не предпринимали. США объявили о своем нейтралитете, рассчитывая, что военные заказы воюющих государств принесут огромные прибыли промышленникам и банкирам. 
Советское правительство, используя возможности, предоставленные «секретным дополнительным протоколом», ввело 1 7 сентября свои войска в Западную Украину и Западную 
 
Белоруссию. Советское правительство не объявило Польше войну. Оно мотивировало свое решение тем, что польское государство перестало существовать, его территория превратилась в поле для всяких неожиданностей и провокаций, и в этой ситуации необходимо взять под защиту население Западной Белоруссии и Западной Украины. По договору о дружбе и границе, подписанному СССР и Германией 28 сентября 1939 г., граница была установлена по рекам Нарев, Сан и Западный Буг. Польские земли оставались под оккупацией Германии, Украина и Белоруссия отходили к СССР.

Превосходство Германии в  силах и отсутствие помощи со стороны  Запада привели к тому, что в  конце сентября-начале октября 1939 г. были подавлены последние очаги сопротивления польских войск, но акт о капитуляции польское правительство не подписало. 
В планах Англии и Франции существенное место занимала война между Финляндией и СССР, начавшаяся в конце ноября 1939 г. Западные державы стремились превратить локальный вооруженный конфликт в начало объединенного военного похода против СССР. Неожиданное сближение СССР и Германии оставило Финляндию один на один с мощным противником. «Зимняя война», длившаяся до 12 марта 1940 г., продемонстрировала невысокую боеспособность Советской Армии и особенно низкий уровень подготовки командного состава, ослабленного сталинскими репрессиями. Лишь за счет больших человеческих жертв и явного перевеса в силах сопротивление финской армии было сломлено. По условиям мирного договора в состав территории СССР включались весь Карельский перешеек, северо-западное побережье Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе. Война значительно ухудшила отношения СССР с западными странами - Великобританией и Францией, которые планировали вмешательство в конфликт на стороне Финляндии. 
В то время, когда происходили польская кампания и советско-финляндская война, на Западном фронте царило поразительное спокойствие. Французские журналисты назвали этот период «странной войной». Явное нежелание правительственных и военных кругов западных стран обострять конфликт с Германией объяснялось рядом причин. Командование английской и французской армий по-прежнему ориентировалось на стратегию позиционной войны и надеялось на эффективность оборонительной линии Мажино, прикрывающей восточные границы Франции. 
 
Память о колоссальных потерях времен первой мировой войны также заставляла проявлять крайнюю осторожность. Наконец, многие политики этих стран рассчитывали на локализацию начавшейся войны в Восточной Европе, на готовность Германии удовлетвориться первыми победами. Иллюзорность такой позиции показало самое недалекое будущее. 
Нападение гитлеровских войск на Данию и Норвегию в апреле-мае 1940 г. привело к оккупации этих стран. Это усилило германские позиции в Атлантике и Северной Европе, приблизило базы германского флота к Великобритании. Дания капитулировала почти без борьбы, а вооруженные силы Норвегии оказали агрессору упорное сопротивление. 1 0 мая началось германское вторжение в Голландию, Бельгию, а затем через их территорию - и во Францию. Немецкие войска, обойдя укрепленную «линию Мажино» и преодолев Ардены, прорвали фронт союзников на реке Маас и вышли к побережью Ла-Манша. Английские и французские войска были прижаты к морю у Дюн- кернка. Но неожиданно немецкое наступление было приостановлено, что позволило эвакуировать английские войска на Британские острова. Гитлеровцы развернули дальнейшее наступление на Париж. 1 0 июня 1 940 г. войну англо-французской коалиции объявила Италия, стремившаяся к установлению господства в бассейне Средиземного моря. Правительство Франции предало интересы страны. Париж, объявленный открытым городом, был отдан гитлеровцам без боя. Новое правительство сформировал сторонник капитуляции - маршал Петэн, связанный с фашистами. 22 июня 1940 г. в Компьенском лесу было подписано соглашение о перемирии, означавшее капитуляцию Франции. Франция была разделена на оккупированную (северную и центральную части) и неоккупированную, где утвердился режим марионеточного правительства Петэна. Во Франции стало развиваться движение Сопротивления. В эмиграции начала действовать патриотическая организация «Свободная Франция» во главе с генералом Шарлем де Голем. 
Гитлер рассчитывал, что разгром Франции вынудит и Англию выйти из войны, ей был предложен мир. Но успехи Германии только усилили стремление англичан продолжать борьбу. 10 мая 1940 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с противником Германии У. Черчиллем. Новый правительственный кабинет предпринял экстренные меры по укреплению системы обороны. Англия должна была превратиться в «осиное гнездо» - сплошное пространство укрепленных районов, 
противотанковых и противодесантных линий, дислокации частей противовоздушной обороны. Немецкое командование действительно готовило в это время операцию по высадке на Британских островах («Зеелове» - «Морской лев»). Но ввиду явного превосходства английского флота задача по сокрушению военной мощи Великобритании была возложена на военно-воздушные силы - люфтваффе под командованием Г.Геринга. С августа по октябрь 1940 г. разгорелась «битва за Англию» - одно из самых крупных сражений в воздухе в годы второй мировой войны. Бои шли с переменным успехом, но уже к середине осени стало очевидно, что планы германского командования неосуществимы. Перенос атак на гражданские объекты, массированные бомбардировки устрашения английских городов также не дали никакого эффекта.

Стремясь укрепить сотрудничество со своими основными союзниками, Германия подписала в сентябре 1940 г. тройственный пакт о политическом и военно-экономическом  союзе с Италией и Японией, направленный против СССР, Великобритании, США. 
По мере снижения активности военных операций на западе Европы внимание германского руководства вновь сосредоточилось на восточном направлении. Вторая половина 1940-го и начало 1941 г. стали решающим временем для определения расстановки сил на континенте. Германия могла твердо рассчитывать на оккупированные территории Франции, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Польши, Чехии, а также зависимые режимы Квислинга в Норвегии, Тисо в Словакии, вишистов во Франции и «примерный протекторат» Дании. Фашистские режимы в Испании и Португалии предпочли сохранить нейтралитет, но пока это мало заботило Гитлера, вполне рассчитывавшего на лояльность диктаторов Франко и Салазара. Италия самостоятельно осуществила захват Албании и начала агрессию в Греции. Однако при помощи английских соединений греческая армия отразила наступление и даже вступила на территорию Албании. В этой ситуации многое зависело от позиции правительственных кругов стран Юго-Восточной Европы. 
Еще во второй половине 30-х годов в Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии либо приходят к власти, либо еще более укрепляют свои позиции военно-авторитарные националистические режимы. Нацистская Германия рассматривала этот регион как сферу своего непосредственного влияния. Однако с 
началом войны государства Юго-Восточной Европы отнюдь не спешили брать на себя какие-либо обязательства в отношении воюющих сторон. Форсируя события, германское руководство решилось в августе 1940 г. на подготовку открытой агрессии против наименее лояльной Румынии. Однако в ноябре в Бухаресте произошел государственный переворот и к власти пришел прогерманский режим Антонеску. Тогда же, опасаясь растущего влияния Румынии, о готовности вступить в германский блок заявила и Венгрия. Еще одним сателлитом Рейха уже весной 1941 г. стала Болгария. 
По-иному события разворачивались в Югославии. В марте 1941 г. югославское правительство подписало пакт о союзе с Германией. Однако патриотически настроенное командование югославской армии осуществило государственный переворот и расторгло договор. Ответом Германии стало начало военных действий на Балканах в апреле. Огромный перевес в силах позволил вермахту в течение полутора недель разгромить югославскую армию, а затем подавить очаги сопротивления и в Греции. Территория Балканского полуострова была разделена между странами германского блока. Однако борьба югославского народа продолжалась, в стране ширилось движение Сопротивления - одно из наиболее мощных в Европе. 
С окончанием балканской кампании в Европе осталось всего три действительно нейтральных, независимых государства - Швеция, Швейцария и Ирландия. Следующим объектом агрессии был избран Советский Союз. Формально советско-германский договор 1939 г. еще действовал, но его подлинный потенциал был уже исчерпан. Раздел Восточной Европы на сферы влияния позволил СССР беспрепятственно включить в свой состав Западную Белоруссию и Западную Украину, прибалтийские республики - Литву, Латвию и Эстонию, Бессарабию и Северную Буковину, которые еще в 1918 г. были оккупированы Румынией, а в июне 1 940 г. по требованию СССР были ему возвращены; с помощью военных мер добиться территориальных уступок Финляндии. Германия, используя договор с СССР, провела первые и наиболее важные кампании в Европе, избежав распыления сил на два фронта. Теперь две огромные державы уже ничто не разделяло и выбор мог быть сделан лишь между дальнейшим военно-политическим сближением или открытым столкновением. Решающим моментом стали советско- германские переговоры в ноябре 1940 г. в Берлине. На них Советскому Союзу было предложено вступить в Стальной пакт. 
 
Отказ СССР от заведомо неравноправного союза предопределил неизбежность войны. 1 8 декабря был утвержден секретный план «Барбаросса», который предусматривал молниеносную войну против СССР.

 

 

 

ВОВ.

Вступление

Великая Отечественная война 1941-1945 -- освободительная война советского народа за свободу и независимость  Родины против фашистской Германии и  ее союзников, важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945. Война носила всенародный характер. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало в широких  народных стремление всеми силами отстоять свободу и независимость Родины. На защиту Отечества поднялись все  народы многонационального советского государства. Нерушимое морально-политическое единство советского общества предопределило невиданную в истории сплоченность народа и армии, небывалый масштаб  и подлинно всенародный характер борьбы с агрессором. Это была Великая  Отечественная война всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

В соответствии с освободительными целями и справедливым характером Великой  Отечественной войны советскому народу и его Вооруженным Силам  пришлось решать исключительно ответственные  задачи:

- отразить вероломное  вооруженное нашествие главной  ударной силы мирового империализма  на нашу Родину, защитить, сохранить  и упрочить Советский Союз -- первое  в мире государство рабочих  и крестьян, оплот и базу мирового  социализма;

- разгромить вторгшиеся  на территорию нашей страны  войска гитлеровской Германии  и ее сателлитов, освободить временно  оккупированную фашистскими захватчиками  территорию СССР;

- помочь народам Европы  освободиться от фашистского  рабства, ликвидировать так называемый  “фашистский новый порядок”, содействовать  другим странам и народам в  восстановлении их национальной  независимости, спасти мировую  цивилизацию от фашистских агрессоров.

Положение в мире весной 1941 характеризовалось сложностью межгосударственных отношений, таивших опасность дальнейшего  расширения масштабов начавшейся в  сентябре 1939 года 2-й мировой войны. Агрессивный блок сил мирового империализма -- Германии, Италии и Японии -- расширился и укрепился, к нему присоединились Румыния, Венгрия, Болгария, а также  Финляндия.

Еще до начала 2-й мировой  войны мощной социально-политической силой, противостоявшей агрессивным  поискам империализма и настойчиво добивавшейся создания системы коллективной безопасности в Европе, был Советский  Союз, однако западные державы не поддержали его предложения. Они не пошли  на соглашение о совместной борьбе против агрессора во время советско-англо-французских  переговоров. В создавшихся условиях СССР вынужден был в 1939 году согласиться  на заключение договора о ненападении  с Германией. Подписав этот договор, Советское правительство сорвало  планы империалистических кругов западных держав, рассчитывавших на столкновение СССР и Германии в крайне невыгодных для СССР условиях. Советско-германский договор предотвратил образование  единого фронта империалистических государств против СССР, способствовал  созданию более благоприятной обстановки на Дальнем Востоке, Советский Союз получил возможность в течение  еще почти двух лет продолжать укреплять обороноспособность страны.

Информация о работе Военная подготовка населения СССР к Великой Отечественной войне