Возникновение государственности у восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Краткое описание

Процессы образования классов у славян проходили на фоне фор-мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста¬ния родовой общины в сельскую (соседскую).
Форму общественных отношений славян в VII— VIII вв. можно опре¬делить как военную демократию.
Ее признаки:
- участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;
- особая роль народного собрания как высшего органа власти;
- всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 20.74 Кб (Скачать файл)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПОЛОЦКОГО  КНЯЖЕСТВА

1. Возникновение государственности  у восточных славян

Процессы образования  классов у славян проходили на фоне фор-мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста¬ния  родовой общины в сельскую (соседскую).

Форму общественных отношений  славян в VII— VIII вв. можно опре¬делить  как военную демократию.

Ее признаки:

- участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении  важнейших общественных проблем;

- особая роль народного  собрания как высшего органа  власти;

- всеобщее вооружение  населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристо-кратии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатев¬ших на эксплуатации рабов и соседей.

Образование государственности  у восточных славян совпало, и  бы¬ло обусловлено разложением  родоплеменных, кровнородствен¬ных отношений, которые сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими  племенами, образовалось 14 племенных  союзов, воз¬никших как военные объединения. В качестве главной военной и  правящей силы во главе таких союзов выступали князья.

Народ, который жил на территории между реками Западной Двиной и Припятью и между Западным Бугом и Средним  Бугом - в 5-6 веках до н.э., занимался  земледелием и домашним разведением  скота. Рыболовство, охота и бортничество были дополнительными занятиями. Про  то, что земледелие было основным занятием населения, свидетельствуют найденные  орудия труда изготовленные из железа местными мастерами, а также посуда для хранения зерна и само зерно.

Кроме всего перечисленного людей объединяла вера в Богов, согласно которой люди обожествляли силы природы: молились богу огня и солнца - Яриле; приносили жертвы Богу молнии - Перуну; богу животноводства - Велесу и другим.

В первых столетьях нашей  эры народы Восточной Европы уже  имели торговые отношения не только внутри своего региона, но и с народами дальних стран. Об этом свидетельствуют  найденные на территории Белоруссии древнеримские монеты. О связях восточноевропейских  народов с Древним Римом свидетельствует  и такой письменный источник как  «Слово о полку Игореве» (3-4 века н.э. - Троянов период, по имени тогдашнего императора Рима). Устойчивые торговые отношения поддерживали славяне  и со своими соседями на востоке - волжскими  булгарами, а через них и с  народами Азии. Об этом свидетельствуют  клады арабских монет, найденные  на территории Белоруссии, а также  записки арабских географов и  путешественников.

Таким образом, наличие пашенного  земледелия, ремесленного производства и торгово-экономических связей с народами Восточной Европы в  начале нашего века свидетельствует  о существовании на территории Белоруссии государств-княжеств, в которых, по мнению белорусского ученого Г.В. Штыхова, в 7-8 веках проживали древние славянские племена: дреговичи, кривичи и радимичи.

Еще до нашей эры на территории Белоруссии шел процесс становления  рабовладельческого строя и отмирания  общинно-патриархального. Оба этих строя длительный период времени  существовали и дополняли друг друга. Класс эксплуататоров (рабовладельцев), который выделился и существовал  за счет эксплуатации рабов и свободных  крестьян, а также за счет получения  дани и отбывания повинностей. Рабовладельческий  строй племен не достиг высшей стадии своего развития и в начале 10 века стал склоняться к упадку под развитием  и влиянием феодальных отношений. Труд рабов использовался в основном в животноводстве, домашнем хозяйстве, обслуживании рабовладельца и в  меньшей степени в земледелии.

Итак, теперь мы можем обозначить все причины,  способствующие возникновению  государства у древних славян.

Условно можно выделить три  группы причин, способствующих возникновению  государства: экономические, политические и социальные.

 

К причинам экономического характера  можно отнести:

1. изготовление и использование железных орудий труда;

2. отделение земледелия от животноводства;

3.  развитие торговли  и расширение внутреннего и  внешнего рынка. 

 

К причинам политического  характера можно отнести:

1. появление противоречий между различными социальными группами;

2. необходимость защиты  территории и населения от  внешней угрозы.

 

К причинам социального характера  можно отнести:

1. деление общества на классы: богатых и бедных; свободных и рабов.

2. появление и выделение родовой знати;

3. появление на территории  Белоруссии иностранцев.

 

В связи с двусторонним характером общественных отношений  и политический строй в 8-9 веках  отражал в себе два момента: власть принадлежала представителям класса рабовладельцев (князьям и «лучшим людям», а  также народному собранию - вече (сойму), на который собирались все  свободные домашние производители). Это свидетельствует, прежде всего, о том, что первые княжества-государства  на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское  и другие) относились к раннефеодальному уровню развития, когда уже существовало имущественное и социальное неравенство, однако своего юридического оформления оно еще не имело.

 

 

2. Государственное устройство  Киевской Руси

 

Феодальная поземельная  собственность, начиная с IX в. складыва-ется в двух основных формах:

• княжеский домен,

• вотчинное землевладение.

Внеэкономические формы  эксплуатации (дань, «полюдье») усту-пают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми  основаниями для владения землей становятся пожалова¬ние, наследование, купля. В начальный период становления  феодальных отношений существенное значе¬ние имел захват пустующих  и ненаселенных земель.

Формирование правящего  класса приводит к появлению сложных  отношений «сюзеренитета — вассалитета» (от лат. vassallus — вассал, vassus — слуга), т.е. отношений личной зависимости  одних феода¬лов-вассалов от других — сеньоров, отношения феодальной зависи¬мости.

Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую» (и по возрасту, и по социальному положению).

Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладель-цев, его вассалов.

В XI—XII вв. происходит оформление боярства в особое сословие и закрепление  его правового статуса. Формируется  институт васса¬литета. Крупные феодалы, становясь вассалами, в свою очередь  также имели вассалов.

Для отношений вассалитета  характерны следующие признаки:

• специализация вассальной службы;

• договорной характер отношений;

• экономическая самостоятельность вассала.

Таким образом, бояре, как  крупные землевладельцы, подчиня¬лись главному сюзерену — князю (многие входили в его дружину), а им, в свою очередь, подчинялись более  мелкие землевладельцы-феодалы.

Бояре постепенно усиливают  эксплуатацию крестьян-общинни¬ков, попадающих к ним в зависимость, с помощью  внеэкономиче¬ских (захват, насилие) и  экономических (кабала, долг) мер. Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превра¬щает  их в рабов (холопов). Однако рабский  труд у славян не стал основной формой экс-плуатации: экономические, климатические, географические и другие условия  не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-об-щинники.

 

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную  монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет  старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостители (в сельской местности).

Великий князь находился  в договорных отношениях с другими  князьями. Местные князья могли принуждать¬ся  к службе силой оружия. Усиление местных феодалов в XI—XII вв. вызывает появление новой формы и нового органа власти — снема, т.е. феодального  съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Отношения вассалитета ставили  всех феодалов в по¬ложение служилых людей. В наибольшей зависимости  от князя нахо¬дились младшая  дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

В статусе крупного боярина  соединились право собст¬венности на землю и власть. Первыми вассалами  становились князья-наместники, не служившие непосредственно в  княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов являлась не уплата дани, а  военная служба.

Стремление киевских князей к централизации власти определи¬ло  ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наме¬стников и раздачу  земель сыновьям князя. При этом,  принцип старшинства приходил в  столкновение с принципом «отчины»: при перемещении князей-братьев  с одного «стола» на другой некоторые  из них не желали ме¬нять насиженные места, другие же рвались к киевскому  «столу» че¬рез головы старших братьев.

Для урегулирования подобных коллизий уже в XI-XII вв. начинают заключаться  междукняжеские договоры на условиях господства-под-чинения, союзов и военных  коалиций. Закрепление «отчины» (вот¬чины) в родовую собственность позволяло  боярам даже при смене своего князя  оставлять при себе земельную  собственность. Князья в своих договорах  часто признавали за своими боярами-вас¬салами свободу службы и безнаказанный  отход от службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми кня¬зя, его сыновьями  и опиралось на военные гарнизоны. Ресурсы для своего существования  местные органы управления получали через систему кормлений (сборы  с местного населения).

Органом местного крестьянского  самоуправления оставалась тер-риториальная община — вервь. В ее компетенцию  входили: земельные переделы (перераспределение  земельных наделов), полицейский  над¬зор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением пода¬тями  и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Волость — община — конгломерат  мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община была наделена и судебными  функциями, на нее возла¬гались обязанности  по перераспределению земельных  наделов и акку-мулированию пустующих  и брошенных земель. Феодалы, приобретав¬шие общинные земли, освобождались от государственных повинностей, податных, судебных и административных обязанностей.

В раннефеодальной монархии важную государственную и поли-тическую функцию выполняет народное собрание — вече. Вырос¬шее из традиций племенных  сходов, оно приобретает более  фор¬мальные черты: для него готовится  «повестка дня», подбираются кандидатуры  выборных должностных лиц, в качестве организаци¬онного центра действуют  «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция  вече: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и орга¬низации военных  походов, избирались князья (в Новгороде). Испол¬нительным органом вече был  совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

После принятия христианства, в качестве государственной рели¬гии, на Руси складываются церковные организации  и формируется их юрисдикция.

Духовенство делилось на «черное» (монашество) и «белое» (при-ходское). Структурными единицами организации  церкви становятся епархии, прихо¬ды и  монастыри. Церковь получила право  на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специальной  юрис¬дикции (все дела в отношении  «церковных людей», дела о преступле¬ниях против нравственности, брачно-семейные).


Информация о работе Возникновение государственности у восточных славян