Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве Беларуси, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.
Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.
Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие информационные технологии: история их появления и развития.
Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории.
2.1. Применение видеоносителей на уроках истории.
2.2. Компьютерные программные технологии.
2.3. Использование Интернет-ресурсов на уроках истории.
Глава 3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории.
3.1 Этап закрепления и проверки знаний.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач компьютерные технологии.docx

— 54.27 Кб (Скачать файл)

         Поисковые инструменты Интернета в чем-то напоминают каталоги библиотеки: книжными стеллажами здесь служат поисковые серверы, а каталожными карточками - ссылки на ресурсы, выдаваемые в качестве результатов поиска на этих стеллажах-серверах.

          Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с учащимися других школ и других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии.

          Ученик имеет также возможность обращения к базам данных исторических источников, однако их надо отобрать с учетом целей и задач обучения истории и психолого-педагогических особенностей учащихся.

           Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.

            Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru

            Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist. msu.ru/.

           Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

 

Глава 3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории.

          Арсенал методов обучения, используемый в современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных компьютерных технологий.

          Образование - непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий.

           Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, лаборантом, другими учениками.

           Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами и художественными образами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

           Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый.

           Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерные технологии осуществляются в 3х вариантах:

1)"Проникающая" технология. (Применение компьютерного обучения  по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических  задач)

2) Основная.

3) Монотехнологическая.

         Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер  представляет:

источник учебной информации (частично или полностью заменяющей учителя)

наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа  и телекоммуникациями)

индивидуальное информационное пространство.

тренажёр.

средство диагностики  и контроля.

В функции рабочего инструмента  компьютер выступает как:

средство подготовки тестов, их хранение.

текстовой редактор.

графопостроитель, графический  редактор.

средство моделирования.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;

Организация внутри классной активизации и координации, расстановка  рабочих мест, инструктаж, управление внутренней сетью;

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребёнком;

Подготовка компонентов  информационной среды (виды учебного демонстрационного  оборудования).

Использование современной  вычислительной техники позволяет  учителю повысить эффективность  обучения, рационально использовать учебное время.               Следует отметить некоторые варианты использования компьютера в учебной деятельности:

создание дидактического материала для урока;

применение готового программного обеспечения по истории;

применение ПО, разработанного самими учителями и учениками  с использованием редактора презентаций  и специальных офисных средств.

       Рассмотрим более подробно применение информационных технологий на этапе закрепления и проверки знаний.

3.1 Этап закрепления и проверки знаний.

           Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

      Применение компьютерных технологий на данном этапе позволяет ученикам, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, усваивать материал на различных уровнях. Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. На данном этапе уместно применение различных обучающих компьютерных карточек. На протяжении многих лет учителю приходилось делать обучающие карточки на бумаге. Но такие карточки были очень трудоёмки.

        В этом смысле компьютерные обучающие карточки оказываются наиболее эффективными. В них реализовано пошаговое заполнение пропусков, причём каждый шаг контролируется компьютером. Заполнив очередной пропуск ученик нажимает на кнопку "Проверить" и сразу высвечивается результат "Верно!" или "Неверно!". В случае неверного ответа компьютер дает конструктивный совет.

       Компьютерный учебник "помнит" об успехах и неудачах школьника. В первую очередь это видно по индикаторам усвоения тем. При первом "входе" в учебник они горят тревожным красным цветом. По мере выполнения заданий, включенных в каждую тему, индикаторы меняют цвет на спокойный зеленый.

        На этапе проверки знаний наиболее популярным методом на сегодняшний день становятся тестовые задания, в чём же их преимущество? Компьютерные тесты обеспечивают быструю и качественную обратную связь. При ответе на очередной вопрос компьютерного теста тут же появляется сообщение: "Верно!" или "Неверно!". После ответа на вопросы теста появляется таблица оценки результатов, в которой фиксируется количество верных и неверных ответов, время выполнения теста.

        Компьютер показывает полную картину положения дел в классе: что усвоено хорошо, а что недостаточно, что нужно повторить ещё раз и с кем именно, т.е. компьютер показывает направления для индивидуальной работы.

        При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.

        В качестве примера можно рассмотреть электронное издание "История России в XVII-ХIХ веках". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

        В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

         На этапе проверки знаний учащимся предъявляются различные изображения, либо уже знакомые им в процессе изучения темы, либо незнакомые, но посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать "эффект узнавания". Второй вариант является оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале. Изображения при работе на данном этапе урока презентуются без сопроводительных подписей, в хронологическом порядке (опыт показывает, что нарушение хронологического порядка чрезмерно усложняет задание и делает его непосильным для большинства школьников, однако и такой вариант может использоваться в сильных классах, а также на различных исторических вечерах, викторинах и т.п.). Задача учеников - определить, чему посвящено изображение ("придумать собственную подпись"). Работа может выполняться как устно, так и в письменной форме.

Например, при опросе по теме "Отечественная война 1812 г." учащимся в качестве контрольных могут  быть предъявлены следующие изображения:

а) портрет императора Александра I;

б) портрет императора Наполеона;

в) переход французских  войск через Неман;

г) карта-схема Бородинского сражения;

д) портрет М.И. Кутузова;

е) военный совет в Филях;

ж) Наполеон ждет делегацию  с ключами от Москвы;

з) пожар Москвы;

и) М.И. Кутузов и генерал  Лористон;

к) переправа французов  через реку Березина.

         Использование десяти изображений - оптимально на данном этапе урока: учащиеся не утомляются, процедура контроля знаний упрощается.

        На этапе закрепления нового материала могут быть использованы самые разнообразные формы работы, но опыт показывает, что наиболее эффективно изучение отдельной сюжетной картины. Возможны два варианта: задание по картине, пробуждающее познавательную деятельность учащихся, и собственный рассказ учителя.

       Пример первого варианта: учитель представляет картину С.В. Иванова "Юрьев день". Учащиеся должны объяснить смысл сцены, изображенной художником, назвать главных действующих лиц. Второй вариант: рассказ учителя по картине Б.М. Кустодиева "В московской гостиной 40-х гг.". Последовательно перечисляя героев полотна, преподаватель кратко характеризует их взгляды и роль в развитии русской общественной мысли.

        Электронное издание "История России XVII-XIX века" позволяет подготовить качественные презентации к урокам, посвященным анализу данных процессов.

Таким образом можно выделить выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроке:

1. Автоматизируется отработка  базовых навыков за более короткий  промежуток времени, за счет  увеличения объёма выполненных  заданий.

2. Повышается интерес,  интеллектуальная активность и  работоспособность учеников.

3. Ученик имеет возможность  контролировать темп деятельности  и уровень сложности, тем самым  обеспечивается уровневая дифференциация.

4. Компьютер помогает  учителю проконтролировать не  только окончательные, но и  промежуточные результаты, количество  допущенных ошибок, тут же выявить  пробел в знаниях и спланировать  дальнейшую работу.

 

 

          

Заключение.

         На современном этапе развития общества обновление школ возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовки профессиональных педагогов. Именно поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания.

Таким образом, применение новых  технологий приводит к следующим  результатам:

1. Повышение уровня использования  наглядности на уроке;

2. Повышение производительности  урока;

Информация о работе Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории