Возникновение государства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть процесс становления государственной власти в Киевской Руси.
Задачи данной работы:
1 Рассмотреть возникновение государства на Руси;
2 Показать политический строй Киевской Руси;

Содержание

Введение
1. Возникновение государства на Руси
2. Политический строй Киевской Руси
3. Первые киевские князья
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ 1.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

В 988г. Владимир объявил  государственной религией христианство. Этому акту предшествовало участие  Владимира во внутренних распрях  в Византии и установление с ней  династического союза. (Владимир женился на сестре византийского императора принцессе Анне.) Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, не желавшего расставаться с языческой верой. Принятие христианства имело огромное значение для развития страны. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, способствовало росту международного значения Древнерусского государства, сыграло большую роль в развитии русской культуры и духовности.

После того как христианство становится государственной религией, на Руси складывается церковная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, были созданы церковные округа — епархии. Первоначально их было 8, ко времени монголо-татарского нашествия число епархий возросло до 16. Епархии возглавлялись епископами или архиепископами, сами же епархиальные кафедры находились в крупных городах Руси: Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Переяславле Южном, Белгороде Киевском и др. Еще в правление Владимира княжеским указом устанавливается специальный налог в пользу церкви — десятина. Позднее был издан церковный устав, содержащий нормы в области семейно-брачных отношений, нравственности и преступлений против церкви.

Христианизация Руси оказала прямое влияние на систему  государственного управления Древнерусским  государством. Пришлое греческое  духовенство перенесло византийское представление о государе как  помазаннике божьем на киевского  князя, что, способствовало укреплению авторитета великокняжеской власти. Владимир ликвидировал последние племенные княжения и управлял огромной державой с помощью своих сыновей, которым он выделял уделы в городах — центрах древних племенных союзов. При нем на Руси началась чеканка собственной монеты (златники и сребреники).

Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления  Ярослава Мудрого (1019— 1054 гг.). При нем  Киевская Русь превращается в могучую  державу. Он покончил с княжескими усобицами, разразившимися после смерти Владимира Святославича, разгромил печенегов (1036 г.), совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города, не спрашивая разрешения Константинополя добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских — Илариона (1051 г.). Признанием высокого международного авторитета Руси стали династические браки Рюриковичей.

При Ярославе Мудром началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало  появление Русской Правды - свода  гражданских и уголовных законов. Ко времени правления Ярослава относится создание первой части этого памятника права - Правды Ярослава. В Русской Правде еще отсутствовало понятие юридического лица, преступление трактовалось не как нарушение закона или воли князя, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся «поток и разграбление», что означало конфискацию имущества преступника и обращение его вместе с семьей в рабство. Подобное наказание назначалось лишь за три вида преступлений - за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Основным видом наказания оставался денежный штраф, размер которого зависел не только от тяжести проступка, но и от социального положения пострадавшего: «за княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. А за убитого смерда или холопа 5 гривен».

Перед смертью Ярослав  Мудрый разделил территорию державы  между своими сыновьями и установил  «очередной», или «лестничный», порядок  престолонаследия. Русь, согласно этому порядку, считалась общим владением всего рода Рюриковичей, киевский престол должен был занимать старший в роду князь, причем престол передавался не от отца к сыну, а от брата к брату, после смерти последнего из братьев — к старшему племяннику. Смена одного великого князя другим должна была сопровождаться перемещением всех удельных князей с менее значимого на более значимый стол в княжеской иерархии по очереди старшинства. Такой принцип замещения великокняжеского престола, с одной стороны, исключал возможность появления на киевском престоле малолетних князей, не позволял удельным князьям из-за частых ротаций укореняться в своих княжествах, что делало их более лояльными в отношении великого князя, с другой — усложнял династические счеты, вступал в противоречие с естественным желанием князей передать власть своим сыновьям и вел, в конечном счете, к усилению княжеских усобиц.

Владимир Мономах, ставший  великим князем в 1113 г., и его сын  Мстислав Великий (1125— 1132 гг.) сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 г.) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств-государств. 

 

Заключение 

Развитие восточнославянского  этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен.

Постепенное совершенствование  орудий труда, усложнение структуры  общественных отношений внутри и  между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община, которая привела к объединению восточных славян.

В разложении первобытных отношений важную роль сыграло общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Создавались ремесленные поселки, которые являлись зачатками будущих городов, таких как Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск. Возникала межобластная торговля. Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. Торговля ускоряет разложение общины, способствуя укреплению экономического могущества племенной знати.

Летописи, в частности "Повесть временных лет", приписывают  образование Древнерусского государства  варягам. Согласно легенде варяжский князь Рюрик был призван новгородцами в 862 г., что и явилось началом древнерусской государственности. B XVIII в. немецкие академики выдвинули так называемую "норманнскую теорию", согласно которой государство у восточных славян образовалось исключительно благодаря действиям варяжских князей, и, делая вывод о неспособности славян создать собственное государство. Тем самым принижалась роль самих славян, не учитывались роль варягов. Тем более что варяги сами не отличались высоким уровнем развития. Спорность вопроса сохранилась до наших дней, приобретая временами политическую окраску.Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.

Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе  других славянских государств, ставших  ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

В Древнерусском государстве  сложилась форма раннефеодальной  монархии, которая сохранилась потом  и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Громадное значение имело  древнерусское право, памятники  которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права  соседних народов.

Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.

 

Список литературы 

 

1. Амелина В.В., Юрова В.Н. История государственного управления в России. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 122 с.;

2. Амелина В.В., Юрова  В.Н. Сборник документов и материалов  по истории государственного  управления в России (XVII – XIX в.в.). – Новосибирск: СибАГС, 2000. – 133 с.;

3. История России / под  ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.;

4. История государственного  управления в России / под ред.  В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д:  Феникс, 2002. – 608 с.;

5. История государственного  управления в России / под общ. ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС, 2006 – 440с.;

6. Куликов В.И. История государственного  управления в России. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Возникновение государства на Руси