Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим периодом в жизни Киевской Руси было правление Ярослава (980—1054). Именно Ярославу принадлежит заслуга в деле создания наиболее благоприятных условий для распространения просвещения на Руси и дальнейшего укрепления христианства. Он оставил о себе память у потомков «делами внутреннего устроения». В 1016 г. Ярослав впервые занял Киев. Но скоро Святополк напал на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками занял Киев. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. К тому моменту против Святослава велико было негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков, и Святослав бежал к печенегам. В 1019 г. Ярослав разбил брата в битве на реке Альте и окончательно стал киевским князем.

Содержание

1. Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром 3
2.Социальная структура общества при Ярославе Мудром 4
3. Экономический строй Киевской Руси 6
4. Княжение Владимира Мономаха 9
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

История-1к1с.docx

— 34.72 Кб (Скачать файл)

В результате заключения династических  браков Русь оказалась связана практически  со всеми сильнейшими европейскими государствами.

Таким образом, время Ярослава Мудрого - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы, быстро догонявшим передовые  страны в социально-политическом и  культурном отношении. Самые могущественные государственные деятели Европы стремились в первой половине XI века к союзу с Русью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Княжение Владимира Мономаха

После смерти Ярослава Мудрого (1054г.)  Киевская Русь делится на пять частей по количеству его сыновей. Он завещает править этими землями в мире и согласии. Но между братьями начинаются распри, что положило начало дробления Руси на княжества. Единственным князем, который на время остановил этот процесс, был Владимир Мономах.

 Владимир Мономах родился  в 1053 г., за год до смерти  деда своего, Ярослава, и был любимым  сыном Всеволода. Мать Владимира,  последняя супруга Всеволода.  Была дочь греческого императора  Константина Мономаха; Владимир  по деду со стороны матери  получил имя Мономаха. Таким образом,  у него было три имени: одно  княжеское – Владимир, другое  крестное – Василий, третье дедовское – Мономах.

 В 1113 г. умер Святополк,  и киевляне, собравшись на вече, избрали Владимира Мономаха своим князем. Но Владимир медлил, т.к. был великодушным человеком, и искренне оплакивал смерть Святослава, давно забыв несправедливость и вражду между ними. Но между тем, киевляне, не довольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысячского Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Но не все киевляне участвовали этих погромах. Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. “Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей” . Владимир приехал в Киев и занял на престол Киевский по настоянию киевлян.

 Время его правления, вплоть  до самой смерти в 1125 г., было  самым лучшим для Киевской  Руси. В это время, ни половцы,  ни другие племена не беспокоили  Русь, и даже Владимир сам посылал  сына своего Ярополка на Дон,  где он завоевал у половцев  три города и привез себе  жену ясского хана. Другой сын Владимира, Мстислав, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье, а Юрий, еще один из десяти его сыновей, разгромил болгар на Волге. Удельные же князья, не смели заводить между собой междоусобицы, и в случае строптивости, всегда чувствовали твердую руку Мономаха. Владимир всегда прощал первые попытки нарушить порядок, но всегда наказывал за повторные нарушения. Тому есть множество примеров, вот некоторые из них: Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захватывал людей между Припятью и Двиною: за то сын Мономахов, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей в новый городок, для них основанный. Сам Великий Князь, объединившись с Давидом Черниговским и с Ольговичами, взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь им оскорбленный, привел его как пленника в Киев, где он и скончался.

 Точно так же в 1118 г.  Владимир, собрав князей, пошел на  князя волынского Ярослава Святополковича, в результате чего, Ярослав покорился. Но потом Ярослав напал на Ростиславичей и навел на них ляхов. Владимир выгнал Ярослава и отдал Владимир - Волынский своему сыну Андрею.

 Беспокойные Новогородцы, употребляя во зло юность своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторых у себя, а других заточил.

 Владимир Мономах в русской  истории известен не только  “собиратель земель русских”, но и как законодатель. При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысяцких – киевского, белгородского, переяславского – и людей своей дружины, поставлено было насколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%) .

 Из-за частых войн и нашествия  половцев, разорялись многие купцы  и торговые предприятия. Вторые  подвергали купца опасностям, от  этого и те, которые давали  ему деньги, также находились  в опасности потерять свой  капитал. От этого и шли непомерно  завышенные проценты. Некоторые  торговые предприятия брали товар  на продажу, и расплачивались  после реализации, с выплатой  процентов. Но при такой системе  нередки случаи обмана. Владимир  положил конец мошенничествам, а  так же ввел прообраз процедуры  банкротства, где имущество обанкротившегося  человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись  между кредиторами следующим  образом: преимущество имели иностранцы, за ним следовали князья, а  потом получали деньги остальные  заимодавцы.

 По некоторым данным ко  времени Мономаха можно отнести  постановление о наследстве. По  тогдашнему обычному русскому  праву, все сыновья наследовали  поровну, а дочери получали  приданое при замужестве. Каждому,  однако, предоставлялось право распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и дружинников и в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.

 Кроме того, для всех законов  замужняя женщина уравнивалась  юридическими правами с мужчиной, т.е. несла точно такую же  ответственность перед судом. 

 Местом суда в древности  были: княжеский двор и торг, и  это означает, что суд был княжеский,  но был суд и народный –  вечевой. Доказательством на суде  служили: показания свидетелей, присяга,  а так же испытания водой  и железом (точно не известно, когда это было введено) .

 Эпоха Владимира Мономаха  была временем расцвета состояния  литературной и художественной  деятельности на Руси. В Киеве  воздвигались новые каменные  церкви, украшенные живописью: при  Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса.

 К этому времени так же  относят появление нашей первоначальной  летописи. Игумен Сильвестр (около 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

 Во времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из  византийской литературы. Из первоначальной  летописи видно, что русские  грамотные люди могли читать  на своем языке Ветхий Завет  и жития святых. Тогда же по образцу византийских писателей стали составлять жития русских людей, которые своими делами оставляли глубокие следы в нашей истории. Примером тому может служить житие Антония и Феодосия, основателей Печерской обители.

 Перед своей смертью Мономах  наказывает князьям, чтобы они  не казнили смертью всех подряд, даже если преступник был достоин  ее. Мономах поучает детям своим,  что бы они делали все сами, и не полагались на тиунов  и отроков. Он завещает им  самим судить и защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным  губить слабых, приказывает кормить  и поить всех приходящих к  ним. Он завещает им посещать больных, отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны, всякого встречного обласкать добрым словом, любить своих жен, но не давать им над собой власти, почитать старших как отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным за благословением, отнюдь не гордится своим титулом, помня, что все поручено им Богом на малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это большим грехом. Относительно войны Мономах не советует детям полагаться на воевод, а снаряжать войско самим. Во время походов не пировать и не предаваться сну в походе. Во время сна оружия не снимать, во время прохождения войска по земле русской смотреть, чтобы воины не делали вреда жителям в селах и не портили хлеб на полях. И, наконец, он велит им учиться читать и приводит в пример отца своего, Всеволода, который сидя дома выучил пять языков.

 Мономах оставил о себе  память, как об одном из лучших  князей. Хоть Владимир Мономах  и вошел для большинства из  нас в историю как “собиратель земель Русских”, он был поистине великим князем, т.к. дела его великие были направлены на развитие как всех сторон Киевской Руси, как государственного образования, так и на пользу жителям.

Княжение Владимира Мономаха в  Киеве – славная страница нашей  истории. Умный политик и удачливый  полководец, он твердой рукой подавлял все междоусобные конфликты своих  многочисленных родственников.

К концу княжения Мономаха усобицы  временно прекратились, ослабла и  половецкая опасность. На время степняки прекратили свои разорительные набеги.

Посвятив большую часть своей  жизни решению политических и  военных проблем, князь много  времени уделял литературе, искусству  и архитектуре. В княжение Мономаха строятся новые каменные соборы, пишутся  летописи. Да и сам князь был  крупнейшим писателем своего времени. В написанном им "Поучении сыновьям" он изложил основные вехи трудного жизненного пути. В "Поучении" говорится, что идеальный русский князь должен беспрекословно подчиняться старшему в роде, жить в мире с равными себе князьями, не притеснять младших князей и бояр и, по возможности, избегать кровопролития. Наглядный пример такого устройства Владимир видит у птиц: птицы весной прилетают в родные края, и каждая находит свое, принадлежащее ей место. Ни одна не пытается согнать другую, но каждая довольствуется своим уделом.

Владимир скончался 19 мая 1125 года. Летописцы воздали ему посмертную похвалу, какой доселе не удостаивался на страницах летописи ни один правитель: "Украшенный добрыми нравами, прославленный победами. Перед его именем трепетали все страны.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Арсланов Р.А., Керров В.В. История  России с древнейших времен  до конца ХХ века. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 355с.

2. Деревяко А.П. История России: Учебник для вузов. - М.: Мангрув, 2009. - 577с.

3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. Книга 1. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2008. - 280с.

4. Исаев И.А. История государства  и права России. Полный курс  лекций. - М.: Юрист, 2009. - 447 с.

6. Моряков В.И. История России. - М.: Изд-во Московского университета: ГИС, 2010. - 494с.

7. Миненко Н.А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2010. - 413с.

8. Отечественная история (с древнейших времен до 1917 г.). Учебник / Под ред. А.Ю. Дворниченко.- М.: НОРМА, 2009. - 514с.

9. Орлов А. С. Владимир Мономах. - М.-Л.: АН СССР, 1946.

10. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. с. 158-215.

 


Информация о работе Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром