Возникновение и развитие Древнерусского государства (XI-XIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:35, доклад

Краткое описание

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.
Севернее греков жили скифы – кочевники.
На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Создание Централизованного государства. Установление самодержавия в России. Крепостное право.

В эпоху феодальной раздробленности, изменение экономических условий  хозяйства, когда общественное разделение труда потребовало новых, устойчивых экономических связей различных  частей страны, экономической и политической централизации государства, послужило  объединению Руси. Объединение феодальных сил необходимо было и для борьбы с монголо-татарским игом.

Ведущую роль в объединении  русских княжеств сыграло Московское княжество, ставшее со временем Ивана Калиты (1325-1340) основой централизации разобщенных княжеств.

На первом этапе централизации, усилилась борьба между Владимиром, Нижним Новгородом, Москвой и Тверью за превращение в новый центр  Руси.

После Куликовской битвы (1380 г.) начался второй этап объединительного процесса.Дмитрий Донскойпровел большую работу по упорядочению сбора податей с княжеств в пользу государства, попытался создать денежную систему, не зависимую от Золотой Орды.

Важным фактором, способствовавшим консолидации Руси вокруг Москвы, была деятельность церкви. С 1326 года митрополиты  постоянно жили в Москве. Таким  образом, Москва получила преимущества религиозного центра Руси.

В первой половине XV века происходила  ожесточенная борьба с противниками централизации, окончившаяся при Иване III победой Московского княжества. Так, на третьем этапе формирования централизованного государства, Московскому  княжеству были подчинены Ярославское, Ростовское, Козельское, Тверское княжества, Новгородская республика и другие земли.

Завершение объединения  русских земель вокруг Москвы приходится на годы правленияИвана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.).

При Иване III начинает складываться централизованный аппарат власти, получает развитие поместное землевладение, возрастает роль дворянства.

Правление Ивана III было временем активного роста помещичьего  землевладения и постепенного оттеснения им боярского. Начался процесс активного  распространения и юридического оформления поместной системы. Поместье – земельный надел, выдаваемый за службу (чаще военную). Уровень эксплуатации крестьян в помещичьих хозяйствах был  гораздо выше, чем у боярина  или в монастырских землях. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного московского  государства.

В это время интенсивно развивается экономика Руси, особенно такая отрасль как сельское хозяйство. Основой прогресса в сельском хозяйстве служил практически повсеместный переход на трехполье. Применение органических удобрений стало необходимой  составляющей сельскохозяйственных работ.

Развивались также ремесла, горнодобывающая промышленность. Началось производство огнестрельного оружия. Развитие ремесел привело к развитию товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Процесс организации  и регламентации внешней торговли был сосредоточен в руках московского  государя.

Активно развивались международные  связи. Женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 году не только укрепила позиции московского самодержавия, но и повысила статус русской церкви. У Московского государства появился византийский герб – двуглавый орел, который был соединен с прежним  московским гербом с изображением Георгия  Победоносца. В это же время у  московских государей появилась  и шапка Мономаха, золотой филигранный  остроконечный головной убор среднеазиатской  работы XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, символ наследия византийской короны. С этих времен появилась доктрина, согласно которой Москва является Третьим Римом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Россия в эпоху Ивана  Грозного: поиск альтернативных  путей социально- политического развития России. Опричнина .

В конце ХV - начале ХVI в. на Русской равнине образовалось государство. Оно получило название "Московия", "Московское государство". С ХVI в. за ним закрепилось название "Россия".

Московские князья объединили русские земли за очень короткий срок. Политического единства в государстве  они добились, но крепких экономических  связей между русскими землями не было. Внутренняя структура государства  была "сырой". Государство в  любой момент могло распасться на отдельные княжества. Удержать государство  от распада, скрепить его внутреннюю структуру могла только дальнейшая централизация в государстве, т.е. установление единого руководства, чёткое территориальное деление, действие единых законов на территории всего  государства, чёткая вертикаль власти. Внутренние конфликты в государстве  были неизбежны.

У Василия III в браке с  первой женой детей не было, что  было неслыханной ситуацией в  великокняжеском доме. Интересы династии требовали наследника. Через 20 лет  совместной жизни великий князь  отправил жену в монастырь и, уже  пожилым, женился на молоденькой  княжне Елене Глинской. Глинские принадлежали к обрусевшему татарскому роду. В  начале ХVI в. семья Глинских выехала из Литвы ко двору великого московского князя Василия III. В 1530 г. в великокняжеской семье родился долгожданный наследник. В честь деда Ивана III его нарекли Иваном.

Он войдёт в российскую историю как Иван IV Васильевич, Иван Грозный.

Через 3 года Василий III умер. 3-х летний Иван Васильевич вступил  на престол. Фактически государством управляла  его мать Елена Глинская. Через 5 лет, как считают, от отравления умерла и она.

Для управления страной до совершеннолетия великого князя  был создан регентский совет. С 1538 по 1547 гг. государством фактически управляла  боярская аристократия: Бельские, Шуйские, Глинские. За этот период боярство проявило себя как антигосударственная, анархическая сила. За 9 лет у власти побывало 5 боярских группировок. Боярское правление  сопровождалось смещением 2 митрополитов, разворовыванием казны, казнями, пытками, ссылками.

В результате центральная  власть ослабла, произвол вотчинников  не знал предела, в ряде городов произошли  восстания горожан против знати. Международное положение государства  также осложнилось. Внешние границы  государства стали линией фронта. С 1538 по 1547 гг. в татарский плен было угнано более 100 тыс. русских.

Летом 1547 г. в Москве начался  сильнейший пожар. В огне сгорело 3 тыс. человек из 100 тыс. населения, 25 тыс. домов. Народ обвинил в поджогах бояр. В Москве вспыхнул "великий  мятеж" посадских людей. Иван IV с  дворовыми укрылся в подмосковном селе Воробьеве. Восстание удалось  подавить с большим трудом. Позднее  Иван IV вспоминал: "От этого вошел  страх в душу мою и трепет в  кости мои, и смирился дух мой". Окружение княжича Ивана спасение видело в усилении власти молодого правителя и проведении реформ.

Опричнина – период в  истории России с 1565 года до смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным  террором и системой чрезвычайных мер. Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Войску опричников и впрямь были даны особые полномочия... Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный  хотел отречься от престола. 3 декабря 1564 года царь Иван Грозный с семьёй внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив  село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько  недель, остановился в Александровской  слободе. 3 января 1565 года он объявил  о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину». В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т.п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены около 20 городов (в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Великий Устюг) с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, часть Никитской и прочие); прежние жители были переселены на другие улицы. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование – войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение ее отменить. Жертвами репрессий за время опричнины стало, по результатам анализа поминальных списков, около 4,5 тысяч человек, однако многие историки считают эту цифру заниженной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4."Смутное время" в истории России. Проблема исторического развития в период "Смуты". Феномен самозванчества. Воцарение династии Романовых.

Смута в России в конце XVI — начале XVII века стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя. Можно выделить три периода  в развитии Смуты. Первый период — династический. Это время борьбы за московский престол между различными претендентами, который длился до царя Василия Шуйского включительно. Второй период — социальный. Он характеризуется междуусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств. Третий период — национальный. Он охватывает время борьбы русского народа с иноземными захватчиками до избрания царем Михаила Романова.

После смерти в 1584 г. Ивана Грозного, его преемником стал сын Федор, не способный к делам правления. “Династия вымирала в его лице”, — замечал английский посол Флетчер. “Какой я царь, меня в любых делах и с толку сбить, и обмануть нетрудно”, — сакраментальная фраза, вложенная в уста Федора Иоанновича А.К. Толстым. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Годунов, который выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. После смерти в 1598 г. Федора, Земский собор избрал Годунова царем.

Борис Годунов был энергичным и умным государственным деятелем. В условиях экономической разрухи  и сложного международного положения  он пообещал торжественно в день своего венчания на царство, "что не будет  в его государстве бедного  человека, и он готов последнюю  рубашку разделить со всеми". Но избранный царь не обладал авторитетом  и преимуществом наследственного  монарха, и это могло поставить  под сомнение законность его нахождения на троне.

Правительство Годунова снизило  налоги, освободило купцов на два года от уплаты пошлин, землевладельцев  — на год от уплаты податей. Царь затеял большое строительство, заботился  о просвещении страны. Было учреждено  патриаршество, что повысило ранг и  престиж русской церкви. Он вел  и успешную внешнюю политику —  происходило дальнейшее продвижение  в Сибирь, осваивались южные районы страны, укреплялись русские позиции  на Кавказе.

В то же время внутренне  положение страны при Борисе Годунове оставалось весьма сложным. В условиях невиданного по масштабам неурожая и голода 1601-1603 гг. произошел обвал  экономики, умерших от голода людей  считали сотнями тысяч, цена хлеба  поднялась в 100 раз. Правительство  пошло по пути дальнейшего закабаления  крестьянства. это вызвало протест широких народных масс, которые напрямую связывали ухудшение своего положения с именем Бориса Годунова.

Обострение внутриполитической ситуации привело в свою очередь  к резкому падению престижа Годунова не только в народных массах, но и  среди боярства.

Самой большой угрозой  власти Б. Годунова стало появление  в Польше самозванца, объявившего  себя сыном Ивана Грозного. Дело в том, что в 1591 г. при неясных  обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в  припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Политические противники Годунова приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти, народная молва подхватила эти обвинения. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказали бы виновность Годунова.

Именно в таких условиях появился на Руси Лжедмитрий. Этот молодой человек по имени Григорий Отрепьев назвался Дмитрием, использовав слухи, что жив царевич Дмитрий, “чудесно спасшийся” в Угличе. Агенты самозванца усиленно распространяли в России версию о его чудесном спасении от рук убийц, посланных Годуновым, и доказывали законность его права на престол. Определенную помощь в организации авантюры оказали польские магнаты. В итоге к осени 1604 г. образовалась мощная армия для похода на Москву.

Хорошо известно, что феномен  самозванчества принадлежит не только русской истории. Еще в VI в. до н.э. мидийский жрец Гаумата принял имя царя - ахеменида Бардии и правил восемь месяцев, пока не был убит заговорщиками- персами. С тех пор на протяжении тысячелетий разные люди, обитатели разных стран принимали имена убитых, умерших или пропавших без вести правителей.

В русском самозванчестве много уникального. Сакрализация царской власти в общественном сознании русского средневековья не только не препятствовала распространению этого явления, но и способствовала ему. Уже в титулатуре первого российского самозванца Лжедмитрия I проявляются элементы религиозной легенды о царе - избавителе, царе - искупителе, проповедь которой в XVIII в. была широко развита скопцами, почитавшими своего пророка Кондратия Селиванова одновременно и как Петра Третьего, и как Христа.

Не менее примечательны  и та огромная роль, которая принадлежит  самозванцам в отечественной  истории XVII--XVIII вв., и активная регенерация  этого явления в конце XX в. С культурологической точки зрения феномен русского самозванчества уже изучался, но исследование его далеко не закончено. Остается еще много нерешенных вопросов в истории этого явления -- да и вряд ли когда-нибудь все они будут решены. Одна из наиболее загадочных страниц в истории самозванчества -- его истоки.

Многие ученые на протяжении многих веков, и по сей день, анализируют  и интерпретируют события тех  лет. Большой интерес для понимания  глубинных основ осознания смуты  в России в начале XVII века представляет выполненный А.И. Яковлевым анализ взглядов авторов публицистических произведений тех лет. Ученый пришел к выводу о необратимой трансформации  общества из аморфного образования  к организованной структуре, осознающей всеобщую ответственность за государство  и каждого гражданина в отдельности.

Информация о работе Возникновение и развитие Древнерусского государства (XI-XIII вв.)