Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:03, творческая работа
Военное дело славян на территории Украины в отечественной, как и зарубежной историографии, не нашло полного отражения. Это обстоятельство объясняется, по-видимому, не столько отсутствием интереса к вопросу, сколько бедностью источниковедческой базы. Чаще всего исследователи, характеризуя ту или иную культуру славян, дают более или менее подробное описание предметов оружия, не увязывая их с общей проблемой военного дела определенной группы славянских племен. Так, оружие и военное дело славян до I-V вв. вообще не систематизировалось и не рассматривалось.
Городища славян I-VII вв. н.э.
Наиболее древними укупленными сооружениями. связываемыми со славянами. являются мысовые поселения зарубинецкой культуры. Они расположены на высоких (до 100 м) речных или овражных мысах в труднодоступных местах. Поданным Е.В.Максимова, только на берегах Днепра выявлено около 30 поселений такого типа. Защитные функции мысовых поселений определялись самой топографией. Кроме того, они укреплялись искусственными оборонительными сооружениями -земляными валами, рвами, эскарпами. Так, на поселении, расположенном в Киеве на горе Юрковица, отмечен вал, сохранившийся на высоту 0,9 м и ширину 3,8 м. За валом расположен эскарп б м, оканчивающийся горизонтальной площадкой. За ней шел естественный склон холма. Вал состоял из чернозема, взятого из самого поселения.
Городище Килиненкова гора - одно из наиболее исследованных и известных в зарубинецкои культуре, имело площадь 15 тыс. кв.м. Оборонительный вал проходил по гребню вершины холма и сохранился на .высоту 1 м при ширине 2,2-2,8 м. Склоны за валом были подрезаны на крутизну до 40-50 град. Е.В.Максимов предполагает, что но вершине вала проходил древний частокол. Та часть Пилииенковой горы, откуда можно было попасть на городище, имела вид перешейка шириной около 30 м. Через него проходил мощный земляной вал, сохранившийся на высоту до 2,5 м с напольной части и до 1 м - с внутренней. Вал обложен по вершине камнем. Подступы к воротам в валу имели вид коридора шириной до 2 м с крутыми и высокими стенами. Дополнительным элементом защиты здесь была площадка, которая возвышалась над средней частью прохода с правой стороны от входящего. С. площадки можно было разить наступающих в незащищенную щитом правую сторону корпуса.
Все зарубинецкие городища функционировали в одно время - I в. до н.э. - I в. н.э. Исследователи предполагают, что это было время. наибольшей экспансии на территории Лесостепи кочевых племен сарматов (Максимов Е.В.).
Находки, выявленные на городище,
представлены остатками жилых и
хозяйственных сооружений, типичных
для поселений, орудии труда, керамических
изделий. Эти данные свидетельствуют,
что такие объекты не были временными
убежищами-крепостями. Это были долговременные
городища-поселения
С тех пор и до VI в. славяне не строили yкpеплений. Во всяком случае, археологические источники в настоящее время не дают для этого каких-либо данных.
Следует упомянуть, лишь о
существовании памятника
Период раннего средневековья
в истории славян характеризуется
сложными процессами внутреннего развития,
становления и закрепления
Городища раннесредневекового
времени строились в
Одним из наиболее исследованных раннесредневековых славянских городищ является Зимно. Городище расположено на центральной, наиболее высокой части узкого мыса - останца коренного берега р.Луги. Мыс имеет неправильную подтреугольную форму длиной 135 м и шириной 16-65 м. Он окружен с трех сторон болотистыми непроходимыми лугами. Место городища отделено глубокими рвами. Оно было укреплено деревянной стеной, основу которой составляли стояки и горизонтальные бревна с частоколом. Юго-Западную часть склона занимал длинный наземный дом, разделенный на 13 камер. Внутри каждой камеры размещались кострища, устроенные на глиняных вымостках. Дом конструктивно был связанный с бревенчатой оборонительной стеной.
Близкое но топографии поселение открыто у с.Лежница на нравом берегу р.Западный Буг. Оно размещалось на мысу, возвышавшемся над окружающей долинок на 15-20 м.
Несколько отличаются но топографии и конструкции городища Хотомель, Бабка. Хильчицы. Они расположены на возвышенных оконечностях песчаных дюн, окруженных болотистой долиной. Городища имеют округлую в плане форму и окружены кольцевым валом. Они небольших размеров - 30-40 м в диаметре. В Хотомеле к городищу примыкает открытое поселение. Их разделяет дополнительный внешний вал и рок.
Близким к зимновскому является городище в Тушемле. Здесь, как и в Зимно. выявлен длинный деревянный дом, расположенный вдоль платформы городища. Таким же оригинальным является городище Колочин на Гомелыцине. Оно расположено на выступе высокого берега Днепра. С напольной стороны городище защищали два вала с деревянными оборонительными конструкциями наверху. Жилые постройки на площади городища не найдены.
Близким но топографии и конструкции оборонительных сооружений является городище в Киеве.
Несколько аналогичных городищ выявлено на территории Польши.
При раскопках городищ, в частности, в Зимно, найдены многочисленные металлические изделия, в том числе предметы вооружения, части снаряжения всадника, бронзовые и серебряные украшения, орудия труда, бытовые предметы. При эtom отсутствуют земледельческие орудия. Исходя из характера находок, исследователи предполагают, что городища славян раннесредневекового вымени были административными центрами отдельных племен. Здесь работали ремесленники, жил вождь, его дружина. Городище Зимно принадлежало к дулебскому племенному союзу, защищало его северные рубежи. Особняком стоит памятник в Колочине, который, но мнению Э.А.Сымоновича, был городищем-убежищем.
Большинство городищ прекратило свое существование в VII в. Причину их гибели, в частности, тех, которые расположены на территории Украины, можно видеть в событиях, связанных с борьбой славян с кочевыми племенами аваров, закончившиеся покорением первых. Это тяжелое для славянской истории событие нашло свое отражение в Летописи: "Си же обры воеваша на славъни н примучиша дульбы, сушая славъни и насилье творяху женам дулебским".
Естественно, что в первую очередь авары уничтожали укрепленные пункты славян. Так были сожжены Зимневское, Хотомельское городища.
В слое пепла на городище Зимно было обугленное дерево, деформированная посуда, обугленные зерна злаков, обожженные человеческие кости. На склоне бугра, ниже оборонных сооружений, выявлен скелет человека, очевидно, защитника городища. Нападающими были несомненно авары, о чем свидетельствуют находки, характерных для авар трехлопастных наконечников стрел, некоторых металлических украшений аварского типа.
Власть аварского каганата над славянами была тяга к середине VII в., когда авары потерпели ряд крупных поражении от византийцев. чехов и словен и наконец после поражения в битвах 635-641 гг. с болгарским союзом племен. возглавляемым Курбатом.
Вопросы организации войска. Тактика и стратегия.
У нас нет данных относительно тактики ведения боя у славян - венедов. Можно лишь привести извещение Тацита о том, что венеды "ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только существуют между певкинами и фенами...", они "носят щиты н продвигаются пешком, и притом с большой быстротой...". Отсюда следует, что главную силу в военных столкновениях венедов составляли пешие дружины, вооруженные щитами, и, как свидетельствуют apxeoлогические данные, копьями. Очевидно, основным тактическим приемом была внезапность нападения, быстрота передвижении.
Более конкретными являются сведения о способах ведения войны но отношению к славянам раннесредневекового времени, хорошо описанных античными и византийскими авторами.
Основным элементом военной организации славян в эtot период была дружина. В дружину мог вступить всякий мужчина, способный владеть оружием. Славянские дружины, но выражению Маврикия, славились "непобедимым мужеством" и "несметным множеством". Состав дружин вряд ли был постоянным. Очевидно, они набирались каким-то военачальником для одного военною похода, набега и распадались но его окончанию.
Пpoкопий Кесарийский пишет, что, вступая в битву, славяне идут на врагов "со щитами и дротиками в руках. Панцирей они никогда не надевают, иные не носят и рубашек, а одни только штаны...". Обращается внимание, что славянские дружины (анты) лучше всех других умеют сражаться в гористых и трудных местах, они привыкли прятаться даже за маленьким камнем или первым встречным кустом и ловить неприятелей.
Очень детально описывает
способы ведения воины
Славяне с одинаковым успехом
воевали с пешим войском
Вот как Прокопий Кесарийский описывает взятие славянами одной из крепостей на фракийском побережье (крепость Тонер).
"Большая часть воинов (славян) спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот..., беспокоили римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делал вид для нападающих, что испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех уничтожили, и тогда бросились к стенам..., пустив на них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силой взяли город...".
"Не имея над собой
главы и враждуя друг с другом,
они не признают военного
Славянское войско в случае необходимости умело хорошо защищаться. Один из способов защиты с помощью боевого лагеря - "табора" описывает Феофилакт Симокатта в своей "Истории". "Так как ... столкновение было неизбежным, то они (славяне), составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и детей. Когда римляне приблизились... они не решились вступить с ними в рукопашный бой; они боялись копий, которые бросали варвары в их коней с высоты этого укрепления".
Славяне вполне осознавали свою военную силу в Европе, ибо только в таком случае могло родиться послание славянских старейшин в ответ на требование аваров покориться, дошедшее к нам из "Истории" Менандра. "Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу. Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть и в этом мы уверены, пока будет на свете война и мечи".