Накапливавшиеся в духовной культуре
людей раннепервобытной общины элементы
рационального и эмоционального миропонимания
были все же еще только островками знания
в море незнания. Между тем люди уже достигли
такой ступени развития интеллекта, когда
появилась потребность объяснить и подчинить
себе все то, с чем им приходилось сталкиваться
и что нередко заставляло чувствовать
свое бессилие. Поэтому рядом с другими
формами общественного сознания возникла
религия.
Главной особенностью религиозного
миропонимания людей раннепервобытной
общины было то, что они пока не выделяли
себя из окружающей естественной среды.
Промысловая территория, ее животные,
растительные и минеральные богатства,
действующие на ней стихийные силы и живущая
здесь человеческая группа—все это мыслилось
как единое целое, в котором люди были
тождественны с природой. Природе приписывались
человеческие свойства вплоть до дуальной
организации и общинного устройства, людям—свойства
природы вплоть до возможности воспроизвести
ее стихийные явления. Это сказалось на
всех ранних видах религиозных представлений:
тотемизме*, анимизме*, фетишизме*, магии*.
Тотемизм, особенно полно сохранившийся
у аборигенов Австралии,— это вера
в существование тесной связи между сородичами
и их тотемом, которым мог быть определенный
вид животных, реже растений, еще реже
других предметов или явлений природы.
Род носил имя своего тотема, например,
кенгуру или луковицы, и верил, что находится
с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись,
но считали его «отцом», «старшим братом»
и т. п., помогающим сородичам. Последние,
со своей стороны, не должны были убивать
тотем, причинять ему вред, употреблять
его в пищу. У каждого рода был свой священный
центр, с которым связывались предания
о тотемических предках и оставленных
ими «детских зародышах», дающих начало
новым жизням. Здесь хранились тотемические
реликвии и совершались связанные с ними
обряды. В целом тотемизм был идеологическим
отражением связи рода с природной средой,
что в то время могло осознаваться в единственно
понятной форме родства. Тотемизм мог
принимать и другие конкретные формы и
быть не только родовым: известен половой
тотемизм, связанный с естественным разделением
труда, существовали личные тотемы.
Анимизм — вера в сверхъестественные
существа, заключенные в какие-либо
тела (души) или действующие самостоятельно
(духи). Анимистические верования
связаны с одушевлением природы.
Зачатки их имелись уже на
стадии раннепервобытной общины: у
тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев
и других низших охотников, рыболовов
и собирателей существовали смутные представления
о душах умерших людей, злых и добрых духах,
обычно мыслившихся в виде физических,
осязаемых существ. Возможно, что с этими
представлениями было как-то связано и
почитание охранительниц домашнего очага,
засвидетельствованное в позднепалеолитических
женских статуэтках.
Фетишизм —вера в сверхъестественные
свойства некоторых неодушевленных
предметов, например, пещер, камней,
деревьев, определенных орудий труда
или предметов обихода, а позднее
и специально изготовленных культовых
предметов. Фетишистские представления
также являются одушевлением
неодушевленного, однако с определенным
выбором. Так, фетишем становились,
скажем, спасшая людей пещера, насытившее
их после голодовки дерево, добычливое
копье и т. д.
Наконец, магия —вера в
способность человека особым
образом воздействовать на других
людей, животных, растения, даже явления
природы, а также и сами эти
действия. Не понимая настоящей
взаимосвязи наблюдаемых фактов
и превратно истолковывая случайные
совпадения, человек полагал, что
с помощью определенных действий
и слов он может помогать
или вредить людям, обеспечивать
успех или неуспех в промысле,
вызывать или прекращать бурю. Различают
«белую» (охранительную) и «черную» (вредоносную)
магию. Другая ее систематика связана
с объектом воздействия: производственная,
или промысловая, любовная, лечебная и
т. п. магия. Примером промысловой магии
может служить «пляска кенгуру» у аборигенов
Австралии, во время которой одни изображали
этих животных, а другие якобы поражали
их копьями. Возможно, сходные магические
приемы археологически засвидетельствованы
частыми знаками ран на позднепале-олитических
рисунках и скульптурах животных. Распространено
мнение, что магия —это еще не религия,
так как она ориентирована не на сверхъестественное,
а на представляющиеся естественными
возможности человека. Но в тотемизме,
анимизме и фетишизме сверхъестественное
также не отделено от естественного. В
то же время все эти представления отражают
превратное, ложное, фантастическое понимание
мира.
Тотемизм и магия, несомненно,
являются древнейшими видами
религии. Высказывался взгляд, что
исходным видом был анимизм,
но это вряд ли так, потому
что представления о нематериальном
(или раздвоении материального)
предполагают известное развитие
абстрактного мышления. Иногда таким
видом считают фетишизм, однако
фетишистские верования всегда
переплетаются с тотемическими,
анимистическими и магическими.
Уже самые ранние виды
религии заключали в себе начатки
не только фантастических представлений
— веры, но и священнодействий
— культовой практики. Последняя
долгое время составляла тайну
только от непосвященных, неинициированных
членов группы, а в среде инициированных
была доступна всем и каждому.
Но с развитием верований и
усложнением культа его отправление
потребовало определенных знаний,
умения, опытности. В религиозных
ритуалах еще участвовал весь
коллектив, но важнейшие из
них уже стали совершаться
старейшинами или особыми специалистами.
При этом мужские культы отправлялись
мужчинами, женские — женщинами.
Если дело касалось коллектива
в целом, то в этнологически
фиксируемое время выступали мужчины,
однако в мифах аборигенов Австралии сохранилось
воспоминание об аналогичной роли женщин.
В литературе специалисты по белой магии
часто условно именуются знахарями, специалисты
по черной магии — колдунами.
Духовной культуре раннепервобытной
общины было присуще тесное переплетение
познавательной, художественной и культовой
деятельности. Так, леча рану, человек
обычно обращался и к полезным травам,
и к магии; протыкая копьем изображение
животного, он одновременно практиковался
в приемах охоты или показывал их молодежи
и магически обеспечивал успех предстоящего
дела. Чем объяснялось такое переплетение?
Сторонники религиозной идеологии нередко
объясняют его определяющей ролью религии,
из которой они выводят многие другие
явления духовной культуры. Однако подавляющее
большинство современных ученых видит
в нем одно из проявлений первобытной
нерасчлененности, синкретизма. Общественное
сознание, как и общественное бытие, было
еще слишком неразвитым, чтобы дифференцироваться
в различные, четко разграниченные сферы,
которые возникли позднее, в процессе
усложнения человеческой деятельности.