Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:33, курсовая работа
Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям.
Цель данной работы - рассмотреть предпосылки и историю принятия Конституции и Билля о правах как источник норм, заложенных в эти документы и определивших их особенности.
Введение
Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.
Но освобождение от метрополии означало формирование и развитие новых форм управления и организации государства. Как отмечал Т.Пейн, независимость Америки, рассмотренная только как отделение от Англии, была бы событием небольшого значения, если бы она не сопровождалась "революцией в принципах и практике государственного управления". Графский В.Г. Всеобщая истории права и государства. - М.: НОРМА, 2002. - с. 444. Объединившись сначала под флагом Конфедерации, штаты вскоре образовали федерацию с четко продуманной, научно обоснованной системой управления. И подлинной революцией в мировой политико-правовой системе стало принятие штатами первой писанной Конституции, а затем и Билля о правах, с принятием которого Конституция стала полной и завершенной.
Изучение Конституции США 1787 г и Билля о правах позволяет на конкретном примере проследить особенности формирования политико-правовой системы, рассмотреть конкретные исторические условия как источник права в широком смысле этого понятия. Кроме того, данный документ интересен с точки зрения тех принципов государственного устройства и управления, которые в нем заложены, так как они, в свою очередь, повлияли на конституционный опыт других стран, особенно на основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция верховного суда). Тихонов А. А. Федерализм в странах Латинской Америки. - М.: Международные отношения, 1979. - с. 187.Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для большинства государств Центральной и Южной Америки. Интересен основной закон США и с позиции своего долголетия.
Цель данной работы - рассмотреть предпосылки и историю принятия Конституции и Билля о правах как источник норм, заложенных в эти документы и определивших их особенности.
Глава 1
Война колоний за независимость. Декларация независимости 1776 года
Искрой, из которой
разгорелась американская революция,
стало «Бостонское чаепитие». Бостон,
как и вся Массачусетская колония, уже
давно считались в Британии «возмутителями
спокойствия». В 1773 г. группа заговорщиков
из ячейки «Сыны свободы», переоделись
индейцами, забралась на три судна в Бостонской
гавани и побросали в воду 342 ящика с чаем.
Это событие стали называть Бостонским
чаепитием. Правительство ответило репрессиями
против Массачусетса: в Бостоне запрещалась
морская торговля, отменялась партия Массачусетса,
распускалось её законодательное собрание
.
Но за Массачусетсом стояла вся Америка:
пришлось распустить и другие законодательные
собрания. Английское правительство пошло
на самые решительные шаги для усмирения
мятежников. Порт был блокирован вплоть
до уплаты городскими войсками компенсации
за уничтоженный груз. Англичане упорно
не хотели замечать широты мятежа, полагая
его делом группы радикально настроеных
фанатиков. Но карательная акция против
Бостона не только не усмирила мятежников,
но и послужила всем американским колониям
призывом сплотиться воедино для борьбы
за независимость.1
После бостонского инцидента, запретившего
законодательные собрания, они, однако,
продолжали собираться, а 5 сентября 1774
года открылся в Филадельфии совершенно
уже нелегальный Конгресс представителей
от 12 колоний (55 представителей от всех
американских колоний Великобритании,
за исключением Джорджии), выбранных законодательными
собраниями. Конгресс получил название
- Первый Континентальный конгресс, на
нем присутствовали Джордж Вашингтон,
Самуель и Джон Адамс и другие видные американские
деятели. Первый Континентальный конгресс
сделал обзор законов, нарушающих интересы
колоний. Конгресс выработал петицию к
королю и воззвание к английскому народу,
эти документы признавали связь Америки
с метрополией, но настаивали на отмене
последних парламентских актов относительно
колоний и требовали справедливости, угрожая
в противном случае прекращением торговли
с Англией. Была издана «Декларация прав
и жалоб», которая содержала заявление
о правах американских колоний на «жизнь,
свободу и собственность», а также выражала
протест против таможенной и налоговой
политики метрополии. Конгресс объявлял
бойкот английским товарам вплоть до полной
отмены дискриминационных актов .
17 апреля 1775 произошло первое вооруженное
столкновение между британскими войсками
и американскими сепаратистами. Тем временем,
10 мая в Филадельфии собрался Второй Конгресс
13 колоний, который с одной стороны подал
петицию королю Англии Георгу III о защите
от произвола колониальной администрации,
а с другой начал мобилизацию вооруженного
ополчения, во главе которого стал Джордж
Вашингтон. Король охарактеризовал ситуацию
в североамериканских колониях как восстание
.2
В работе второго Континентального Конгресса
(10 мая 1775 - 1 марта 1781) принимали участие
65 депутатов от всех американских колоний,
хотя представители от Джорджии присоединились
к Конгрессу только 20 июля. Фактически
второй Континентальный конгресс взял
на себя роль национального правительства
в ходе Войны за независимость США.
Результаты работы Конгресса могут быть
изложены в следующем списке важных для
страны решений:
10 мая 1776 года Конгресс издал резолюцию,
по которой любой колонии, не имеющей правительства,
следовало сформировать таковое.
15 мая 1776 года Конгресс издал преамбулу,
в которой предлагалось отказаться от
клятвы верности английской короне и по
предложению Самюэля Адамса конгресс
официально санкционировал образование
независимых от Англии штатов. Колонии
объявили себя республиками-штатами, а
1 июля 1776 года законодательным собранием
Виргинии была принята так называемая
Виргинская декларация прав, которая явилась
первой декларацией в истории американского
народа. Эта декларация охватывала весь
круг идей, обосновывавших отделение от
Англии и образование демократической
республики. Она говорила о защите «жизни,
свободы и собственности» . Почти повсеместно
в штатах были приняты свои «билли о правах»,
которые провозглашали свободу слова,
совести, собраний, неприкосновенности
личности и т. д. Политическая власть перешла
в руки национальной буржуазии и плантаторов.
4 июля 1776 года была подписана Декларация
Независимости, которая стала самым важным
документом, выработанным в ходе работы
конгресса. Декларация независимости
стала первым документом, в котором колонии
именовались, как «Соединенные Штаты Америки».
14 июля 1776 года Конгресс принял решение
о создании Континентальной армии и назначил
Джорджа Вашингтона главнокомандующим
американским ополчением. Начались систематические
военные действия между английскими и
американскими войсками и населением.
15 ноября 1777 года были изданы «Статьи Конфедерации»,
которые стали первым конституционным
документом Соединенных Штатов.3
Статьи Конфедерации были приняты на Втором
континентальном конгрессе 15 ноября 1777
года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы
всеми тринадцатью штатами (последним
это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В
Статьях Конфедерации устанавливались
полномочия и органы власти Конфедерации.
Согласно статьям, Конфедерация решала
вопросы войны и мира, дипломатии, западных
территорий, денежного обращения и государственных
займов, в то время как остальные вопросы
оставались за штатами. Очень скоро стало
очевидно, что полномочия правительства
Конфедерации были очень ограниченными
(в частности, оно не имело полномочий
по налогообложению) и это ослабляло единство
нового государства. Другим крупным недостатком
стало равное представительство от штатов
в Конгрессе Конфедерации, что вызывало
недовольство больших и густонаселёных
штатов. Критика Статей Конфедерации и
необходимость «образования более совершенного
Союза» привели к принятию в 1787 году Конституции
США, которая заменила Статьи Конфедерации
.
Потеряв основные войска в Северной Америке,
Великобритания села, наконец, за стол
переговоров в Париже, 30 ноября 1782 года
было заключено перемирие, а 3 сентября
1783 года Великобритания признала независимость
США (Версальский мирный договор 1783). 25
ноября 1783 года последние британские войска
покинули Нью-Йорк. Независимое американское
правительство передало Флориду Испании,
отказалось от прав на западный берег
Миссисипи в пользу Франции и признало
права Великобритании на Канаду.4
Таким образом, в ходе войны за независимость,
депутаты от колоний, собираясь на свои
конгрессы, независимые от представителей
колониальной администрации, вырабатывали
шаг за шагом документы и законы, которые
постепенно лягут в основу формулировок
Конституции нового государства - США.
Следует отметить, что, после войны молодое
государство ока¬залось в тяжелом положении.
Экономика была подорвана долголетней
войной и разрывом прежних экономиче¬ских
связей. Необычайно возросла стоимость
жизни, почти все население было обреме-нено
долгами . Наиболее радикально на¬строенные
элементы желали продолжения революции,
мечтая о равенстве собствен¬ности. Консервативные
силы, сожалея о произошедшем перевороте,
искали пути примирения с бывшей метрополией.
Конгресс, лишенный реальной власти, судорожно
искал выход из создавшегося положения.
Молодой нации были нужны госу¬дарственное
оформление и защита.
7 июня 1776 г. Р. Г. Ли на заседании конгресса
внес поддержанную Дж. Адамсом резолюцию,
утверждавшую: «что эти Соединенные Колонии
являются и по праву должны быть свободными
и независимыми Штатами; что они полностью
освобождаются от верности британской
короне; что всякая политическая связь
между ними и государством Великобритания
является и должна быть полностью расторгнута».
После дебатов, прошедших 7 — 10 июня, голосование
резолюции было отложено до 1 июля, а 11
июня для подготовки Декларации в поддержку
этой резолюции избран комитет в составе
Т. Джефферсона, Дж. Адамса, Б. Франклина,
Р. Шермана и Р. Р. Ливингстона. Комитет
поручил составить проект Декларации
Джефферсону, который 17 дней (с 11 по 28 июня)
работал над ее текстом, не прибегая к
помощи научных трактатов, памфлетов или
коллег по комитету. Декларация, как вспоминал
позднее ее автор, была призвана «служить
выражением американских устремлений
и придать ему должный тон и дух» .5
Декларация независимости не только объясняла
причины, побудившие американцев к отделению
от метрополии. Это был первый в истории
документ, провозгласивший принцип суверенитета
как основы государственного устройства:
«Поэтому мы, от имени и по уполномочию
доброго народа этих колоний, торжественно
записываем и заявляем, что эти соединенные
колонии являются и по праву должны быть
свободными и независимыми штатами, что
они освобождаются от всякой зависимости
по отношению к британской короне и что
все политические связи между ними и Британским
государством должны быть полностью разорваны,
что в качестве свободных и независимых
штатов они полномочны объявлять войну,
заключать мирные договоры, вступать в
союзы, вести торговлю, совершать любые
другие действия и все то, на что имеет
право независимое государство» .
Формулировки Декларации утверждали за
народом право на восстание и свержение
деспотического правительства:
«В случае, если какая-либо форма правительства
становится губительной для самих этих
целей, народ имеет право изменить или
упразднить ее и учредить новое правительство,
основанное на таких принципах и формах
организации власти, которые, как ему представляется,
наилучшим образом обеспечат людям безопасность
и счастье. Но когда длинный ряд злоупотреблений
и насилий, неизменно подчиненных одной
и той же цели, свидетельствует о коварном
замысле вынудить народ смириться с неограниченным
деспотизмом, свержение такого правительства
и создание новых гарантий безопасности
на будущее становится правом и обязанностью
народа» .
Декларация провозглашала основные идеи
демократии - равенство людей, их «неотъемлемые
права, среди которых право на жизнь, свободу
и на стремление к счастью». Декларация
независимости определяла в качестве
основы прав жителей провинций только
«законы природы и ее создателя». В Декларации
давалось новое, соответствующее республиканскому
идеалу, определение договорной основы
государственной власти. Декларация, подобно
«Здравому смыслу» Пейна, исключала из
числа участников общественного договора
государя и провозглашала, что «справедливая
власть» правительства зиждется только
на «согласии управляемых»: « Мы исходим
из той самоочевидной истины, что все люди
созданы равными и наделены их Творцом
определенными неотчуждаемыми правами,
к числу которых относятся жизнь, свобода
и стремление к счастью. Для обеспечения
этих прав людьми учреждаются правительства,
черпающие свои законные полномочия из
согласия управляемых» .
Большую часть Декларации занимает изложение
всевозможных обвинений в адрес парламента
и монархии Англии, насаждавших в Северной
Америке политический произвол и ущемлявших
экономические интересы колонистов.
Подлинное же значение Декларации заключено
в ее социально-философской части, где
изложены три основополагающие доктрины
просветителей: о равенстве естественных
прав человека, об общественном договоре
как источнике политической власти, о
праве на революционное ниспровержение
деспотического правительства.
Значение Декларации Независимости заключается
так же в следующем. Во-первых, Декларация
Независимости явилась инструментом для
разрыва с Великобританией и создала модель
для создания политического общества.
Во-вторых, этот документ служил для определения
американцев как народа. Декларация стала
первой частью национального гражданского
договора (compact), определила основополагающие
ценности, явилась основой образования
Соединенных Штатов. В третьих, так как
Конституция заменила Статьи Конфедерации,
но не Декларацию Независимости, американцы
до настоящего времени живут при действующем
национальном гражданском договоре (compact),
частью которого является Декларация
Независимости . 6
Глава 2
Статьи конфедерации 1781 года
Статьи Конфедерации и вечного союза - первый конституционный документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий, денежного обращения и государственных займов, в то время как остальные вопросы оставались за штатами. Очень скоро стало очевидно, что полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство нового государства. Другим крупным недостатком стало равное представительство от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и густо населёных штатов. Критика Статей Конфедерации и необходимость «образования более совершенного Союза» привели к принятию в 1787 году Конституции США, которая заменила Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации были составлены на пяти страницах и состоят из преамбулы, тринадцати статей и списка подписей. · Название Конфедерации - «Соединённые Штаты Америки». · Устанавливается суверенитет штатов и гарантируются их полномочия в той части, в какой они не переданы Конфедерации. · Устанавливаются цели создания Конфедерации, штаты обязываются помогать друг другу. · Устанавливается свобода передвижения граждан штатов по Конфедерации и обязанность штатов экстрадировать преступников. · Принцип «один штат имеет один голос в Конгрессе» и порядок назначения делегатов в Конгресс (делегатов определяют легислатуры штатов, одно лицо не может быть делегатом более трёх из каждый шести лет).7
Международные отношения являются исключительной компетенцией Конфедерации, штатам запрещается иметь собственные вооружённые силы (за исключением ополчения) и военный флот без разрешения Конгресса.
Порядок присвоения военных званий во время войны (звания ниже полковника присваивают легислатуры штатов).
Расходы Конфедерации оплачиваются из сборов, установленных легислатурами штатов и распределённых по штатам пропорционально стоимости земли в штатах.
Полномочия Конфедерации: объявление войны, стандартизация мер и весов (включая денежное обращение), рассмотрение споров между штатами. Комитет штатов -- орган, исполняющий обязанности правительства в перерывах между сессиями Конгресса.
Устанавливается порядок принятия нового члена (Канада (современная провинция Квебек) принимается по умолчанию, в остальных случаях требуется одобрение девяти штатов). · Подтверждение обязательств, принятых на себя Соединёнными Штатами до утверждения Статей Конфедерации.
Порядок изменения Статей -- изменения должны быть одобрены всеми штатами.
Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание "вечного Союза между Штатами". В ст. II особо подчеркивалось, что "каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе". Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет "Соединенные Штаты Америки", что должно пониматься как "объединившиеся государства Америки". Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой прежде всего внешнеполитические задачи. В тогдашних условиях это была война за независимость против Британии. Неудивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.
Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представляла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедеративный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.8
Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов", о "свободных гражданах в различных штатах" (из числа их исключаются не только рабы, но и пауперы, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.
"Для более удобного управления делами соединенных штатов" согласно Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание дипломатов", а делегаты были не депутатами, а "дипломатическими агентами".
Конгресс формально
обладал всеми внешнеполитическ
Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными:
Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.9
Глава 3
Разработка, принятие и основные положения Конституции 1787 года
3.1 Разработка и принятие Конституции 1787 года
Формирование США, как независимого государства, занимает сравнительно небольшой исторический отрезок времени. С момента образования на территории современного государства первых английских переселенческих колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративное государство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления на свет юридического документа номер один в истории Соединенных Штатов Америки - Конституции 1787 года. Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое госу-дарство. А воплощением в ней традиции закладывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных заседателей и другие прогрессивные правовые институты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управления. Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в налогообложении и т.д. С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы за независимость, зарождается и развивается специфическая американская практика компромиссов, сыгравшая впоследствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года.10
Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сто-рон (даже если эта “польза” вступала в противоречие соображениям существующей морали). Например, традиционно республиканский, промышленный Север пошел на военный союз с рабовладельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британ-ским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за независимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную революцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.