Восстание декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 14:36, контрольная работа

Краткое описание

Декабристы - первые русские революционеры, выступившие в декабре 1825 года с оружием в руках против самодержавия и крепостничества.
Участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, они называли себя «детьми 1812 года». Будущие декабристы были свидетелями беспримерного подвига русского народа, освободившего свою страну и европейские государства от наполеоновского ига. На родине же они снова увидели мрачные картины крепостного права, тяжелое положение вчерашних героев.

Содержание

Введение
Предпосылки восстания
Революционные общества и кружки
Конституция Муравьева и «Русская правда» Пестеля
Восстание 14 декабря 1825 года
Последствия восстания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

восстание декабристов - копия.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Верховный уголовный суд был создан по манифесту от 1 июня 1826 г. и работал с 3 июня по 12 июля 1826 г. Всего в вынесении приговоров принимало участие 68 человек. В состав суда вошли находившиеся на тот момент в Петербурге члены Государственного совета (17 человек), сенаторы (35), члены Святейшего Синода (3) - эти категории носили название «сословий», - а также лица, специально назначенные императором (таковых было 13).

На момент деятельности Верховного уголовного суда систематизация действующего законодательства России еще не была завершена. Формально продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., согласно которому едва ли не все подсудимые подлежали смертной казни и вопрос стоял только о способе экзекуции. Действовавшие петровские законы (Воинский регламент, Морской устав и др.) отличались такой же суровостью. Кроме того, петровское законодательство ввело такое специфическое наказание, как политическая смерть - полное лишение человека правового статуса («ошельмованного» нельзя было только убить). Во второй половине XVIII в. была введена мера, промежуточная по отношению к политической смерти - лишение прав состояния, которое также предусматривало прекращение имущественных и семейных отношений, однако без «шельмования». Главным же отличием политической смерти от лишения прав состояния, также подразумевающего потерю сословного статуса, оставались элементы позорящего наказания (возведение на виселицу, положение головы на плаху). Обе эти меры (политическая смерть и лишение прав состояния) первоначально подразумевали ссылку на каторжные работы, а к началу XIX в. и ссылку на вечное поселение в Сибирь.

Что же касается юридической подготовки членов суда, то она по-прежнему оставалась низкой. Большинство сановников знакомились с юридическими нормами уже в процессе службы. Переход к современному типу правового мышления еще только начинался. Все это создавало большие трудности при определении наказаний большому числу подсудимых, степени вины которых значительно различались и деяния которых зачастую не подходили ни под один из известных прецедентов.

Многие декабристы находились в тюрьмах и казематах в кандалах, а некоторых подвергали более изощренным мучениям. О тяжести одиночного заключения писал декабрист В.П. Зубков: “Изобретатели виселицы и обезглавливания - благодетели человечества; придумавший одиночное заключение - подлый негодяй; это наказание не телесное, а духовное. Кто не сидел в одиночном заключении, не может представить себе, что это такое».

Не лучше, чем в казематах, были камеры и в Секретном доме Алексеевского равелина, где содержались многие декабристы.

В Секретном доме надзор за заключенными был очень строгим, но все это не сломило мужества декабристов. Они находили возможность общения между собой путем перестукивания, используя составленную Бестужевым тюремную азбуку. Впоследствии эта азбука - «бестужевка» вошла в арсенал всех русских революционеров, попадавших в заключение.

Вынесение приговоров по делу декабристов происходило в несколько этапов. Первоначально выделенная из состава суда Разрядная комиссия определяла количество разрядов, на которые соответственно тяжести вины распределялись подсудимые, и производила предварительное распределение подсудимых по разрядам в соответствии с составом преступления. После этого суд принимал предложенное количество разрядов и на основании материалов, полученных от Верховной следственной комиссии и проверенных Ревизионной комиссией, выносил приговоры сначала по каждому разряду в целом, а затем, в целях уточнения индивидуальных мер наказания, - по каждому подсудимому в отдельности. В завершение всего приговор поступал на утверждение Николаю I.

После суда были казнены через повешение: Сергей Муравьев-Апостол, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Каховский. Остальные были сосланы в Сибирь, а солдаты были приговорены еще и к телесным наказаниям.

Последствия восстания

После отправки декабристов в Сибирь многие их жены последовали за своими мужьями. Подвиг совершили женщины (при этом всячески подчеркивается именно русский характер явления) отказавшись от всего что имели, оставив детей они последовали за супругами, добровольно решив разделить с ними все тяготы суровой каторжной жизни. Хотя из 12-ти декабристок русскими были только пять, из остальных две (Анненкова и Ивашева) - чистокровные француженки, одна (Трубецкая) - француженка по отцу и воспитанию, две польки по крови и культурной ориентации (Ентальцева и Юшневская), две - украинки хотя бы наполовину (Волконская и Давыдова). Все они, однако, принадлежали к сословию, считающемуся носителем русской государственной культуры - дворянству (исключение - наемные работницы Полина Гебль (Анненкова) и Камилла Ле-Дантю (Ивашева)) и в этом качестве действительно были первыми русскими женщинами, поступок которых, стал явлением общественно значимым и повлиявшим на формирование самосознания русских женщин (недаром одной из основоположниц русского женского движения стала внучка декабриста Ивашева). Хотелось бы рассказать о некоторых декабристках поподробнее.

Первой получила разрешение следовать за мужем Е.И. Трубецкая, которая уехала из Петербурга 24 июля 1826 года, на следующий день после отправки мужа. Она была дочерью графа И.С. Лаваля и жила с мужем в богатом особняке отца на Английской набережной. С.П. Трубецкой поселился в доме тестя в 1822 году, вернувшись с женой из Парижа. С этого времени дом Лаваля оказался тесно связан с декабристами. У Трубецкого, комнаты которого находились на нижнем этаже, собирались члены Тайного общества.

После отъезда Е.И. Трубецкой в Сибирь дом ее родителей стал центром, где можно было получить сведения о ссыльных.

Е.И. Трубецкая, горячо любившая мужа, разделила его участь. Из Петербурга до Красноярска ее сопровождал секретарь отца, но вскоре он заболел и она продолжила путь одна.

После Забайкальской каторги в 1839 г. Трубецких отправляют на поселение в село Оёк Иркутской губернии. В Сибири сбылась мечта Екатерины Ивановны: она стала матерью, но из семерых детей трое умерли в младенчестве. В 1845 г. кн. Е.И.Трубецкой с детьми разрешено жить в Иркутске, где они приобретают дом в Знаменском предместье. Кроме своих, у них жили пятеро приемных детей, в том числе дочери декабриста М.К. Кюхельбекера - Анна и Юстина. Для своих воспитанников княгиня стала второй матерью. Жена декабриста активно занималась благотворительностью. Она помогала не только товарищам по ссылке - декабристам, но и многим беднякам Иркутска и окрестных деревень. Дом Трубецких всегда "набит слепыми, хромыми и всякими калеками". Глубоко верующий человек, Екатерина Ивановна помогала православным храмам Иркутска и его окрестностей. В ее доме часто собиралась передовая молодежь Иркутска. В 1854 г. кн. Е.И.Трубецкая скончалась. Последний свой приют Екатерина Ивановна обрела в ограде Знаменского монастыря, где уже покоились трое ее детей.

Вслед за Трубецкой из Петербурга выехала М.Н. Волконская, жена члена Южного общества С.Г. Волконского. Мария Николаевна приехала в 1826 г. в Благодатский рудник, где жила в крестьянской избе с кн. Е.И.Трубецкой. "Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории", - считали сибиряки. Она "исполняет роль фельдшера, приносит больным здоровую пищу", для каторжника-мусульманина выписывает Коран, собирает гербарий сибирской флоры для доктора Даулера в Петербурге, составляет энтомологическую коллекцию и минералогический кабинет Сибири. С 1837 г. Волконские живут на поселении в селе Урик Иркутской губернии. В 1845 г. кн. М.Н.Волконской с детьми разрешено переехать в Иркутск, куда в 1845 г. переселился и Сергей Григорьевич. Свой дом из Урика они также перевозят в Иркутск. Мария Николаевна "сумела сделать из своего дома главный центр иркутской общественной жизни", она была душой музыкальных, театральных и литературных вечеров, в ее салоне часто устраивались балы, маскарады для иркутской молодежи. И эта "открытая жизнь в доме Волконских прямо вела к сближению общества и зарождению в нем более смягченных и культурных нравов и вкусов". Княгиня заботится о развитии музыкальных вкусов воспитанниц Иркутского Девичьего института, сама подбирает для хора ноты, помогает устраивать благотворительные балы. После амнистии 1856 г. Волконские жили в имении Воронки Черниговской губернии, принадлежавшем их дочери Елене Сергеевне. Там они и похоронены.

Идеи декабристов подхватили, укрепили революционеры - разночинцы, начиная с Чернышевского и заканчивая народовольцами. «Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян», - писал В.И. Ленин, часто в своих речах и трудах упоминая декабристов как первых революционеров. После Октябрьской Социалистической революции в память о декабристах их именами названы многие памятные места, связанные с ними: улицы Рылеева, Якубовича, Пестеля, переулок Каховского.

 

Заключение

Несмотря на разгром восстания, идеи декабристов не погибли. Передовые слои общества понимали, что в лице декабристов против самодержавия и крепостничества выступили самые образованные, знатные и талантливые люди. Даже в эпоху реакции, наступившей после восстания, интерес к декабристам и их идеям не иссяк. И именно поэтому после амнистии 1856 года вернувшиеся из ссылки декабристы оказались в центре внимания и уважения современников.

Лозунги борьбы декабристов с самодержавием и крепостничеством подхватили последующие поколения, борясь за права и свободы своего народа.

Список использованной литературы

Г.А. Принцева, Л.И. Бастарева. Декабристы в Петербурге. - Л., Лениздат, 1975

Г.В. Чагин. Декабристы в Москве: Худож. - докум. Очерк. - М.: Дет. Лит., 1987

В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т.30, с.315

А.В. Повелихина. Политические процессы николаевской эпохи. Декабристы. М., 1972

 


 



Информация о работе Восстание декабристов