Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 06:45, контрольная работа
Цель контрольной работы – исследовать возникновение и развитие арабской государственности.
Задачи контрольной работы:
Изучить возникновение арабской государственности;
Рассмотреть особенности развития арабской государственности;
Охарактеризовать источники права в арабской государственности.
Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и не мусульман.
Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:
- доминирующее положение государственной собственности на землю;
- широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;
- государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;
- религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
- отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.
Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).
После смерти Мухаммеда в 632 году из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов.
Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир или визирь. В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах [6, с.132].
Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства.
Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски «повелитель», «князь»), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Во главе провинций, областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховной судьей считался глава государства - халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны [7, с. 420]. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли, решение кади.
К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.
Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.
Таким образом, развитие арабского общества подчинялось основным - закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.
Учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием.
Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат (прямой путь) - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и Иджму.
Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного процессуального права.
Иджма - решения и мнения авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, восполняющих пробелы Корана и Сунны [2, с. 231].
В мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы – письменного юридического заключения высших религиозных авторитетов о соответствии решений светских властей относительно вопросов общественной жизни, действий или явлений Корану и шариату [1, с. 321].
По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.
Касаемо земельного права. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:
хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;
- икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;
- мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.
Договорные обязательства образуют 2 группы договоров:
1) Предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа);
2) Такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа). Риск случайной гибели вещи лежит на продавце.
В свою очередь, семейное и наследственное прав шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.
Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно и неограниченное число наложниц. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей [5, с. 275].
Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.
Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.
При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:
завещание не могло составляться в пользу законных наследников;
завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.
К наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя.
Все преступления классифициров
- преступления, против религии и государства. К этой группе относились в первую вероотступничество от ислама, богохульство, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;
- преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви;
- правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.
В качестве мер наказания предусматривались:
- смертная казнь в различных видах;
- членовредительские и телесные наказания;
- лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);
- имущественные санкции (конфискации, штрафы) и т.д.
Судебный процесс носил обвинительный характер. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей - кадиев. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое.
Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел [5, с. 253].
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.
Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.
В настоящее время доктрина остается главным источником действующего мусульманского права лишь в немногих странах (Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива). В большинстве же случаев она потеряла значение самостоятельного юридического источника, в качестве которого формально выступает нормативно-правовой акт [4, 173].
Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установки как частицу единого божественного закона и порядка. Важнейшим источником Шариата считается Коран - священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна («священное придание»), состоявшая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее «достоверного» из них всецело зависел от усмотрения судий. Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма («общее согласие мусульманской общины»). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами.
Информация о работе Возникновение и развитие арабской государственности