Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Попробуем представить, что к нашим современникам (не историкам) обратились с вопросом: кто были предки русского народа? Наверняка большинство ответит — славяне. Нередким будет уточнение — восточные славяне. Многие добавят, что от тех же предков произошли также украинцы и белорусы. Кажется, что ответ на этот вопрос прост до очевидности. Но тем и увлекательна историческая наука, что очевидный ответ не обязательно правильный.Если вдуматься, то за этим, простым на первый взгляд, вопросом обнаружится множество других — "спрятанных". Всегда ли жили славяне в Восточной Европе или пришли из других земель? Если они были здесь коренным, исконным населением, то с какого времени отсчитывать эту «исконность»? А если пришли, то откуда?

Содержание

Введение

1 Происхождение и расселение восточных славян

1.1 Природные условия и их роль в жизни славян

1.2 Общественный строй

1.3 Развитие торговли и появление первых городов

2 Образование Древнерусского государства в IX в.

2.1 Обычаи, нравы и верования

3 Создание единого государства – Киевская Русь

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа № 1 
 
Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь 
 
 
 
 
Содержание 
Введение 
 
1 Происхождение и расселение восточных славян 
 
1.1 Природные условия и их роль в жизни славян 
 
1.2 Общественный строй 
 
1.3 Развитие торговли и появление первых городов 
 
2 Образование Древнерусского государства в IX в. 
 
2.1 Обычаи, нравы и верования 
 
3 Создание единого государства – Киевская Русь 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы 
 
 
 
 
Введение 
Попробуем представить, что к нашим современникам (не историкам) обратились с вопросом: кто были предки русского народа? Наверняка большинство ответит — славяне. Нередким будет уточнение — восточные славяне. Многие добавят, что от тех же предков произошли также украинцы и белорусы. Кажется, что ответ на этот вопрос прост до очевидности. Но тем и увлекательна историческая наука, что очевидный ответ не обязательно правильный.Если вдуматься, то за этим, простым на первый взгляд, вопросом обнаружится множество других — "спрятанных". Всегда ли жили славяне в Восточной Европе или пришли из других земель? Если они были здесь коренным, исконным населением, то с какого времени отсчитывать эту «исконность»? А если пришли, то откуда? 
 
Увы, на многие из этих вопросов наука способна ответить лишь предположительно. Решающим отличительным признаком народа служит язык. Но узнать, на каком языке говорили обитатели Восточной Европы первых веков нашей эры, не касаясь уже более отдаленных эпох, не так-то просто. Ведь первобытные племена не знали письменности, а археологические памятники не позволяют судить о языке их создателей. Историк, пытающийся воссоздать этническую карту полутора-двухтысячелетней давности, вынужден пользоваться иными источниками. 
 
В контрольной работе мы рассмотрим подробнее вопросы возникновения российской государственности и возникновении Древней Руси . Изучим устройства восточнославянских племен , их быт и нравы. 
 
 
 
1 Происхождение и расселение восточных славян 
Многое в науке остается спорным. Так, одни историки полагают, что еще в I-м тысячелетий до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена, с которыми они связывают зарубинецкую и черняховскую археологические культуры. Другие возражают: обнаруживается несходство керамики этих культур с позднейшей славянской. Некоторые ученые отождествляют со славянами скифов-пахарей, о которых рассказывал еще «отец истории» Геродот. Но и это мнение вызывает возражения, поскольку большинство исследователей относят скифов к иранской языковой группе. 
 
В то же время на территории Восточной Европы мы встречаем множество неславянских названий, особенно среди гидронимов. Так, привычные и кажущиеся сегодня вполне русскими названия Дон, Днепр, Днестр — иранского происхождения, наследие скифов и сарматов. А в междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финниоугорской группы. Таковы все гидронимы, оканчивающиеся на "ва": Москва, Протва, Лысьва. «Ва» — вода по-фински. Даже название «Ока» является искажением финского слова, означающего "река" в Белоруссии, на Смоленщине, в западных районах Московской области нередки названия, характерные для балтских языков. 
 
Первые ,бесспорно, славянские памятники появляются в Восточной Европе на берегах Днепра в VI в. н. э, древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет» (XII в.) сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, где в VI в. существовал сильный племенной союз дулебов. 
 
По мнению современных ученых, путь славян в Восточную Европу лежал не только через Карпаты на Днепр. Второй (одновременный, а может быть, и более ранний) поток шел с южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги — туда, где позже встанет Новгород. А древнейшую общеславянскую прародину большинство специалистов склонны искать в Центральной Европе — в верховьях Дуная, Вислы, Одера и Эльбы (Лабы). Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута наукой. 
 
В VП — VIII вв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы. Постепенно они осваивали покрытые густыми лесами пространства центра европейской части нашей страны. Здесь славянские поселенцы встретились с более ранним балтским и угро-финским населением. Однако эта встреча не превратилась в завоевание, не вызвала крупных столкновений между пришельцами и туземцами. Как писал великий русский историк В. О. Ключевский, «могли случаться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят, ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». 
 
Чем же объяснить столь мирный характер славянской колонизации? Причина здесь не столько в каких-то особенностях душевного склада славян и встреченных ими племен, сколько, в условиях в которых проходило расселение. Плотность населения в лесных чащобах была очень мала. Пришельцам не приходилось захватывать освоенные туземцами места. Поэтому и не было причин для кровавых конфликтов. Ученые уже давно обратили внимание, что финские и русские названия рек и населенных пунктов чередуются между собой, свидетельствуя не о вторжении, а о медленном просачивании славянских поселенцев, занимавших пространства между редкими туземными поселениями, Славяне принесли в этот таежный край более высокую земледельческую культуру, выработанную на плодородном юге. Постепенно соседство, обмен опытом, заимствование достижений привели к взаимной ассимиляции (смешиванию) угро-финов и славян. 
 
Вот мы и пришли к ответу на вопрос, кто же были предки русского народа. Как видите, он не столы очевидный. Но зато — и не поверхностный. Оказывается, предками русских, украинцев и белорусов были наряду со славянами угро-фины и Балты. Более того, их соотношение в разных районах страны было различным. Это подтверждают и антропологические данные. Даже сегодня внешний облик русских людей, живущих в удаленных друг от друга областях, неодинаков. 
 
Летопись повествует о расселении славян в Восточной Европе. Составленная в Киеве, она с особой симпатией рассказывает о живших на Днепре предках киевлян - полянах. Их соседями, получившими свое название именно по расположению относительно полян, были северяне. Неподалеку располагались древляне, обитавшие, судя по названию в глухих лесах (среди деревьев). Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи, названные так по болотистой местности («дрягва» - болото), вдоль берегов реки Полеты-полочане, главным городом которых стал Полоцк, а в районе Смоленска – кривичи. На берегах Ильмень – озера возникли поселения ильменских словен (будущих новгородцев). Территорию к востоку от Днепра осваивали радимичи , жившие по реке Сож, и самое отдаленное славянское племя – вятичи, поселившиеся в бассейне Оки, наконец, к юго-западу от Киева, в Предкорпатье, расположились волыняне, уличи и тиверцы. 
1.1 Природные условия и их роль в жизни славян 
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. 
 
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало( деревянный плуг с железным лемехом), т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. 
 
Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой "днепровской" дороге, прежде всего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством. Совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленные специальности. 
 
В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо разветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной стороны, на Балтику, а с другой - на днепровскую и волжскую "дороги", бурно развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревне была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дреговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов. 
 
Земли восточных славян были весьма различны по своему уровню развития, хотя люди медленно, но верно осваивали весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Но вот быстрота их внедрения зависела от природных условий, от количества населения, наличия ресурсов, скажем, железной руды. 
 
Поэтому когда мы говорим об основных чертах хозяйства восточнославянских племенных союзов, то имеем в виду прежде всего уровень развития Среднего Поднепровья, которое становилось в те дни хозяйственным лидером среди восточнославянских земель. Именно здесь в силу природных условий, выгодных путей сообщения, относительной близости к мировым культурным центрам быстрее, чем в иных местах, развивались все основные виды хозяйства, характерные для восточнославянских земель в целом. 
 
Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие - этот основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало "рало с полозом", с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев. 
 
А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно "спокойные века", когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия, лежащие неподалеку от жилищ, степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес. 
 
Двухпольные и трехпольные севообороты стали распространенным явлением в славянских землях VII - VIII вв., заменяя собой подсечное земледелие, которое характеризовалось очищением земли из-под леса, использованием ее до истощения, а потом забрасыванием. Широко стало практиковаться унавоживание почвы. А это делало урожаи более высокими, обеспечение жизни людей более прочным. Поднепровские славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями лежали прекрасные заливные луга, на которых пасли крупный рогатый скот, овец. Здешние жители разводили свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве стали волы и лошади. Коневодство превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. А рядом находились река, озера, богатые рыбой. Рыболовство являлось для славян важным подсобным промыслом. Особенно они ценили богатые рыбные днепровские лиманы, где благодаря мягкому причерноморскому климату почти полгода можно было вести ловлю рыбы. 
 
Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами, т. е. куницами. 
 
Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова "борть" - лесной улей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене. А из меда делали хмельные напитки, использовали при изготовлении пищи в качестве сладкой приправы. 
 
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах.Выращивались и технические культуры (лен, конопля). 
1.2 Общественный строй 
Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: «Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим». 
 
Русский историк В.О. Ключевский писал: «Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры». 
 
С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. 
 
Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь» – на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли(наделы). Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей. 
 
Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече (народное правление), сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало. 
 
Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину – группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военнодружинная знать, сосредотачивавшая и власть и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). 
 
Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях. 
 
В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. 
 
Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства. 
1.3 Развитие торговли и появление первых городов 
Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использовали великие водные пути – «из варяг в греки» и по Волге к Каспийскому морю – «из варяг в персы». 
 
Путем «из варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию. 
 
Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности. 
 
Успехам торговли способствовало распространение по южнорусским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов, хазары вскоре стали оседать на земле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Волге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. 
 
В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину. По Волге купцы спускаются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, проникают на его юговосточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологам клады арабских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VIIVIII вв. 
 
С развитием торговли связано у славян появлении городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр – Волхов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена товарами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары. 
 
В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой – страной городов. 
 
Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия. 
 
Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали такие княжества: Куявия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства. 
 
2 Образование Древнерусского государства в IX в. 
Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже было показано, предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к IX в. дали заметный результат не только в западнославянских землях, куда никогда не проникали норманны и где возникла Великоморавская держава, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси), где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжеских династий и иногда сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли ни содействовать, ни серьезно мешать процессу феодализации. Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов. 
 
Известны две формы этого слова — «рос» и «рус». Древнейшие памятники предпочитают первую форму «росские письмена», «Правда росьская»), в византийских источниках сохранились — оба наиболее архаичные названия. Впервые упоминание о народе рос встречается в середине VI в., когда сведения о нем достигли уже Сирии. Поляне, называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусской народности, а их земля — ядром территории будущего государства — Киевской Руси. Как протекал процесс объединения славянских и неславянских племен вокруг Руси, в точности не известно. По счастью, в «Повести временных лет», первоначальный текст которой, составленный Нестором, был искажен последующими авторами, среди известий, принадлежащих Нестору, уцелел один отрывок, в котором описывается Русь до появления там варягов. «Вот те славянские области, — пишет Нестор, — которые входят в состав Руси: поляне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене, северяне...». Этот список включает только половину восточнославянских областей. В состав Руси, следовательно, в то время еще не входили кривичи, радимичи, вятичи, хорваты, уличи и тиверцы. Датировать известия, содержащиеся в этом исключительно ценном отрывке, можно временем не позднее середины IX в., так как в конце IX и в X в. географические очертания Руси были, согласно той же летописи, уже иными. 
 
Таким образом, имеются основания говорить о нескольких этапах роста территории Руси: в VI в. земля полян-руси была ограничена рамками Среднего Приднепровья, а к середине IX в. она включила целый ряд областей, в которых имелись «свои княжения». В состав Руси теперь вошла широкая полоса славянских земель от реки Роси на юге до озера Ильмень на севере. Нестор упомянул и ряд финно-угорских и балтийских племен, подвластных Руси и обязанных уплачивать ей дань. 
 
Об этом государстве сохранился ряд сведений и в иностранных источниках, относящихся к IX в., подтверждающих и уточняющих данные Нестора. 
 
В 839г. послы русского «хакана» побывали у императора Людовика Благочестивого. В начале IX в. русское войско воевало в Крыму «от Сурожа до Корчева» (от Судака до Керчи). Примерно в это же время русы совершили поход на южное побережье Черного моря. В середине IX в., по сообщению арабского писателя Ибн Хордадбеха, русы («племя из славян») плавали через Керченский пролив в Азовское море, поднимались Доном до его сближения с Волгой и спускались в Каспийское море, доходя сухим путем до Багдада. Другие восточные авторы различают для этого времени русов и славян, подразумевая, очевидно, под русами дружины государства Руси, а под славянами — другие славянские племена, еще не вошедшие в состав этого государства. Первым городом Русской державы они называют Куябе — Киев. 
 
Давно начавшаяся колонизация южных областей славянами облегчала утверждение Древнерусского государства на Черном море. Здесь русы приходили в столкновение с Византией, хазарами, печенегами. «Русы воюют с окрестными народами и побеждают их»,— пишет упомянутый уже среднеазиатский автор. 
 
В 860г. русское войско, мстя за нарушение византийцами какого-то договора и за убийство русских, осадило Константинополь и едва не взяло город. Вскоре нападения русов на Византию возобновились. После одного из таких походов византийский император направил на Русь епископа, который крестил часть русов. Степень христианизации славян в IX в. не следует преувеличивать. Тогда, очевидно, только небольшая часть дружинников приняла христианство. Но и в самом язычестве наблюдались новые явления, свидетельствующие о рождении феодального строя. Среди языческих божеств на первое место выдвинулся Перун, бог грозы, превратившийся в бога войны и покровителя дружинников. 
 
В некоторых поздних русских летописях (например, в Никоновском своде XVI в.) сохранился текст, возможно, представляющий собой утраченную часть труда Нестора и посвященный Руси IX столетия, до того времени, когда туда проникли варяги. В этом интересном отрывке рассказывается о киевском князе Оскольде (Аскольде), или о двух князьях — Аскольде и Дире, которые, как можно предполагать, не были варягами. Славянский князь Дир известен и арабскому автору X в. Масуди. Когда норманны после некоторой борьбы проникли в Новгород (где захватил власть варяжский конунг Рюрик) и стали собирать дань с полочан и кривичей, киевский князь Оскольд (происходивший, вероятно, из династии Кия) организовал два похода — в Полоцкую и Кривичскую земли. Таким образом, летописи сохранили рассказ об организованном отпоре варягам со стороны Киевской Руси.


Информация о работе Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь