Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 11:43, контрольная работа
Цель данной контрольной работы состоит в изучении расселения восточных славян, их занятия и быта, ее историческое значение это как предков наших
Задачи работы - проанализировать исторические источники о происхождении и расселении восточных славян; рассмотреть хозяйственную жизнь, быт, нравы, верования восточных славян; определить предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян.
Введение. Стр.3
Глава I.Восточные славяне: время их появления и места расселения. Стр.4-
$1.Первые упоминания о восточных славянах. Стр.4-8.
$.2.Расселение славян. Стр.9-
Глава II.Занятия и быт славян. Стр.
П.1. Хозяйство. Стр.
П.2. Быт.Стр.
П.3. Духовная жизнь восточных славян. Стр.
Заключение. Стр.
Список использованной литературы. Стр.
К IX веку появление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства каждой малой семье в отдельности.
На смену патриархальной семейной общине приходит территориальная сельская община, состоящая из малых семей.
Славяне VI –IX в.в. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством.
Важным изменением в жизни славян в VII-IX в.в. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство; затем появляются другие ремесла – камнерезное, слесарное, бондарное; ювелирное и т.д. ремесленники изготавливали из железа орудия труда и создавали замечательные украшения.
Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города распологались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Радога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск.
В города на торг съезжалось окрестное население, приезжали купцы из других стран. Торговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, медом, скотом и рыбами.
Главными путями сообщения были реки, по которым и располагались города. В качестве средств обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ноганы и др.) а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету, которая затем уступила место золотым слиткам – гривнам.
Селения славян укреплялись обычно валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м), наземного и полуземляночного типа.
Глава 2
2.Быт славян
Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома – в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.
В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.
В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец – кольчуги.
Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились
остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.
Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.
Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все
необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.
Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.
По археологическим
данным мы можем судить в
какой-то степени о быте древних
славян. Их располагавшиеся по
берегам рек поселения
Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину- вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Так в поселении X в. (т.е. когда уже существовало Древнерусское государство) – городище Новотроицком – не обнаружено следов более или менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота.
Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее богатых семей.
Приблизительно в VII-VIII в.в. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты – кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах – градах или на городищах – погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли – города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.
Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы – поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.
Духовная жизнь
Что же касается духовной культуры восточных славян, то следует сказать, что религией, которую исповедовали восточные славяне было язычество (в последнее время чаще употребляется другой термин – политеизм, т.е. многобожие)
Наши предки почитали силы природы. Первое место по значимости принадлежало Даждьбогу (у некоторых славянских племен назывался Ярило, или Хорс, или Велес) – богу Солнца, почитавшемуся как источник тепла и света. Необходимо заметить, что Велес иногда становился отдельным божеством – покровителем скота, а Хорсом называли само Солнце.
Даждьбог по преданию каждое утро выезжал на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры – Утренняя Заря и Вечерняя Заря – поочередно выводили и заводили в конюшню коней Даждьбога, кроме того у него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавших его лицо.
Другим важным божеством был Перун – бог грома и молнии. Кроме того он был покровителем дружинников и военного дела. Славяне считали, что Перун пускает свои стрелы – молнии из огненного лука – радуги. Иногда его молнии изображали в виде железных мечей. Считалось также, что Перун вооружен огромной палицей. Все эти орудия служили ему для борьбы со злыми демонами – великанами, повелителями туч и туманов. Перун, в конце концов захватывает власть над остальными языческими богами. Праздник Перуна отмечался ежегодно – 20 июля, и в этот день ему приносили в жертву быка или петуха.
Также славяне поклонялись Сварогу – богу неба и покровителю ремесленников, Стрибогу – богу ветров, Мокоши – богине земли и плодородия, покровительнице женского рукоделия. Сварог – бог неба и огня небесного, по поверьям древних славян разбивал лучами – стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо.
Изначально первое место в пантеоне восточных славян занимал Даждьбог, затем его постепенно оттеснил Перун, которому поклонялись княжеские дружинники.
Внешний культ божеств у славян был не развит. Храмы не строились, на открытых местах ставили идолов, которым приносили жертвы, иногда человеческие. Такие места назывались капищами. Славянские волхвы не превратились ни в жреческое сословие, как в Древней Греции, ни в жреческую касту, как жрецы на Востоке.
Гораздо большее развитие получил культ предков. Давно умерший основатель рода обожествлялся, его так и называли Родом. Соответственно, почитаемые прародительницы назывались рожаницами. После распада родовой общины место Рода занял домовой, покровитель дома, в котором он живет. Культом предков отчасти объясняется и долго существовавший у славян обычай кровной мести.
Водяной же – это дух рек и озер. Славяне считали, что для запугивания людей он громко хохотал, хлопал в ладоши, мог подражать речи человека или животных. Считалось, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, то коровой, то собакой.
Кикиморами считали злых духов человеческого жилища, либо леса (кикиморы болотные). Они представлялись восточным славянам, как женщины – невидимки, сгорбленные, безобразные. Считалось, что они могут выжить хозяев из дома, вредят животным, особенно курам. Они враждебны по отношению к мужчинам, рвут у хозяина волосы, бьют посуду, беспокоят ночью. Но, в то же время. Если хозяйка им понравится, они могут помочь печь хлеб, мыть, убирать.
Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза славяне придумали различные оберги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека постоянно при себе был амулет в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. В домах же на видном месте ставилась вырезанная из дерева фигурка домового, который как бы оберегал покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Мокошь, поэтому многие славянки носили на шее и груди изображение этого божества.
Основные славянские праздники и обряды также были неразрывно связаны с культом природы и предков. Например, в конце декабря отмечался праздник Коляды, позднее совпавший с Рождеством. Он был приурочен к началу прибавления дня, "поворотом солнца на лето". За Колядами шли другие праздники в честь солнца: проводы зимы, встреча весны ("Красная горка"). 24 июня отмечался праздник Ивана Купалы, божества изобилия и земных даров. Существовала легенда, что в ночь на Купалу цветет папоротник, сулящий тому, кто сумеет его найти, несметные богатства.
Помимо праздников, связанных со сменой года, существовали и обряды, являвшиеся данью умершим, тризны. К их числу относятся весенняя радуница и летние русалии.
Позднее многие языческие праздники были приурочены к христианским: проводы зимы – к Масленице, Коляды – к Рождеству и Святкам, Купала и русалии – к Иванову дню.
лиТЕРАТУРА
1. Кобычев В.П., В поисках прародины славян. М., Наука, 1973г.
2. Смирнов А.Н., Древние славяне. М., 1990г.
3. Шелов Д.Б., Славяне. Заря цивилизации., М., 1 1) Головатенко А."История России: спорные проблемы". М.:Шко-
ла-Пресс,1994.
2) Данилевский И.Н."Святополк Окаянный" // Знание - си-
ла. 1992, N8.
3) Думин С.В., Турилов
А.А."Откуда есть пошла
ля" // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории
России IX - начала XX в. М.,1991.
4) "История Росии с древности до наших дней", под ред.
М.Н.Зуева, М.:Высшая школа,1994.
5) "История России",под ред. А.Д.Сахарова: т.I,М.,1996.
6) Карташев А.В."Очерки по истории русской церкви. Т.I."
М.:Наука,1991.
7) Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. "История России VIII-XVвв." ,
М.:МИРОС-Аргус, 1995.
8) Ключевский В.О. "Курс русской истории: частьI" ,М.,1987.
9) Романов Б.А. "От Корсуня до Калки", М.,1990.
10) "Повесть временных лет" // Памятники литературы Древней
Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. М.,1978.
11) Платонов С.Ф."Курс
лекций по русской истории".М.,
12) Попов А.И."Названия народов СССР".Л.,1973.
13) Рыбаков Б.А. "Киевская Русь и русские княжества XII-XIII
вв".М.:Наука,1982.
14) Седов В.В."Восточные славяне в VI-XIII вв.".М.,1982.
15) Седов В.В."Происхождение
и ранняя история славян".М.,
16) Соловьев С.М."Сочинения: В 18 кн. Кн.I". М.:Мысль,1988.
17) Третьяков П.Н. "У истоков древнерусской народ-
ности". Л.,1970.
18) Щавелева Н.И."Происхождение и ранняя история славянских
народов" // Преподавание истории в школе. 1990. N1.
НННННННННННННННННННННННННННННН
Информация о работе Восточные славяне: расселение, занятия, быт