Восстание Уота Тайлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 23:03, лекция

Краткое описание

Причина восстания 1381 г., охватившего большую часть графств Англии, коренится в резком обострении противоречий социального и экономического порядка в английской деревне. Усиление феодальной эксплуатации в связи с развитием товарно-денежных отношений, как мы уже видели, привело к значительному увеличению денежной ренты в средних и мелких поместьях и к увеличению барщины в крупных поместьях. Экспроприация лордами общинных угодий и усиление общего нажима на крестьян характеризовали уже вторую половину XIII — первую половину XIV в.

Вложенные файлы: 1 файл

Восстание Уота Тайлера.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

Восстание Уота Тайлера.

Причина восстания 1381 г., охватившего большую часть графств Англии, коренится в резком обострении противоречий социального и экономического порядка в английской деревне. Усиление феодальной эксплуатации в связи с развитием товарно-денежных отношений, как мы уже видели, привело к значительному увеличению денежной ренты в средних и мелких поместьях и к увеличению барщины в крупных поместьях. Экспроприация лордами общинных угодий и усиление общего нажима на крестьян характеризовали уже вторую половину XIII — первую половину XIV в.

Англия в эпоху восстания Уота Тайлера.

Противоречия резко обострились в связи с эпидемией чумы в 1348—1349 гг., которая, однако, отнюдь не повернула социальное и экономическое развитие Англии на какой-то новый путь, а лишь отчетливо выявила и обострила уже имевшиеся тенденции. Явления феодальной реакции — усиление барщины, увеличение рент, усиление крепостничества, а особенно жестокие рабочие законы неизбежно должны были привести к взрыву социального недовольства по всей стране. Помимо нарастания противоречий в деревне, усиливалось и недовольство в английских городах. Оно было вызвано разложением цеховой системы, расслоением внутри гильдий (цехов), борьбой между подмастерьями и мастерами, между богатыми и бедными ремесленниками и между гильдиями.

Обстановка в стране особенно обострилась из-за военных неудач и непрерывного роста налогов, вызванного как войной, так и хищнической политикой знати.

Злоупотребления при взимании поголовного налога вызвали сильнейшее возмущение уже в 1380 г., а в июне 1381 г. они стали поводом к восстанию, охватившему значительную часть Англии: двадцать три графства из сорока. В конце мая 1381 г. началось возмущение в Эссексе и Кенте, а в начале июня поднялось уже большинство районов в этих графствах. Восставшие захватили Дартфорд, Рочестер, Кентербери, после чего движение повстанческих отрядов вылилось в мощный поход на Лондон. В Лондоне у восставших было много сторонников, да и внутренние противоречия в столице настолько обострились, что было совершенно естественно, когда лондонцы впустили восставших в столицу. Руководителем восстания стал кровельщик Уот Тайлер, пытавшийся как-то организовать движение и подчинить его участников строгой дисциплине. Идеологом восстания был «бедный священник» Джон Болл, пользовавшийся необычайной популярностью среди восставших крестьян.

Войдя в Лондон, восставшие разгромили дворец Джона Гонта, разрушили тюрьмы и выпустили заключенных, разгромили квартал юристов Темпль, свели счеты с наиболее ненавистными для них королевскими чиновниками. Следует отметить, что во время этих событий крестьяне не допускали грабежей и предавали смерти всякого, уличенного в воровстве. Вскоре повстанцы направились к Тауэру и потребовали, чтобы Ричард II вышел к ним для переговоров.

14 июня в Майл-Энде состоялась встреча восставших с королем. Ричарду II были предъявлены требования, составившие Майл-Эндскую программу. Наиболее важными были требования отменить крепостное право и барщину, перевести все повинности на деньги и установить единообразную денежную ренту в четыре пенса за акр. Крестьяне требовали также свободной торговли для всех английских подданных по всей Англии и амнистии восставшим.

Это была программа, отражавшая интересы зажиточного крестьянства, в целом носившая прогрессивный, хотя и достаточно умеренный характер: крестьяне не ставили вопроса о земле, об общинных угодьях и о рабочих законах. В то же время надо признать реальность требований восставших, так как все, о чем говорилось в этой программе, фактически оказалось действительностью уже в начале XV в.

Ричард II принял эти требования и приказал начать выдачу грамот об освобождении от крепостной зависимости. Крестьянам же велел отправляться домой. Многие зажиточные крестьяне, особенно из Эссекса, были удовлетворены и начали покидать столицу. В то же время малоземельные крестьяне, сельские батраки и городская беднота, не получившие никаких обещаний, во главе с Уотом Тайлером и Джоном Боллом потребовали вторичного свидания с Ричардом. Во время этого свидания вСмит-филде была предъявлена новая программа. Ее суть сводилась к следующему: возврат сеньорами общинных угодий, отнятых у крестьян в предшествовавший период, отмена рабочих законов, секуляризация церковных земель и раздел их между крестьянами, упразднение дворянских привилегий, равенство всех (кроме короля).

Это была несравненно более радикальная программа, очень остро ставившая вопрос о земле и отражавшая интересы малоземельного крестьянства и городских наемных рабочих.

До нас дошла в так называемой «Исповеди» Джека Строу еще одна, наиболее революционная программа. Это — показания одного из вожаков повстанцев, данные им перед казнью. В «Исповеди» говорится о том, что крестьяне намеревались умертвить всех дворян, а короля захватить в плен и водить с собою, дабы все, думая, что он возглавляет восстание, переходили на сторону крестьян. После истребления светских и духовных феодалов предполагалось установить общность имущества и равенство. Короля в конце концов должны были убить, а новым королем поставить Уота Тайлера.

Еще во время переговоров в Смитфилде Уот Тайлер был предательски ранен и вскоре убит, а приближенные короля, собрав ополчение лондонских горожан и рыцарские отряды, начали громить восставших, которым король, заверив, что выполнит их требования, приказал разойтись. Начавшиеся преследования покидавших столицу крестьян вскоре вылились в настоящий кровавый террор. Казнен был Джон Болл. Карательные отряды прошли по восставшим графствам, безжалостно подавляя все очаги сопротивления.

Причины разгрома движения крестьян лежали в основном в имущественной неоднородности рядов восставших. Сыграла роль и недостаточно последовательная позиция горожан, в частности лондонцев, которые вначале примкнули к восстанию, а затем предали его. Много повредил крестьянам наивный монархизм, заставивший их доверчиво отнестись к обещаниям короля.

Несмотря на разгром, восстание Уота Тайлера имело огромное значение для дальнейшей истории Англии: оно в значительной мере способствовало отмиранию крепостного права, хотя и не являлось основной причиной его ликвидации. Не без влияния событий 1381 г. был ускорен переход к денежной ренте. И освовождение крестьян, и коммутация повинностей коренятся в глубинных процессах экономического развития страны, что, однако, не позволяет забывать о событиях, ускоривших их наступление, событиях, потрясших до основания феодальную Англию.

В начале XIII века Англия была едва ли не самой преданной римским папам страной. Ежегодно Рим получал из Англии дань, в пять раз большую, чем английский король. Ситуация резко изменилась после Авиньонского пленения пап, осуществленного Францией. Французский папа Англии был совершенно не нужен. Англичане хотели защитить свою шерсть и создать собственную, независимую церковь. Предлог для начала военных действий нашелся быстро и в 1339 году между Англией и Францией вспыхнула Столетняя война.

Французы грабили Голландию и попросили Шотландию ограбить Англию. Английское войско высадилось на французском берегу, где их ждали многочисленные французские рыцарские полки. Французов было намного больше, чем англичан, и они были уверены в победе. Все получилось по-другому. Не было никакой рукопашной. Великолепные английские лучники, пробивавшие с двухсот метров рыцарей насквозь, в течение трех часов превратили в прах лучшее французское дворянство. После ужасающей битвы при Креси север Франции был ограблен так, что добытые богатства совершенно изменили повседневную жизнь и обычаи английского дворянства. Награбленные сокровища были использованы и нарождавшейся английской буржуазией для создания национальной промышленности.

Авиньонский папа поддержал французов и это объединило англичан. Теперь поддержка папы означала измену перед страной, а борьба с ним считалась высшим патриотизмом. Ни о какой дани папе речи больше не шло. В Англии находили приют выдавленные из Европы многочисленные религиозно-философские общины, школы, секты, ордена, еретики. В первой половине XIV века из Голландии в Англию перебрались лолларды.

Впервые общины лоллардов – «бормочущих молитвы» – появились в 1300 году в Антверпене как благотворительное общество. Через полвека народные проповедники и бедные странствующие священники из Антверпена выступали перед английскими крестьянами и горожанами. Их деятельности власти поначалу не мешали. Теоретиком англиканской церкви и противником папства выступил выдающийся ученый Джон Виклеф, священник, профессор оксфордского университета. Он возвеличивал бедность Иисуса Христа, противопоставлял ей надменность и богатство его преемников на апостольском престоле. Он требовал от пап и католических иерархов такой же бедности, какой Христос требовал от своих богатых учеников. Бедность Виклефа распространялась только на духовенство и не касалась светских властей, которым переходила церковная недвижимость. Английская знать во главе с королем полностью поддерживала Джона Виклефа.

Борьба против папства шла по всей Англии и вскрыла все общественные противоречия того времени. Общины лоллардов появились во всех английских графства.

Европа бурлила, и английские купцы предложили голландским шерстепереработчикам переехать на Остров. Королевский указ давал большие льготы голландским ткачам, валяльщикам и красильщикам при переезде в Англию. По всей Голландии действовали английские эмиссары. Современник писал: «Не возбуждающие подозрений эмиссары были посланы королем в ту страну. Они вкрадывались в доверие таких нидерландцев, которые были полными хозяевами в своем ремесле, но не хозяевами над самим собою, а наемными рабочими или учениками. Они изливались в жалобах по поводу рабства этих бедных людей, к которым мастера относились больше по язычески, чем по христиански, скорее как к лошадям, чем как к людям. Рано с постели и поздно в постель, целые дни за тяжелой работой, скудное продовольствие, пара селедок и сухой сыр, все это только за тем, чтобы обогатить негодяев, их мастеров, не получая для себя лично ни малейшей выгоды. Как были бы они счастливы, если бы отправились в Англию и принесли с собой свое ремесло, которое обеспечило бы им повсюду сердечный прием. Там, говорили им, они могли бы есть мяса и баранины сколько хотят, только бы не лопнуть от этого. Счастлив земледелец-йомен, в дом которого войдет такой голландец, принося с собой ремесло и богатство. Как чужой вступит он в дом, но только для того, чтобы покинуть его женихом или зятем».

Многие голландцы переехали в Англию. Центром шерстяной промышленности стал Норфолк. Там находилось и больше всего лоллардских общин. Неизвестно, стало ли голландским мастерам жить лучше на английской земле, чем на родине, но именно из Норфолка по всей Англии вышли агитаторы лоллардов. «Бедные братья» говорили уже не о привилегиях католической церкви. Лолларды резко обличали феодальных сеньоров, требовали отмены барщины, десятины и чрезмерных налогов. Бог сотворил всех людей равными, говорили агитаторы, и требовали уравнения сословий, свободы, равенства и братства. В Англии того времени не было разбоев. Дороги были полностью безопасны, по обычаю гостеприимства в многочисленных монастырях проповедники получали приют и пищу. Самой популярной английской песней второй половины XIV века стала: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, Кто был там дворянин?» Напрямую к восстанию лолларды не призывали, но народ был взбудоражен повсеместно.

Выдающийся лоллардский идеолог и проповедник Джон Болл собирал огромные толпы народа. С 1356 года «сумасшедший священник из Кента» проповедовал в Норфолке и Эссексе. Через несколько лет глава английской церкви архиепископ Кентерберрийский отлучил Джона Болла от церкви, а король арестовал его. Идеолога лоллардов выпустили на свободу и он тут же возобновил проповеди на городских площадях. Одна из его речей сохранилась:

«Возлюбленные мои! Дела в Англии не пойдут лучше, пока все не сделается общей собственностью и пока не исчезнут как вассалы, так и дворяне; пока все мы не сделаемся равными и господа такими же, как мы.

Как они относятся к нам? Почему они держат нас в рабстве? Все мы происходим от одних и тех же родителей, от Адама и Евы. Как господа могут доказать, что они лучше, чем мы? Разве тем, что мы добываем и обрабатываем то, что они истребляют? Они носят бархат, шелк и меха, а мы одеты в жалкую холстину. У них вина, пряности и пирожные. У нас отруби, и пьем мы только воду. Их доля – безделье в великолепных замках, наша – заботы и труд, дождь и ветер в поле. Однако из нашей работы извлекают они свою пышность. Нас называют холопами и бьют нас, если мы медлим предложить им свои услуги. И нет у нас короля, который хотел бы выслушать нас или помочь нам добиться своих прав. Но наш король молод. Пойдем к нему, покажем ему наше рабство, которому должен быть положен конец. Иначе мы сами найдем средство для выхода. Если мы вместе пойдем к королю, за нами, чтобы получить свободу, последуют все, кого называют холопами и держат в рабстве. Когда король увидит нас, он добровольно что-то предоставит нам. Иначе мы поможем себе другим способом».

Бароны говорили: «Король заточил Болла на несколько месяцев. Лучше бы он умертвил его». Было уже поздно. Движение лоллардов выросло в огромную силу. Навстречу Джону Боллу шел Уот Тайлер.

Английское дворянство недавно помогло французскому подавать народное восстание – Жакерию. Рыцари объединились и перебили восставших крестьян. Бароны думали, что с английскими крестьянами трудностей не будет. Вышло по-другому.

Длительная война не улучшила положение крестьян. Положение ухудшила чума, за двадцать лет унесшая в Европе почти двадцать пять миллионов жизней. Рабочих рук не хватало, и бароны усилили давление на крестьян. Военное счастье изменило Англии, у которой остались только несколько северных французских портов.

Английские лэндлорды заменили натуральные платежи и налоги на денежную ренту, что значительно ухудшило положение крестьян. Сеньоры начали захваты общинных земель. Крестьяне начали организовываться в союзы. Организаторами движения, внесшими в него единство и связность, стали лолларды. Отношения между крестьянами и баронами обострились до крайности. Многие крестьяне получили в Столетней войне военный опыт и умение обращаться с оружием.

В 1380 году в Англии был введен новый поголовный налог на военные нужды, утроенный по сравнению с 1379 годом. Весной 1381 года архиепископ Кентерберргийский бросил Джона Болла в мейдстонскую тюрьму. При аресте Болл заявил, что двадцать тысяч друзей скоро освободят его. 10 июня 1381 года кровельщик Уот Тайлер встал во главе восстания в Норфолке и Кенте. Тайлер несколько лет воевал во Франции и хорошо знал военное дело. Восставшие освободили Джона Болла и пошли на Лондон. Восстание охватило большинство английских графств. Восставшие передали королю, что хотят говорить с ним, чтобы рассказать о своих бедах, желаниях и требованиях. Короля от встречи отговорили архиепископ Кентерберрийский и другие советники. Крестьянам передали, что король не будет разговаривать с босоногими разбойниками. Восставшие пришли в ярость и поклялись, что найдут советников короля где бы они не находились, и снимут с них головы.

Информация о работе Восстание Уота Тайлера