«Военный коммунизм»
С началом гражданской
войны летом 1918 г. и иностранной интервенции
страна была объявлена единым военным
лагерем, в котором устанавливался военный
режим с целью сосредоточения в руках
у государства всех имевшихся ресурсов
и спасения остатков хозяйственных связей.
Политика военного коммунизма вводилась
в конце 1918 – начале 1919 годов в разгар
гражданской войны, когда на фронтах решался
вопрос о жизни или смерти молодой Советской
Республики. То есть политика «Военный коммунизм» - экономическая политика
Советского государства в период Гражданской
войны и военной интервенции 1918—1920 годы.
Эта политика была одновременно и вынужденной,
и преднамеренной. Вынужденной потому,
что «военный коммунизм» был реакцией
на крайнюю степень хозяйственной разрухи
страны, обострившейся в годы империалистической
войны, а также из–за провала экономической
политики Временного правительства. Преднамеренной
оттого, что методы «военного коммунизма»
отражали теоретические воззрения части
руководства РКП(б) и Совнаркома о возможности
закладки основ социалистической экономики
посредством командно–административных
методов.
Причины введения политики:
1.Гражданская война.
Гражданская война поставила перед большевиками
задачу создания огромной армии, максимальной
мобилизации всех ресурсов, а отсюда -
максимальной централизации власти и
подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности
государства.
2. Экономический кризис,
который уже привел к двум революциям
1917 г. и его проблемы не могли быть разрешены
быстро новой властью, а некоторые проблемы
еще более обострились, например, продовольственная.
3.Марксистские воззрения
большевиков, пришедших к власти в
России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально
не прорабатывали черты коммунистической
формации. Они считали, что в ней не будет
места частной собственности и товарно-денежным
отношениям, а будет уравнительный принцип
распределения. Однако при этом речь шла
об индустриально развитых странах и о
мировой социалистической революции как
о единовременном акте. Игнорируя незрелость
объективных предпосылок социалистической
революции в России, значительная часть
большевиков после Октябрьской революции
настаивала на немедленном осуществлении
социалистических преобразований во всех
сферах жизни общества, в том числе и в
экономике. Возникает течение «левых коммунистов»,
наиболее ярким представителем которых
был Н.И. Бухарин.
Проведенные мероприятия :
- Советская власть уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды.
- Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание.
- Женщины уравнивались в правах с мужчинами.
- Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака.
- Принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни.
- Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Первый этап национализации (осень 1917—весна 1918 гг.). Национализированы предприятия, имеющие особое значение для Республики, а также те, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. В декабре был принят декрет о национализации частных банков, а в апреле 1918 г. — внешней торговли. Весной 1918 г. начался второй этап национализации — уже не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности: горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, табачной и др. к августу 1918 г. было национализировано 2050 крупных предприятий. 28 июня был выпущен декрет о национализации всех важных отраслей промышленности и уже к августу 1918 г.. Цели этого декрета, как было заявлено в его краткой преамбуле, сводились к борьбе с хозяйственной и продовольственной разрухой и упрочению диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты. Тем самым проводилась определенная параллель между декретом о национализации и учреждением комбедов. В итоге национализировано 2050 крупных предприятий Управление всеми национализированными предприятиями осуществлял Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был учрежден 2 декабря 1917 г. при правительстве. Основная функция — организация планового народного хозяйства и координация работы хозяйственных наркоматов. В его состав входил Всероссийский совет рабочего контроля.
Таким образом, было
положено начало созданию государственного
сектора в экономике. Переход
предприятий под контроль государства
закладывал основы «государственного
социализма». Лозунг «Фабрики — рабочим»
оказался социальной демагогией.
- Социализация земли, переход земли из частной собственности в общенародное достояние. В феврале ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по которому весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Этот документ предусматривал установление порядка уравнительного землепользования, который при распределении земли учитывал как число «едоков» в семье, так и наличие в ней рабочих рук, способных обрабатывать землю. Крестьяне освобождались от арендных платежей, аннулировались их долги банкам. В период кризиса экономики и нестабильности товарно-денежных отношений предполагалось, что излишки сельскохозяйственных продуктов будут обмениваться на промышленные товары без использования денег. Однако это не было реализовано. В условиях нехватки промышленных товаров зажиточные крестьяне отказывались сдавать хлеб государству.
- Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». Декрет предусматривал оперативные, жесткие меры, вплоть до «применения вооруженной силы в случае оказания противодействия отбиранию хлеба и иных продовольственных продуктов». Для реализации продовольственной диктатуры создавались вооруженные продовольственные отряды рабочих
- Восстание чехословацкого корпуса в конце мая 1918г. сорвало поставки хлеба из Сибири в города Центральной России и Поволжья. Советская республика попала в ситуацию абсолютной нехватки хлеба для снабжения жителей городов и Красной Армии. Экстремальная ситуация надвигающегося голода вынудила Совнарком ввести чрезвычайные меры по изысканию хлеба по принципу «с бедного крестьянина ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много». Для реализации продовольственной политики на местах декретом ВЦИК и СНК от 11июня были созданы комитеты деревенской бедноты . Вкруг их обязанностей входило «распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии излишков у кулаков и богатеев». Метод реквизиций вызвал сопротивление не только у кулаков, но и у части середняков, на которых нередко распространялись силовые акции комбедов. Деятельность комитетов бедноты вызвала обострение классового противостояния в деревне. Кроме того, в деревне возникла ситуация двоевластия: местные Советы – с одной, и комбеды с другой стороны. В условиях гражданской войны для сохранения социальной базы Советской власти жизненно важно было завоевать доверие крестьян–середняков, которые после передела земли составляли более 60% населения деревни (беднота – 25%, кулаки и зажиточные слои – 15%). Расформирование комбедов 2декабря 1918г. и укрепление сельских .Советов стало конкретным шагом упрочения союза рабочего класса с середняком при прочной опоре на бедноту.
- В начале 1919г. Советское правительство разработало принципы и условия продовольственной разверстки в деревне. Согласно декрету СНК от 11января 1919г., необходимые для государственных потребностей хлеб и фураж «разверстывались» по системе норм для губерний, уездов, а на местах – для каждого крестьянского хозяйства. И если до введения продразверстки в стране было за год заготовлено около 50млн. пудов хлеба, то после ее введения в 1919г. – 100млн. пудов, в 1920 – 200млн. пудов.
- Организация промышленного
производства на социалистических началах увязывалась большевиками с идеей рабочего контроля. Процесс стихийного захвата рабочими фабрик и заводов начался еще при Временном правительстве. 14ноября 1917г. ВЦИК утвердил положение о рабочем контроле. Рабочие восприняли этот шаг как право на владение и управление предприятиями по своему усмотрению. Однако практика первых послеоктябрьских месяцев усилила анархию производства. Такое развитие событий побудило большевиков на введение жесткой централизации единоначалия и планирования, которые, в свою очередь, требовали дальнейшей национализации промышленности. Если первоначально централизация выступала в качестве ответа на враждебные Советской власти действия отдельных предпринимателей и, таким образом, была продиктована не экономическими, а политическими мотивами, то с мая 1918г. она обретает черты системы.
- Введение карточной системы
- Упразднение товарно–денежных отношений
- Запрещение свободной торговли
- Натурализация заработной платы
- Натурализация хозяйства и централизация управления повлекли за собой соответствующую организацию
рабочей силы . Суть ее заключалась в отказе от рынка рабочей силы и «капиталистических методов ее найма и регулирования». В1919–1920гг. сложилась система трудовой мобилизации, закрепленная декретом о всеобщей трудовой повинности, объясняемая не только как необходимость, продиктованная войной, но и как установление принципа «Кто не работает, тот не ест».В основе всеобщей трудовой повинности лежало обязательное привлечение городского населения к различным работам и милитаризация труда, т.е. прикрепление рабочих и служащих к предприятиям. Ряд воинских формирований в 1920г. был временно переведен на трудовое положение, – так называемые трудами.
Состоявшийся 29 марта – 5 апреля
1920г. IX съезд РКП(б) наметил план хозяйственного
восстановления и создания основ социалистического
общества в соответствии с принципами
«военного коммунизма», исключающими
рыночные, товарно–денежные отношения.
Основная ставка в решении хозяйственных
задач была сделана на внеэкономическое
принуждение.
Решения VIII Всероссийского съезда
Советов в декабре 1920г. вводили
государственный план засева и учреждали посевкомы, что означало
решительное движение по пути государственного
регулирования сельскохозяйственного
производства. Но после окончания гражданской
войны политика «военного коммунизма»
вошла в противоречие с интересами крестьянства
и к весне 1921г. фактически привела к острому
экономическому и политическому кризису.
Как только на фронтах гражданской
войны закончились основные боевые
действия, крестьянство поднялось против
продразверстки, не стимулирующей интересы
крестьянства к развитию сельского
хозяйства. Это недовольство усиливалось
хозяйственной разрухой. Политика «военного
коммунизма» исчерпала себя и
привела к росту социальной напряженности
в деревне.
Итоги политики «Военного
коммунизма»:
- Сокращение населения на 10 миллионов
- Сокращение промышленного производства в 7 раз
- Сокращение добычи угля и нефти до уровня 19 века
- Упадок транспорта
- Резкое сокращение посевных площадей
- Сокращение валовой продукции сельского хозяйства – 61% от довоенной
- Резкое падение производительности труда – 20% от довоенного
- Обнищание населения
Последствие политики
«военного коммунизма» является
углубление экономического кризиса
НЭП
Началом проведения
государством новой экономической
политики следует считать Х съезд
РКП(б), состоявшийся в марте .Резолюция
съезда «О замене продразверстки натуральным
налогом» означала переход к новой экономической
политике.
Новая экономическая
политика — экономическая политика,
проводившаяся в Советской России
и СССР в 20-е годы. Сущность НЭПа:
преодоление массового недовольства
политикой «военного коммунизма».
Мероприятия НЭП
- Прежде всего, декретом ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» была изменена сама форма государственной заготовки продовольствия. Продналог(твёрдо фиксированный продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств)собирался долевой частью от произведенной продукции, при этом учитывался объем урожая, имущественное положение той или иной семьи, число членов семьи и прочие факторы. Таким образом, государство во главу угла ставило вопрос не о собственной потребности в продовольствии, а в возможности крестьян дать его. Первоначальная величина продналога была установлена на уровне 20% от чистого урожая крестьянского хозяйства, в дальнейшем ставки продналога были снижены до 10% от урожая. Начиная с 1923 года, был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги. Этот налог взимался частично продукцией, а частично – деньгами. После проведения денежной реформы налог принял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше, чем размер продразверстки. Основная тяжесть продналога была возложена на зажиточное крестьянство.
- Государства поощряло развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой. Так, в сельском хозяйстве этими формами кооперации к к<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Tim