Война в Афганистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

В начале января 1980 года США взяли на себя инициативу выступления перед Советом Безопасности ООН, который квалифицировал акцию Советского Союза как открытое применение вооруженной силы за пределами своих границ и военную интервенцию. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности; его поддержали пять государств-членов Совета из третьего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

afgan1.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ

ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ

 

После завоевания Россией  центрально – азиатских ханатов  в середине XIX столетия Великобритания в целях защиты Индии расширила на северо – западе границы своего господства до Гиндукуша. Для обеспечения англо – индийской территории решающим было сохранение позиций в регионе Кабула и Герата. Так как исторический путь в Индию проходил через Афганистан, Великобритания пыталась создать, проведя для этой цели две войны (1839-42гг. и 1878-80гг.), из афганских племен марионеточное государство. После второй войны это частично удалось: между границами Британской и Российской империй возник Афганистан, границы которого были установлены в 1896 году.Внешнюю политику Афганистана определяла Великобритания, но внутри страны господствовал эмир Абдул Рахман Хан, создавший прочную государственную структуру и сильную армию.

По окончании первой мировой  войны король Афганистана Аманулла Хан попытался сбросить британскую опеку и начал третью англо  – афганскую войну. В результате ее  (1919г.) англичане ушли из Афганистана и прекратили контроль над афганской внешней политикой, но одновременно остановили  и регулярные субсидии афганскому эмиру.

Образование Пакистана после  ухода англичан из Индии привело  к сложным внешнеполитическим конфликтам. В новое государство вошли относившиеся  к Афганистану пуштунские области западнее Инда. В пятидесятых годах Афганистан лавировал во внешней политике между СССР и США. Из – за конфликтной ситуации между Пакистаном и Афганистаном по поводу пуштунских областей США постепенно прекратили свою экономическую помощь Афганистану. В это же время СССР полностью стал на сторону Афганистана в вопросе его территориальных притязаний. Благодаря экономической поддержке США и СССР – в Афганистане была отстроена сеть дорог. Советский Союз отстраивал обе оси Кушка – Герат – Кандагар и Термез – Мазари – Шариф – Кабул – Джелалабад, до пакистанской границы, а США провели линию Кабул – Кандагар.

В шестидесятых  годах  в Афганистане была создана коммунистическая партия под руководством Нур Мухаммед Тараки. В 1967 году партия раскололась на две части Халк и Парчам. Просоветской фракцией Парчам руководил генеральский сын Бабрак Кармаль.

17 июня 1973г. монархия была  ликвидирована: государственный  переворот совершил Мухаммед  Дауд Хан, двоюродный брат короля. 27 апреля 1978г. Дауд был свергнут в результате в результате военного путча, проведенного фракциями коммунистической партии, объединившимися под названием «Демократическая Народная Партия Афганистана». Дауд и 30 членов его семьи были казнены. В результате этой «апрельской революции» президентом стал коммунист Тараки. Бабрак Кармаль стал вице – президентом. В том же году обе фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в Чехословакию. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Тысячи советских «советников» прибыли в Афганистан. Коммунистическое правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное социалистическое государство. Декретами  были проведены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена. Ни фракции Халк, ни фракции Парчам не удалось создать себе базу среди верующего мусульманского населения.

В апреле 1979 года, через год  после «апрельской  революции», одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического режима. Правительство со своей армией в 90.000 человек контролировало только города, но потеряло власть над труднодоступной центральной частью страны.

В мае 1979 года премьер –  министром стал Хафизулла Амин. Он жестоко подавлял восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане. В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход  к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди мусульманского населения советских центрально – азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам.

Первой реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать ненавистного народу, но национально настроенного Амина. Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном, узбеками и туркменами. В то же время советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю. С этой миссией 2 декабря 1979г. в Кабул отправился генерал – лейтенант МВД Виктор Папутин.

Советское вторжение  было проведено по образцу вторжения  в Чехословакию  в 1968г. Первыми высадились 24 декабря 1979г. на аэродроме Баграм, в 50 км к северу от Кабула, части 105-ой  гвардейской воздушно – десантной дивизии. Одновременно советские «советники» нейтрализовали афганские части: под предлогом замены вооружения были приведены в небоеспособное  состояния афганские танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии  собран на праздник  с угощением и напитками.

Критическим днем было 27 декабря 1979г. В то время как части высадившейся  105-й дивизии въезжали на своих боевых машинах десанта в Кабул и занимали узловые стратегические точки, другие части на танках АСУ – 85, окружили дворец Даруломан южнее Кабула. За несколько дней до этого Папутин под предлогом безопасности  посоветовал Амину переехать туда. Папутин пытался уговорить  Амина официально обратиться к СССР  за военной помощью на основании заключенного в декабре 1978г. договора и подать в отставку в пользу Кармаля. Амин воспротивился этому. Папутин был убит телохранителем Амина. После этого советские десантники  штурмовали дворец и убили Амина. Таким образом, официальный  призыв о помощи так и не состоялся. С этого момента сценарий стал все резче отличаться от чешского. Кермаль во всех отношениях был просто советской марионеткой. Несмотря на реформы  и на освобождение большого числа заключенных, население не поддерживало Кармаля. Наоборот, привыкшие бороться против захватчиков, стало ненавидеть его.

Одновременно с высадкой 108-й воздушно – десантной дивизии  в Афганистан вступили через пограничные  пункты 357-ая и 66-ая моторизованные стрелковые дивизии. Они заняли Герат и Фарах на западе. В то же время 360-ая и 201-ая мотострелковые дивизии, наступая на Термез, переправились через Аму – Дарью и продвигались дальше. Афганская армия оказывала интервентам упорное сопротивление. В феврале 1980 г. контингент советских войск в Афганистане  достиг 58.000  человек, а в середине 1980г. в Афганистан были введены  дополнительно 16-ая и 54-ая мотострелковые дивизии. В 1984г. число советских войск в Афганистане достигло 135.000 – 150.000 человек. Кроме того,  в азиатских республиках стояли еще 40.000 солдат, предназначенных  для специальных операций в Афганистане или для обеспечения тыловых задач.

 

 

После ввода ограниченного  контингента в Афганистан "четвертая  власть" США развернула кампанию активной критики высшего руководства страны. Признавалось по крайней мере странным, что для Президента и его администрации готовность русских пойти на любые необходимые меры для поддержки режима-клиента оказалась полной неожиданностью. Ведь американская разведка должна была знать о предстоящем вторжении по крайней мере уже с начала декабря 1979 года. Возможно, администрация была слишком занята экономическим кризисом у себя дома, и о вторжении узнала лишь когда "ограниченный контингент" советских солдат количеством в 50 000 человек оказалось в Афганистане

В средствах массовой информации, особенно в США, широкую  поддержку получило вызванное этим конфликтом наращивание американского  военного присутствия в третьем  мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом Картером так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Во-первых, предлагалось установить эмбарго на поставки зерна в СССР; во-вторых, сокращался находившийся только на стадии становления обмен в культурной, научной и технической областях. В-третьих, большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года. В-четвертых, США оказывали давление на европейские страны и Японию, требуя сократить предоставление кредитов Советскому Союзу. "Доктрина Картера" объявляла зону Персидского залива жизненно важной для экономики США, в силу чего американцы готовы были пойти на любые меры вплоть до применения оружия для обеспечения своих интересов в регионе. Однако, предусмотренные доктриной меры не могли сработать полностью вследствие того, что стабильное положение экономики некоторых европейских держав, в частности Франции и ФРГ, во многом зависела от экспорта продукции тяжелой индустрии в СССР; во всяком случае отказ от торговли с Советским Союзом принес бы ощутимые внутренние экономические потрясения - очень весомый фактор в политике европейских правительств. Эмбарго на поставки зерна нанесло удар по экономике стран Северной Америки - самих США и, особенно, Канады. Олимпийские игры все-таки состоялись, так как основная масса африканских и многие азиатские страны не присоединились к бойкоту. Все эти факторы сорвали применение сильного политического и экономического давления на СССР в полной их степени и сказались на внутреннем положении стран Запада, и Администрация Рейгана вынуждена была отказаться от "доктрины Картера" и выдвинуть свою.

В результате агрессии СССР отношения между США и Пакистаном к большому удовольствию администрации и самого Президента резко улучшились, поднявшись с самого низкого уровня за весь послевоенный период (в ноябре 1979 года толпа, разъяренная сведениями о вторжении американцев в Гренаду, сожгла посольство США в Пакистане, а правительство предприняло лишь слабые попытки остановить беспорядки.) Воспользовавшись новым кризисом, правительство США немедленно пригласила министра иностранных дел Пакистана в Вашингтон и предложило 400 млн. долларов в качестве экономической и военной помощи. Но президент Пакистана заявил, что его стране необходимо 2-3 млрд. долларов для восстановления экономики и вооруженных сил, после отказа в предоставлении помощи в таких размерах назвал 400 млн. смешной суммой, особенно если учесть, что за нее он может поплатиться вторжением русских, выполняющих свой интернациональный долг и защищающих свои южные рубежи от мирового капитала.

Все дороги, по которым  вооружение могло попадать к моджахедам в Афганистан, лежали на территории Пакистана, и правительство генерала Зиа неохотно предоставляло услуги по его транзиту, так как боялось за свою собственную безопасность. Со стороны правительства СССР прозвучало несколько предупреждений Пакистану о возможности очищения и этой страны от американских империалистов, и по крайней мере один раз советскими войсками был совершен рейд в северные приграничные территории Пакистана, где были расположены лагеря повстанцев. Если бы Пакистан стал настоящей опорной базой афганских моджахедов, Советский Союз вряд ли бы остановился на Хиберском перевале, что вызвало бы непременно падение шаткого режима генерала Зиа, и без того переживавшего большие экономические и социальные потрясения.

Новая внешнеполитическая концепция США - "неоглобализм", как называли ее многие советские журналисты, политики и историки - предусматривала наращивание военного присутствия американцев во всем мире и особенно в зонах, объявленных жизненно важными для интересов США.

В целом, являясь ответом  на агрессию СССР в Афганистане, новая внешнеполитическая стратегия США вызвала резкое обострение международной обстановки, взвинтила гонку вооружений и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений. В результате такой внешней политики США СССР ввязался в губительную для его экстенсивного хозяйства гонку вооружения, на много лет приблизившую глубочайший экономический и политический кризис, распад Союза и крах коммунистического режима. В конечном итоге этими внешними и внутренними причинами и был вызван вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года.

 

 

ООН и ситуация вокруг Афганистана.

 

В начале января 1980 года США взяли на себя инициативу выступления  перед Советом Безопасности ООН, который квалифицировал акцию Советского Союза как открытое применение вооруженной силы за пределами своих границ и военную интервенцию. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности; его поддержали пять государств-членов Совета из третьего мира. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН на своей Чрезвычайной сессии подтвердила резолюцию Совета Безопасности 108 голосами против 14 *) - явное и полное дипломатическое поражение СССР. Страну Советов поддержали только полуколониальные и откровенно симпатизирующие ей страны. Образовался почти единый фронт западных держав и государств третьего мира, в том числе арабских и мусульманских, проголосовавших за такую резолюцию. Даже Ирак, долгое время

получавший военную  и техническую помощь из России, отвернулся от своего бывшего покровителя.

Советско-американское заявление от 13 сентября 1991 года провозгласило право афганского народа определять свою судьбу без вмешательства извне, подчеркнуло необходимость прекращения военных действий, немедленного проведения свободных выборов и создание переходного механизма под эгидой ООН. В тот же день были взаимно прекращены поставки оружия в Афганистан. 15 ноября 1991 на переговорах между делегациями от моджахедов и от СССР и РСФСР представители афганской оппозиции в принятом совместном заявлении заявили о своем согласии с перечисленными в советско-американском документе мерами по урегулированию ситуации в регионе. Но, к сожалению, кровопролитие в стране продолжается.

На путях политического  урегулирования афганской проблемы и создания в Афганистане неагрессивного государства в дальнейшем необходимо сосредоточить основные внешнеполитические усилия всех заинтересованных в этом государств во взаимодействии со всем международным сообществом в целом. Видимо, это сотрудничество большей частью будет проходить в рамках ООН, поэтому повышение роли этой международной организации в регионе, несомненно, будет весьма плодотворным для разрешения афганского кризиса.

 

Международно-правовое урегулирование кризиса.

 

Западные страны играли лидирующую роль в подталкивании  СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана. Но советское руководство пошло на них лишь после долгих лет войны, когда ее бесперспективность и безнадежность стала очевидной. 14 апреля 1988 года было принято совместное советско-американское соглашение "О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану". Соглашение устанавливало крайние сроки вывода советских войск из страны: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года и все подразделения еще через шесть месяцев, то есть к 15 февраля Это соглашение было в точности выполнено советской стороной. Было также принято "Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений и, в частности, о невмешательстве и об отказе от интервенции". Соглашение подчеркивало необходимость "уважать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность РА и ИРП", "обеспечивать, чтобы  территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другого государства" и " не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения". Необходимость соблюдения провозглашенных в этом соглашении принципов взаимоотношения между РА и ИРП была зафиксирована в "Декларации о международных гарантиях", принятая совместно СССР и США. После подписания Женевских соглашений часть советских и большинство афганских руководителей настаивало на том, чтобы сохранить присутствие в Афганистане 25% находившихся там войск

Информация о работе Война в Афганистане