Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 15:35, доклад
Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.
В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен – поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Такой племенной союз включал в себя от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.
Восточные славяне. Занятия; развитие ремесла, торговли; религия; появление государственности.
Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.
В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен – поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Такой племенной союз включал в себя от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.
Основным занятием у восточных славян являлись земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда). С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XXв. Для сбора урожая использовали серп. К IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства.
Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город− это явление не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в условиях классового и феодального общества, возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности. На рубеже VIII−IX вв. впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла – кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Города, из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесел и торговли.
В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род вмещал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое племя имело своего бога-покровителя и часто даже свой пантеон.
Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество локальных духов.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о богах и героях и т.п. К Xв. Религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
Сам термин «язычество» произошел от церковнославянского «языци» – народы, иноземцы. Так называли народы, не принявшие христианство. Впоследствии введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.
Различный состав отдельных семей, входивших в территориальные общины, разный уровень их благосостояния, накопленных богатств, захват состоятельными и многочисленными семьями земель и угодий, пока еще пустовавших и никому не принадлежавших,− все это создавало условия для имущественного и социального неравенства внутри сельской общины.
Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть слаянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В 882 г. Два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян, превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IX в. раннефеодального государства.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
Антинорманская теория возникновения государственности.
Норманская и антинорманская теории противостояли друг другу десятилетиями, приводя весомые аргументы и доказательства (каждая в свою пользу). Норманская теория (основоположники - Бейер и Миллер) базировалась на неверном толковании русских летописей. Согласно ей Киевская Русь была создана викингами, которые подчинили восточнославянские племена и стали господствующим классом общества во главе с Рюриковичами. Теория утверждала, что славяне не могли создать государства в силу неполноценности.
Основателем «антинорманнской теории» стал Михаил Ломоносов. Он подверг резкой критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа русского». То же самое постигло и труды Байера по русской истории. Михаил Васильевич начал активно заниматься вопросами истории, понимая важность и значимость этого для жизни общества. Ради этого исследования он даже отказался от обязанностей профессора химии. Его «Древняя Российская история» была первым трудом антинорманиста, трудом борца за честь русского народа, за честь его культуры, языка, истории, трудом, направленным против теории немцев. Он знал прошлое Руси, верил в силы русского народа, в его светлое будущее.
М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории.
В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории, где позже появилось Русское государство, первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась, и многие территории, занимаемые чудскими племенами, позже были населены славянами. Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась на север и на восток. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и, соединив их, утвердили самодержавие.
Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. Территория, занимаемая славянским народом, и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством. К славянским странам также относятся Польша, Богемия, Моравия, Болгария, Сербия, Далмация, Македония и др. Большое количество славянских народов было известно во времена первых княжеств, за пределами России: ляхи по Висле, чехи по вершинам Альбы, болгары и сербы.
Моравляне около Дуная уже имели своих королей, а Новгород, Ладога, Смоленск, Киев и Полотск были процветающими городами. О варягах Ломоносов пишет следующее: "Неправильно рассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они из разных племен языков состояли. Только одни соединялись – обыкновенным тогда по морям разбоем". По мнению Ломоносова, варягами называли все северные народы, в доказательство этого он ссылается на шведских, норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племена варягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя по земле, где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе города Киева, где хранили награбленное.
Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.
Ломоносов дерзал, не оглядываясь назад,
не обращая внимания на завистников и
противников народного просвещения, справедливо
считая, что только «неусыпный труд препятствия
преодолевает», поскольку суеверный, ленивый
человек «в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая кроме
смраду и презренных гадин ничего не производит».
Беззаветно и неусыпно творя на благо
Родины, он уничтожал косность, темноту
и отсталость-дремучесть, коей славилась
Русь-матушка с былинных времён – творя
и просвещая, возвеличивал надежду на
просветлённое и непрерывное развитие
Духа («мой дух, с веселием внемли…») как
символа постижения истины и красоты.
В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усилились и обособились, что единое относительно централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.
Феодальное по своей сущности Древнерусское государство по своей форме представляло собой раннефеодальную монархию, что было характерно для большинства стран периода феодального строя. Означало это наличие сильной монархической власти, распространяющейся на огромную по тем временам территорию (1 млн. км2) с большим населением (4 млн. человек). Древнерусское государство с IX в. и особенно к концу X — первой половине XI в. (период его наивысшего расцвета) объединило в себе все ранее разрозненные племена восточных славян, а также отдельные неславянские народы. Власть киевского князя распространялась на огромную территорию: от Новгорода и Онежского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Оки и даже Волги на востоке.
Кульминационным пунктом развития древнерусской раннефеодальной монархии было время княжения Владимира Святославича (980—1015), когда Киевское государство стало одним из крупнейших государств Европы.
Князь Владимир сумел организовать действенную защиту Руси от сильных печенежских орд. Были построены десятки пограничных крепостей — «застав богатырских», а их гарнизоны усилены дружинниками из самых северных, самых отдаленных славянских земель, которым не было дела до печенежских наездов на южнорусские земли. В этом проявилась зрелость раннефеодальной монархии, сумевшей все части молодого государства заставить служить общей цели. Организация борьбы с печенегами в общегосударственном масштабе сосредоточила в руках киевского князя большие военные ресурсы, придавшие действенность и реальность его власти как великого князя всей Руси.
Могущественное Древнерусское государство представляло собой в то время большую международную силу. Вместе с тем построенное на сильной великокняжеской власти оно возникло в тот период, когда еще по сути дела не было необходимых экономических предпосылок для создания централизованного государства. Возникновение раннефеодальной монархии характерно для того времени, когда еще слабо развиты ремесло, торговля, города, когда еще отсутствует сеть развитых, прочных отношений между отдельными частями страны, когда страна не представляет собой в экономическом отношении монолитного целого, а в нее входят земли, находящиеся на самых различных ступенях развития.
Чем же в таком случае объясняется возникновение и существование в разных странах, в том числе и у нас, раннефеодальной монархии с большой территорией и сильной княжеской властью? Причина заключается в том, что период возникновения и существования раннефеодальной монархии совпадает с периодом становления первого этапа в развитии феодальной собственности на землю, первого этапа в развитии феодальных производственных отношений. Еще формирующийся класс феодалов (князья, бояре, монастыри. рядовые феодалы) был заинтересован в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить захват общинных земель, обеспечить охрану феодального землевладения,
закабалить свободных земледельцев-общинников, превратить их в феодально-зависимых людей, а главное — обеспечить бы защиту от внешних вторжений.
Таким образом, раннефеодальная монархия представляет собой закономерный итог длительного процесса формирования феодальной собственности на землю, феодальных отношений, основных классов феодального общества.
Поддержка великого князя со стороны всего класса феодалов в целом обеспечила быстрое распространение власти киевских князей на всю территорию Руси.
Но Древнерусское государство не было централизованным государством. Оно представляло собой конгломерат феодальных сеньорий, причем отношения между центральной и местной властью строились по принципу сюзеренитета-вассалитета. Между феодалами оформлялись особые, так называемые феодальные договоры, в которых устанавливались и регламентировались права, с одной стороны, феодалов-сюзеренов, а с другой — феодалов- вассалов.