Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 21:18, методичка

Краткое описание

Предмет изучения курса – история восточных славян от первоначального расселения на территории Восточной Европы по первую треть ХІІ века.
Цель курса заключается в том, чтобы дать обучаемым целостное представление об истории восточных славян, основных этапах их развития в обозначенный период, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития восточнославянского общества.

Содержание

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Вуч.-метад.комплекс па ГІСТОРЫІ УСХОДНІХ СЛАВЯН Стацыянар .doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

«Повесть временных лет» — общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. и известный в двух главных редакциях — Лав-рентьевской и Ипатьевской. Предположительно, первым автором летописи был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Важнейшей задачей своего труда он считал выяснение, «откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжи-ти». При этом особое внимание Нестор уделил пропаганде единства княжеского дома Рюриковичей. После вокняжения Владимира Мономаха (1113) летопись дополнил и переработал игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр. Он довел изложение до 1116 г., подчеркнув значение деятельности Мономаха и преувеличив его роль в событиях конца XI — начала XII в. Дополнения Сильвестра утверждали варяжское происхождение Руси и связывали ее с западноевропейскими народами. Возможно, эти вставки объяснялись европейскими родственными связями семьи Мономаха. В 1118г. летопись подверглась новой переделке, которая обосновывала родство дома Мономаха с византийскими императорами. Несмотря на известную тенденциозность, в целом «Повесть временных лет» представляет важнейший источник для изучения славянского этногенеза и социально-политической истории Киевской Руси. Древнерусская история представлена в ней как часть всемирной и связана с историей славянства. На ней основано большинство сохранившихся летописных памятников более позднего времени.

Поляне — восточнославянский племенной союз VI—IX вв., занимавший территорию по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Происхождение этнонима «поляне» летописец объясняет тем, что они «в поли седоху». Центр объединения — Киев. Территория полян явилась основным ядром создания древнерусского государства.

«Путь из варяг в греки и из грек по Днепру» — система речных путей в древней Руси, связывавших Черное море с Балтийским. Сложился не позднее IV—V вв. Его общая протяженность (от устья Невы до устья Днепра) составляла приблизительно 2200 км. Письменные и археологические данные свидетельствуют о большом значении этих торговых путей в истории славян. Именно по ним возникли древнейшие русские города: Ладога, Новгород, Старая Руса, Смоленск, Любеч и др. На лодках-однодеревках русские купцы везли в Византию пушнину, полотно, мед и воск, рабов. С юга, вверх по Днепру, ввозили вино, пряности, фрукты, дорогую посуду и ювелирные изделия. В XI—XII вв. в связи с дроблением Руси и крестовыми походами, установившими связь с Востоком через Средиземное море, этот путь утратил свое значение. Его описание имеется в «Повести временных лет» и у византийского императора Константина Багрянородного (середина X в.).

Рало  — орудие земледелия, близкое по типу к примитивному плугу. Рало с  железным наконечником известно у восточных славян в I тыс. н. э. В IX—X вв. появился плуг.

Радимичи —  восточнославянский племенной союз, располагавшийся в восточной части верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам. С середины IX в. радимичи платили дань хазарам. В 885 г. князем Олегом были присоединены к Киевской Руси. Окончательно потеряли самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито на реке Пищане воеводой князя Владимира Волчьим Хвостом. Позднее их территория вошла в состав Черниговского и отчасти Смоленского княжеств.

Род — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя.

Русь — русская  земля, название народа и государства  восточных славян с центром в Среднее Поднепровье. Происхождение этого термина историки-норманисты связывают с летописной легендой о призвании варягов, пришедших княжить в Новгород с «русью», т. е. со своим племенем. Из этого следует, что название государства и народа имеют не славянское, а скандинавское происхождение. Аргументация противников (антинорманистов) основана на том, что о «ру-сах» и «Руси» сообщают арабские и византийские источники VI—VIII вв., а также Вертинские анналы. В тексте летописи также указывается на связь «руси» с княжеством полян. Некоторые лингвисты считают, что корни «рус» и «рос» возникли в эпоху славянской языковой общности, т. е. значительно раньше «призвания варягов».

Северяне —  союз восточнославянских племен, занимавший земли по рекам Десне, Сейму, Суле и их притокам. Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными — радимичи и вятичи. Восточные и южные границы северян, лежавшие по окраине степей, занятых кочевниками, не были постоянными; временами они достигали верховьев Северного Донца. В VIII — начале IX в. северяне платили дань хазарам. Около 865 г. вошли в состав Киевской Руси.

Славия  — название области Руси у арабских авторов X в. По сообщениям Ибн-Хаукаля, это главная, «самая высшая из них, называют (ее) ас-Славия, и царь их в городе Салау». Историки отождествляют Славию с территорией ильменских словен, а город Салау (Слава) — с Новгородом или предшествующим ему поселением.

Склавины — у византийских писателей VI в. название одной из групп славянских племен на северных границах Византии. По сведениям Иордана, заселяли земли на севере до реки Вислы, на востоке до реки Днестра, на западе до среднего течения реки Саввы, представляя западную группу славянских племен. С начала VII в. (после того, как имя антов, разгромленных аварами, перестало упоминаться в источниках) склавины встречаются как собирательное название славян вообще. Оно сохранилось в названии Склавинии, которое в византийских источниках обозначает области Пелопонеса и Македонии, густо заселенные славянами.

Тиверцы — одно из восточнославянских племенных объединений. Занимали территорию между Днестром, Прутом и Дунаем, доходившую на юге до Черного моря. В 907 и в 944 гг. принимали участие в походе на Византию. В середине X в. вошли в состав Киевской Руси. Под натиском печенегов и половцев в XII в. отошли на север, где постепенно смешались с местным населением.

Тотемизм — первобытный культ, связанный с представлениями о родстве между группами людей (обычно родами) или другими тотемами — видами животных, растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Требище — языческое святилище у восточных славян, место совершения религиозных обрядов, гаданий и принесения жертв (треб). Обычно располагалось под открытым небом, в священном лесу или на горе, иногда было окружено валом и рвом. Для принесения жертв (в виде продуктов сельского хозяйства или животных) предназначался обычно огромный камень с нанесенными магическими знаками.

Уличи — одно из племенных объединений восточных славян, расселившихся по нижнему течению Днепра, по Бугу и на берегах Черного моря. Вели упорную борьбу с киевскими князьями за свою самостоятельность. В течение трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом (около 940). В середине X в. были включены в состав Киевского государства. Под натиском кочевников отошли на север. Последнее упоминание в летописи относится к середине X в.

Фетишизм — культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлению верующих, сверхъестественными свойствами.

Хазарский каганат — государственное образование, возникшее в середине VII в. во главе с каганом. Столица — Семендер, с начала VIII в. — Итиль. Включало территории Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. С VII в. Каганат враждовал с Византией, угрожая ее владениям в Причерноморье. В зависимости от хазар находились соседствовавшие со степью славянские племена (поляне, северяне, вятичи, радимичи), которые платили дань хазарам «с дыма» деньгами и пушниной. Освобождение от хазарского ига «Повесть временных лет» связывает с походами князя Олега (965), подчинившего славянские племена своей власти.

Хазары — тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе около IV в., после нашествия гуннов и кочевавший в районе Каспия. В середине VII в. хазары образовали государство (каганат), представлявшее федерацию многих племен. В Хазарии происходил частичный переход к оседлости, развивалось сельское хозяйство и феодальные отношения, существовало домашнее рабство. До VIII в. хазары были идолопоклонниками, в конце столетия верхушка хазар приняла караимское вероисповедание. После разгрома Каганата в X в. хазары как самостоятельный этнос исчезли, растворившись среди других кочевников (половцев).

 

 

 

 

V

Свод древнейших письменных известий о славянах. В 2 т. М., 1994—1995. Горский А. А. Проблема происхождения названия «Русь» в современной советской историографии // История СССР, 1989, № 3. Алексеев В. П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969. Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М., 1985.

Ловмянъский X. Русь и норманны. М., 1985.

Ляпушкт И. И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII — I половина IX в.). М.;Л., 1968. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв. М., 1993. Пъянков А. П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси. Мн., 1980.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. В 2 т. М., 1981—1987. Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000. Славяне и скандинавы. М., 1986.

Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982. Фомин В. В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси // Вопросы истории, 2004, № 8.

Франклин С., ШепардДж. Начало Руси. 750—1200. СПб., 2000. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории, 1991, № 6.

 

 

ЧАСТЬ 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Киевская  Русь — крупнейшее территориально-государственное образование Восточной Европы. Племенные федерации, вошедшие в его состав, являлись не только этническими, но и политическими структурами с определенной автономией. Несмотря на то, что государство строилось по территориальному принципу, его части сохраняли устойчивые родоплеменные границы. Политический монополизм Киева был весьма относительным. Киевское государство с момента возникновения носило полиэтнический характер, в его состав входило более двадцати народов, находившихся в различных формах даннической зависимости от Киева.

В литературе последних десятилетий утвердилось  мнение, что Киевская Русь развивалась аналогично западноевропейской модели. Действительно, древнерусское общество представляло собой часть современной ему Европы и демонстрировало тенденции, характерные для становления европейской цивилизации. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который предоставлял вассалу определенную автономию. Главой государства был великий князь, происходивший из рода Рюриковичей. Высший слой общества составляли его вассалы, обязанные военной службой. Одновременно они выступали сюзеренами на «своей» территории: имели менее знатных вассалов, обладали правом отъезда к другому сюзерену.

Вместе  с тем, в отличие от варварских государств Западной Европы, входивших в зону влияния античной цивилизации, которые в своем становлении унаследовали многие государственно-правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась на периферии античной ойкумены. Видимо, этим можно объяснять сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов, их архаичность и своеобразие. В отличие от стран Западной Европы, для которых был характерен социально-экономический синтез античности и варварства, в славянских странах переход к феодализму совершался «бессинтезным» путем, на основе крушения первобытнообщинных отношений, а потому замедленно. Более длительным был и процесс соответствующего сктуктурирования общества.

В Киевской Руси господствовала коллективистская модель социальной структуры. Основной ячейкой общественного устройства была община. Наибольшее значение имели родовые корпорации знати (основанные на индивидуальной земельной собственности, вотчине) и территориальные общины свободных крестьян (основанные на коллективной форме собственности). Община на Руси имела как восточные, так и западные черты, обусловленные двойственностью эксплуатации территории: поля и луга в частной собственности; леса, выгоны, вода в общинном владении. Сугубо восточными признаком являлась круговая порука, компонентом западного развития выступало отсутствие рабства. Кроме сельской общины, в городах также существовали общины ремесленников: кожевенников, ювелиров, кузнецов и др. Церковная община объединяла всех верующих (и знать, и простых земледельцев). Эта замкнутая многофункциональная социальная система организовывала все виды деятельности человека: трудовую, семейную, культовую. Коллективистская (общинная) ментальность играла большую роль во всех сферах. Если человек оказывался за пределами общины, то утрачивал социальную защиту и превращался в изгоя.

Общинный  строй сказывался и на характере  власти, определяя принципы ее наследования. Носителем верховной власти являлся не конкретный князь, а княжеский род. Князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась старшему в роде. Государство в буквальном смысле строилось на принципах общественного договора населения земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. Демократическим, коллективным органом управления выступало вече, обладавшее широкими полномочиями. Оно ведало вопросами войны и мира, участвовало в обсуждении законодательства, распоряжалось княжеским столом, земельными и финансовыми ресурсами волости, смещало администрацию. Правящие круги Киевского государства не обладали необходимыми средствами для его подчинения.

Информация о работе Восточные славяне