Возникновение и развитие парикмахерского искусства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 10:31, реферат
Краткое описание
• ДРЕВНИЕ ВЕКА (5000 до н.э. — 500 г.н.э.) • СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (500—1400) • ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (1400—1560) • БАРОККО (1560—1715) • РОКОКО (1715—1789) • ПЕРИОД ДИРЕКТОРИИ (1789—1799) • АМПИР (1800—1815) • БИДЕРМЕЙЕР (1815—1848) • НОВОЕ ВРЕМЯ
Возникновение и
развитие парикмахерского искусства
Преподаватель:
Мамзенко Ирина
Александровна
Студентки 3П-1 группы:
Виноградовой
Анастасии
План:
Введение
Возникновение парикмахерского
искусства:
ДРЕВНИЕ ВЕКА (5000 до н.э. — 500
г.н.э.)
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (500—1400)
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (1400—1560)
БАРОККО (1560—1715)
РОКОКО (1715—1789)
ПЕРИОД ДИРЕКТОРИИ (1789—1799)
АМПИР (1800—1815)
БИДЕРМЕЙЕР (1815—1848)
НОВОЕ ВРЕМЯ
Введение
Когда появилось парикмахерское искусство
до сих пор не установлено. Однако с уверенностью
можно сказать, что прически появились
несколько раньше, чем одежда человека
и прошли долгий путь, развиваясь и изменяясь
весте с человеком. Прическа во все времена
занимала значительное место в жизни общества.
О прическах прошлых столетий можно судить
по произведениям искусства: живописным
полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам,
изделиям декоративно-прикладного искусства,
а также по описаниям в произведениях
художественной литературы, драматургии,
поэзии.
Археологические находки подтверждают,
что уже в V – VI веках нашей эры уходу за
волосами уделялось особое внимание. Наши
предки в давние времена понимали, что
здоровые волосы – это богатство, которым
природа одарила человека. Именно волосы
придают человеческому облику завершенный
вид и неповторимость. Этим можно объяснить
веками не иссякающий интерес людей к
своим волосам.
Люди стремились украшать свою внешность
прическами, и волосы определенной длины,
особым образом уложенные, были отличительным
признаком определенных сословий. Служители
культа и войны, землепашцы, рабы и свободные
граждане во все времена носили разные
прически и были узнаваемы в любом месте
и в любое время. Прически часто меняли
силуэт, форму, испытывая влияние исторических
событий, климатических условий, религиозных
убеждений, эстетических взглядов, личных
вкусов, случайностей.
Прическа отражает не только национальные
черты, расовую принадлежность, но и личное
отношение, индивидуальный вкус человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского
искусства много нового, присущего только
ей. Каждой эпохе присущи свои особенности
в одежде и в моде на прически, на состоянии
и степени развития государства, его национальные
и культурные особенности.
Модные прически во все времена пользовались
вниманием окружающих. Как бы ни критиковали
силуэты, формы новых причесок, по прошествии
времени, многие все же начинали им подражать,
и мода вступала в свои права.
Так что же такое мода? Мода, от которой
зависит прическа? Мода – это непродолжительное
господства определенного вкуса в жизни
или культуре. Это смена форм и образцов
одежды, которая сравнительно быстро проходит.
Часто в моде, как в фокусе, собраны черты
социально-экономического развития общества.
Следование моде, однако, не означает,
что это признак хорошего вкуса. Формирование
вкуса – одна из основных задач художественного
воспитания.
Демократизация моды, упрощение форм
и видов костюма, причесок, головных уборов
наблюдается в конце XVIII – начале XIX вв.
Революция 179 г. Во Франции оказала влияние
на все сферы общественного развития европейских
стран. Моду аристократов сменила мода
буржуа, которая внешне способствовала
упразднению сословных различий.
В Росси коренные изменения в моде произошли
после Октябрьской социалистической революции
1917 г. Борьба с интервенцией, разруха в
промышленности и сельском хозяйстве,
отсутствие нормальных бытовых условий
требовали простейших форм костюма и прически.
Примером тому являются женщины-работницы
в красных косынках с коротко подстриженными
волосами. Появившись в начале XX века,
короткая стрижка покорила Европу и другие
страны мира, вошла в моду, силуэт и формы
ее стали усложняться, теряя строгость
и приобретая женственность.
В настоящее время техника стрижек стала
более разнообразной, так как появились
новые приемы, способы, инструменты, косметические
средства для работы с волосами. Цветовая
гамма причесок стала разнообразной благодаря
новым красителям. После длительного периода
возрождается мода на парики.
Возникновение парикмахерского
искусства
История парикмахерского ремесла берет
свое начало с давних времен. Уход за волосами
как ремесло явился результатом развития
потребностей человека, возникших из желания
украсить свою внешность.
Понятие красоты в различных слоях общества
было различным и с течением времени изменялось.
Решающее влияние на развитие парикмахерского
ремесла оказала, прежде всего, постоянно
и капризно меняющаяся мода. Много времени
прошло, прежде чем появилась профессия
парикмахера в таком виде, в каком она
существует теперь.
Возникновение и развитие парикмахерского
искусства тесно связано с возникновением
и развитием городов. В наиболее древних
исторических источниках, связанных с
историей городов, есть доказательства
существования парикмахерского искусства
на высоком, часто художественном, уровне.
Этому благоприятствовала большая сосредоточенность
населения, более высокие — по сравнению
с деревней — требования городского населения,
а также высокий уровень его культуры.
Из археологических открытий и исследований
известно, что уже ок. 5000 лет до н.э. уходу
за человеческим телом посвящалось много
времени и внимания. Уже в древние времена
прически являлись украшением как женщин,
так и мужчин, и поэтому были предметом
особого внимания и стараний. Применялись
разного рода средства, помогающие придать
прическе модную в данной эпохе форму.
ДРЕВНИЕ ВЕКА (5000 до н.э. — 500
г.н.э.)
Египет. Египетские скульптуры и живопись
свидетельствуют о том, что уход за волосами
был известен египтянам очень рано. Характерной
особенностью прически была ее форма,
напоминающая трапецию. Волосы, чаще всего,
сплетались в мелкие косички и ровно обрезались
таким образом, чтобы они только закрывали
уши, создавая так называемую прическу
пажа. Выполнение такой прически было
очень трудоемким. Мужчины и женщины носили
искусственные парики, род которых определял
общественное положение или занимаемую
должность их обладателей.
Египтяне не носили ни усов, ни бород.
Волосы на лице они удаляли чаще прибором
в виде малого серпа из бронзы или камня;
это был прототип бритвы.
В более поздние времена появляются женские
прически, укладываемые из собственных
волос с искусно выполненными волнами.
Уже тогда применялась укладка холодным
способом (мокрая завивка). Женские прически
украшались декоративными металлическими
лентами или диадемами.
С течением времени, в период царствования
тридцати династий, прически приобретают
все новые формы. Цвет волос также имел
значение в тогдашней моде; наиболее модными
цветами были темно-коричневый или черный,
для получения которых применялись растительные
красители, в частности, хна. Красились
и ногти.
Египтянам известны были различные косметические
мази и другие средства для ухода за кожей
лица и всего тела, которые приготовлялись
по определенным рецептам. Некоторые из
них сохранились до наших времен.
Уход за волосами, укладка их и разные
туалетные процедуры выполнялись рабынями,
причем каждой из них были поручены свои
обязанности — мытье, окраска или укладка.
Вавилон и Ассирия. Вавилонские и ассирийские
раскопки также свидетельствуют о высокой
культуре и существовании там, в частности,
и парикмахерского искусства. Были найдены,
например, прототипы современной бритвы.
Прически в Ассирии и Вавилоне в корне
отличались от египетских. На основании
сохранившихся памятников старины можно
точно установить формы причесок — особенно
мужских. Мужчины носили тогда длинные,
зачесанные назад волосы, которые свободно
укладывались в сетку или скалывались
специальной заколкой. На лбу волосы укладывались
в короткие или спиральные локоны, а возле
ушей и щек — скручивались в кольца. Необычайно
искусно причесывалась борода; стригли
ее „лестничками” вниз. В этом видно большое
мастерство завивки и стрижки.
Греция. Много ценного материала в области
познания уровня парикмахерского искусства
в древности приносит нам история древней
Греции. Сохранившиеся памятники греческой
культуры, например, скульптуры, свидетельствуют,
в частности, о высоком уровне парикмахерского
мастерства и его артистичности. Правилам
гармонии и эстетики, господствовавшим
в каждой области искусства, подчинялось
также парикмахерское дело. Прическа должна
была идеально „подходить” к внешнему
облику и вместе с ним создавать гармоничное
единство.
Нигде в истории человечества нельзя
найти такой исключительной выдумки и
изобретательности в украшении головы,
как в древней Греции. Завивка волос сделалась
там до некоторой степени церемониалом.
В разные исторические периоды древней
Греции появлялись различные стили причесок
и их разновидности. Наиболее характерной
чертой женской прически на протяжении
веков было закрытие лба волосами, а также
прическа с пробором- Волосы над лбом и
на висках были подстрижены, а их концы
— завиты и уложены в мелкие локоны. Остальные
части волос, искусно завитые в локоны,
перевязывались лентой и откидывались
назад. Отдельным элементом уложенной
в волны прически были зачастую повязка
и диадемы, служившие не только в качестве
декоративной детали, но и в качестве основного
композиционного мотива прически. Другую
форму прически из локонов и волн получали,
применяя длинную (до двух метров) ленту
для волос.
Такая лента была одновременно повязкой
и элементом, связывающим волосы, и тем
самым укрепляющим прическу. Применялись
также сетки, которые поддерживали прическу.
Эти прически свидетельствуют о высокой
технике их исполнения и, следовательно,
высокой степени развития парикмахерского
искусства.
Исполнители такого рода изысканных
причесок должны были пользоваться соответствующими
инструментами и приборами. Греки знали
искусство плоения и завивки волос и пользовались
при этом многими косметическими средствами.
Парикмахерское искусство в древней
Греции, как и в странах древнего Востока,
развивалось среди наиболее привилегированных
слоев общества и фактически только им
служило. Парикмахерским делом занимались
рабы и рабыни. Впервые в истории на территории
Греции появляется установленное название
парикмахерской профессии. По названию
прибора „каламис” — металлической палочки
с шариком на конце, которую разогревали
на огне и затем применяли для укладки
волос — мастеров парикмахерского искусства
называли „каламистрами”.
Немалую роль играл цвет волос- Наиболее
модными цветами в те времена у греческих
женщин были светлый и темный блондин.
Головные уборы гречанки носили в очень
редких случаях.
К наиболее известным стильным греческим
прическам принадлежит прическа под названием
„Лампадион” (пламя). Способ ее выполнения
следующий. Посредине головы делают пробор.
Сзади головы, посредине (в наиболее выпуклом
месте) выделяют прядь волос, которую у
самой кожи несколько раз обматывают волосами
или хлопчатобумажной тесьмой и крепко
связывают. Связанная таким образом прядь
отстает от головы, образуя нечто в виде
кока. Конец пряди скручивают и завивают
щипцами в плотные продолговатые локоны.
Таким же образом завивают концы остальных
волос. Особенно старательно выполняют
мелкие локоны над лбом и затылком, а также
около ушей. Затем волосы делят на пряди,
с внутренной стороны тупируют, чтобы
они не разделялись и откидывают назад,
прикрепляя шпильками к основанию подвязанной
пряди. Наружную сторону волос приглаживают
щеткой, слегка покрытой бриллиантином.
Завитые концы волос связывают вместе
с концами пряди, создавая тем самым пучок
локонов.
Декоративным элементом, и одновременно
укрепляющим прическу, является диадема,
выполненная из блестящего металла или
позолоченной кожи. Нижняя часть прически
поддерживается сеткой, соединенной с
диадемой. Вместо сетки можно применить
декоративную ленту.
Влияние греческой культуры, также и
в области парикмахерского искусства,
распространялось на весь тогдашний мир,
что особенно ярко выразилось у римлян.
Рим. Памятники и скульптуры древнего
Рима свидетельствуют о значительном
развитии парикмахерского искусства.
В течение долгого времени там безраздельно
господствовал греческий стиль прически.
Разнообразие причесок, пока не выработался
собственный стиль ок. 300 г. до н.э., было
там еще более богатое, чем в Греции.
Основной особенностью римского стиля
была естественность форм причесок. Парикмахеры,
владея высокой техникой, стремились одновременно
к тому, чтобы прическа, кроме изысканного
исполнения, имела возможно более естественный
вид. Разделенные на пробор волосы, зачесывались
назад и свободно опускались, или связывались
сзади в узел.
В период расцвета Римской империи прически
получили более богатую форму — разнообразились
различными украшениями и искусственными
локонами. Применялась также укладка волос
мокрым способом.
Мода древнего Рима предъявляла к женским
прическам значительно большие требования,
чем к мужским: мужчины из практических
соображений носили коротко остриженные
волосы.
Римлянки в широком масштабе пользовались
искусственными средствами, чтобы подчеркнуть
свою красоту и привлекательность. Применяли
массажи тела ароматичными маслами, лечебные
ванны, употребляли средства для окраски
ногтей, губные помады, карандаши для бровей
и ресниц, а также красили волосы. Самыми
модными тогда были светлый блондин и
рыжий цвет.
В Риме, как и в Греции, работу парикмахера
выполняли рабы и рабыни. Операции при
укладке волос разделялись между отдельными
специализированными мастерами (мытье
головы, плоение и завивка волос, притемнение
бровей и ресниц, а также окраска волос).
Окончательную укладку прически выполняла
рабыня, которая называлась „кипассис”.
Массажи тела и натирание его маслами
делали другие специалисты. Эти процедуры
выполнялись не только в частных домах,
но и публичных банях, так называемых термах,
специально для этого оборудованных. Рабов,
делающих массажи, называли косметами
— от этого слова происходит сегодняшнее
название „косметика”. В термах работали
также специалисты по бритью лица и стрижке
волос, называвшиеся „тонсорес”. Среди
них были вольные мастера, услугами которых
пользовались более бедные слои общества,
не имевшие собственных рабов.
Таким образом, в древнем Риме образовались
новые виды парикмахерской специальности,
которая позднее станет ремеслом, служащим
широким кругам общества. Последний период
расцвета Римской империи отличается
большой роскошью и богатством во всех
областях жизни. Парикмахерская мода также
не отстает от общего уровня жизни, что
проявляется в великолепии и пышности
причесок и их перегруженности всевозможными
искусственными украшениями. Около 75 г.
до н.э. начались широко применяться разнообразные
парики, которые менялись в зависимости
от поры дня и обстоятельств. Мужчины по-прежнему
носили короткие волосы и тщательно брились.